В апреле с. г. турецкие импортеры приобрели у «Газпрома» лишь 413 млн куб. м трубопроводного газа — в 3,6 раза меньше, чем в том же месяце год назад. Россия теперь станет крупнейшим поставщиком газа в Китай. В 2027 году будет запущен дальневосточный маршрут на 10 млрд куб м газа в год.
Нужно отметить, что Турция практически исчезла из российского информационного пространства. Президент Р.Т.Эрдоган, который ездил в Сочи, как в магазин за покупками, тоже пропал и встречаться с соседом явно не спешит, за исключение бесед на международных форумах. Причина охлаждения отношений на виду: санкции привели к тому, что, Турция перестала ощущать выгоду от своего положения главного поставщика подсанкционных товаров в Россию. Риски стали слишком велики. Поэтому многие турецкие банки перестали осуществлять переводы в Россию.
По этой же причине куда-то пропал «Турецкий поток-2», который с помпой анонсировали, а теперь о нем как-то не особо слышно. При этом Турция не собирается отказываться от своей стратегии строительства газового хаба, но усиленно работает в Центральной Азии, пытаясь перехватить газовые потоки из Казахстана и Туркмении. Цена вопроса – трубопровод через Каспийское море до Баку. Правда, одной этой трубой в таком случае не обойдешься, нужно будет строить дополнительные газопроводы проекта ТАNАР, нынешней мощности которого внезапно может оказаться недостаточной.
В любом случае это не российский газ, тем более, что топология газовых сетей, выстроенных еще в советское время, такова, что по южному маршруту, откуда и питается «Турецкий поток», идет преимущественно газ из Центральной Азии, а вот северные месторождения были ориентированы на поставку через маршруты, которые ранее занимали трубопроводы через Белоруссию и уже в последние годы – «Северные потоки».
Поэтому если газ в Турцию пойдет из Центральной Азии, то его не хватит на вторую линию «Турецкого потока». Можно создать новые транспортные коридоры, соединив на территории России перемычками северный и южный коридоры (и такие перемычки, конечно, есть, но недостаточно мощные), но смысла вкладываться особенно нет — в любой момент Европа может принять новые санкции, и все эти затраты никогда не окупятся.
Кроме того, Р.Т.Эрдоган хочет сделать из своей страны еще и зерновой хаб, чтобы именно через Турцию шли поставки зерна из России на экспорт. В Ливию это уже идет – она закупает российское зерно только у Анкары. Не случайно Турция решила в июне приостановить покупку российского зерна до 15 октября с. г.
В общем, в Анкаре теряют интерес к России. За последний год поставки газа на внутренний турецкий рынок из России упали кратно. Поэтому Р.Т.Эрдогану пока нечего обсуждать с В,В.Путиным. У России свое понимание газового хаба в Турции, и свой поход к тому, как вывозить свое зерно и Новороссийска и Туапсе. Логично, что Турция пропала из российского информационного пространства, а Россия — из турецкого.
При этом Анкара проявляет все более повышенный интерес к Африке. Президент Реджеп Тайип Эрдоган 19 июля представил парламенту предложение одобрить размещение турецких войск в Сомали, в том числе в сомалийских территориальных водах. Всего за день до этого Министерство энергетики Турции объявило, что вскоре Турция отправит к берегам Сомали глубоководное исследовательское судно для разведки нефти и газа в рамках двустороннего соглашения о сотрудничестве в области углеводородов. В начале года в ходе визита министра обороны Сомали в Анкару Турция и Сомали подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики. За последние несколько лет Турция стала близким союзником правительства Сомали. Анкара строит школы, больницы и инфраструктуру в Сомали и предлагает сомалийцам стипендии для обучения в Турции. В 2017 году Турция открыла крупнейшую иностранную военную базу в Могадишо. Турецкие специалисты также проводят обучение сомалийской армии и полиции.
Ну и, наконец, турецкие компании получат в Нигере все необходимые льготы и возможности. Об этом заявил 18 июля премьер-министр Нигера Али Махаман Ламин Зейн. Глава правительства по итогам встречи со своим турецким коллегой указал, что «турецкие компании, которые хотят инвестировать в горнодобывающий сектор Нигера, получат все необходимые льготы и возможности».
Напомним, что в прошлом месяце правительство Нигера аннулировало лицензию французской компании Orano на добычу на одном из крупнейших урановых рудников. При этом многие аналитики были уверены, что месторождение теперь отойдет «Росатому».