- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы развития атомной энергетики в арабских странах

По сообщениям региональных информагентств, в августе с.г. Египет планирует направить группу из двадцати специалистов, представляющих национальную Организацию по атомным электростанциям (ОАЭС) для прохождения стажировки в России.

Предполагается, что египетские специалисты в течение трех недель пройдут обучение на российских АЭС по введению в эксплуатацию и управлению работой атомными электростанциями, а также обеспечению безопасности на атомных объектах.

Сообщается также, что обучением упомянутых египетских специалистов займется российская госкорпорация по атомной энергии «Росатом». Стажировку оплатит правительство Египта. Кроме того, ОАЭС в настоящее время изучает также вопрос о направлении своих стажеров на атомные объекты в страны Европы и Азии.

Автору этих строк уже доводилось писать, что поворот к ядерной энергетике в Египте произошел после того, как во время работы съезда правящей Национально-демократической партии (НДП) её лидер и президент страны Х.Мубарак 21 сентября 2007 года предложил правительству „вернуться к планам в сфере мирной атомной энергетики”. Двумя днями раньше во время упомянутого съезда НДП с предложением по созданию Египтом собственной ядерной программы выступил сын главы страны, политический секретарь НДП и возможный „наследник” главной государственной должности в Египте Гамаль Мубарак.

Было заявлено, что страна планирует до 2016 года соорудить первую АЭС мощностью 1000 МВт в районе города Ад-Дабаа, который расположен на средеземноморском побережье (150 км западнее от второго по величине города Египта – Александрии). Стоимость проекта оценивается приблизительно в 1,5-2 млрд дол.

Кроме того, было заявлено, что в районе Ад-Дабаа до 2020 года запланировано строительство трёх атомных электростанций суммарной мощностью 1800 МВт. Отвечая на реплики оппозиционных СМИ относительно прав собственности на упомянутый земельный участок, министр электрификации Египта Хасан Юнес подчеркнул, что 45 кв. км земли под строительство АЭС в указанном районе было отчуждено почти три десятилетия тому назад (с этой местности были выселены бедуины, а место строительства огорожено). Однако, после аварии на Чернобыльськой АЭС правительство АРЕ заморозило строительство АЭС, ограничившись лишь разработками в сфере гидроэнергетики, а также генерации электроэнергии из энергии ветра и солнца.

В ходе „азиатского” турне президента Х. Мубарака в Россию и Китай в начале ноября 2007 года, а также визита в Каир президента России Д. Медведева в июне прошлого года со стороны Москвы и Пекина прозвучали заверения в желании „всячески способствовать” Египту на пути успешной реализации его ядерной программы.

Кроме того, в марте 2008 года во время очередного визита президента АРЕ в Москву Россия и Египет подписали соглашение о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях. Этот документ позволяет российским компаниям участвовать в будущих тендерах на строительство АЭС в Египте. В 2009 году Россия получила от Египта официальное приглашение принять участие в тендере на строительство первой на египетской территории АЭС.

Надо отметить, что Египет имеет значительный ядерный потенциал, принимая во внимание то обстоятельство, что на территории страны имеются , залежи урановой руды на Синайском полуострове и на побережье Красного моря. Более того, в АРЕ уже имеется два экспериментальных реактора. Один из них мощностью 2 МВт был построен СССР еще в 1958 г., другой был приобретен в Аргентине в 1998 г. (мощность – 22 МВт).

Желание возобновить свою программу со стороны Каира вызвало настоящую „цепную реакцию” в арабском мире.

Вслед за Египтом о своём желании развивать ядерные программы заявили Тунис, Марокко, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Сирия.

В частности, в марте с.г. во время работы конференции по ядерной энергетике в Париже замминистра иностранных дел Сирии Файсал Мекдад заявил, что его страна ищет „альтернативные источники энергии, в том числе в контексте ядерной энергетики». По словам сирийского дипломата, ядерная энергия необходима стране для удовлетворения растущей потребности в электроэнергии, учитывая рост населения страны.

При этом Ф. Мекдад заметил, что право на „мирный атом” должно принадлежать всем, а не только монопольному клубу государств, владеющих соответствующими технологиями.

Более того, во время недавнего визита в Дамаск президента РФ Д.Медведева министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что РФ будет помогать Сирии со строительством атомной электростанции, а глава государства Дмитрий Медведев, выступая совместно с сирийским президентом Башаром Асадом на пресс-конференции, заявил, что сотрудничество в сфере ядерной энергетики „может получить второе дыхание”.

Примечательно, что ядерные разработки Сирии в прошлом неоднократно вызывали подозрения со стороны Израиля и западных стран. Так, в сентябре 2007 года израильская авиация разбомбила некий секретный объект в Сирийской пустыне. Американская разведка высказывала предположение, что это был строящийся ядерный реактор, предназначавшийся для производства оружейного плутония. Сирия утверждает, что это был обычный военный объект, и страна не ведет никаких запрещенных ядерных разработок.

Также о планах Саудовской Аравии построить первую атомную электростанцию в свое время заявил министр водных ресурсов и энергетики королевства Абдулла аль-Хоссаин,

Кроме этого, в апреле с.г. король Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз издал указ о создании научного центра атомной и возобновляемых источников энергии, который должен подчиняться непосредственно главе правительства. Создание нового научного центра основывается на рекомендациях, разработанных правительственной комиссией по изучению потребностей Саудовской Аравии в электроэнергии и водных ресурсах.

В указе, в частности, отмечалось, что мирное использование атомной энергии в рамках соблюдения международных соглашений позволит правительству Саудовской Аравии разрабатывать планы и темпы социально-экономического развития страны на прочной энергетической базе, а также даст возможность развивать в королевстве научные исследования.

Следует отметить, что в странах ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), испытывающих постоянно возрастающую потребность в электроэнергии, все большее внимание уделяется развитию атомной энергетики. По мнению экспертов, атомная энергетика рассматривается правительствами арабских стран Персидского залива в качестве основного источника получения электроэнергии в будущем.

В настоящее время ведущие позиции в области использования атомной энергии в странах ССАГПЗ занимают Объединенные Арабские Эмираты. Заключив в декабре 2009 года контракт с Южной Кореей стоимостью 40 млрд долл. на строительство 4 атомных реакторов, ОАЭ станут первой страной ССАГПЗ, начавшей использовать атомную энергию. Ожидается, что первый атомный реактор в ОАЭ будет запущен в промышленную эксплуатацию в 2017 году.

Кроме того, в конце февраля с.г. Париж сообщил, что окажет серьезную поддержку Иордании в вопросах реализации ее ядерной программы. С соответствующим заявлением выступил премьер-министр Франции Франсуа Фийон на пресс-конференции во время своего визита в Иорданию. Соглашение между сторонами включает, в том числе, поддержку в добыче урана для мирных целей.

Также в мае с.г. Иордания подписала соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики с Россией. Согласно условиям сделки, Россия создаст в Хашимитском Королевстве атомные электростанции, исследовательские учреждения в области ядерной энергетики и учебные центры для подготовки местных специалистов. „Мы намерены сотрудничать в строительстве атомных электростанций и планируем построить в Иордании в ближайшие десятилетия четыре АЭС”, — заявил глава „Росатома” Сергей Кириенко.

Важно отметить, что нынешнее правительство Иордании ставит одной из наиболее приоритетных задач своей политики обеспечить производство 30% всей электроэнергии в стране с помощью ядерных реакторов к 2030 году.

Кстати, Франция и Россия проявляют наибольшую активность в налаживании атомного сотрудничества и с другими арабскими странами.

В частности, Париж заключил соглашение с Триполи о сооружении в Ливии ядерной установки по опреснению воды на основе ядерного реактора, а также подписал с Рабатом соглашение о сотрудничестве в области атомной энергии, согласно которому французы окажут содействие Марокко в строительстве первой атомной электростанции.

В этой связи, стоит напомнить, что еще в апреле 2008 года Франция и Тунис подписали соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики, по которому через 10-15 лет Франция сможет поставить АЭС в эту североафриканскую страну.

Со своей стороны, в июне с.г. министр юстиции РФ Александр Коновалов, являющийся сопредседателем совместной российско-марокканской межправительственной комиссии, сообщил, что „Росатом” будет участвовать в тендере на строительство энергоблока атомной электростанции в Марокко.

В такой франко-российской активности, кроме сугубо экономической, прослеживается отчетливая политическая мотивация. Некоторые западные специалисты по ближневосточной проблематике допускают, что Франция и Россия ведут активную кампанию по „выманиванию умеренных арабских режимов из американского лагеря” (цитата из выступления известного эксперта американского аналитического центра Heritage Foundation Джона Ткачика).

В связи с активизацией в последнее время ядерных программ арабских стран, актуальными остаются вопросы их характера и рисков.

Относительно характера, официальные власти арабских государств постоянно подчеркивают, что полностью придерживаются Договора о нераспространении ядерного оружия. В частности, Египет настоял на том, чтобы в докладе МАГАТЭ по Ирану, который был подготовлен для СБ ООН, был включен параграф о „Ближнем Востоке, свободном от ядерного оружия”.

Однако, обращая внимание на подобные заявления, ряд экспертов по ядерной проблематике не исключают, что арабские режимы, при условии резкой смены геополитической конъюнктуры в регионе, вполне могут попытаться, под прикрытием мирной программы, создать ядерное оружие, чтобы обеспечить противовес ядерному арсеналу Израиля и Ирана.

Тезис имеет под собой почву, поскольку, например, вопрос относительно характера ядерной программы Египта неоднократно возникал в прошлом. В частности, в начале 2005 года было распространено сообщение со ссылкой на „венские дипломатические источники” (в Вене, как известно, находиться штаб-квартира МАГАТЭ) относительно обнаружения доказательств тайных египетских ядерных экспериментов, которые „могут быть частью программы вооружения”.

Более того, по убеждению региональных экспертов, „вызывают подозрения” неоднократные визиты в АРЕ несколько лет тому назад пакистанского ученого Абдаллы Кадыра Хана, который позднее признал, что передавал ядерные технологии „другим странам”.

Что же касается рисков, то можно выделить две группы угроз в случае реализации ядерных проектов в арабских странах: технические и геополитические.

К основной „технической” угрозе эксперты относят низкий уровень безопасного функционирования АЭС (в качестве главных причин аналитиками называются климатические условия, угроза терактов, а также „специфическое отношение к жизни в арабском мире”).

Кроме того, существует опасность похищения во время процесса обогащения или переработки отработанного топлива со стороны террористических организаций.

Главными геополитическими рисками называются, в первую очередь, опасность „милитаризации” арабских ядерных программ.

После начала военной операции в Ираке в арабском мире все большее распространение получает мысль, что наличие ядерного оружия является „наиболее действенным способом национальной безопасности”, а также четко разделяет страны на „субъекты”и „объекты” мировой политики.

Более того, это может привести к угрозе дальнейшей активизации ядерных программ Ирана и Израиля, стремление „адекватно ответить” на это со стороны арабских стран и дальнейшая эскалация напряженности в регионе. „Рецидив индийского синдрома”, когда ядерные испытания в Индии стали причиной активизации усилий в этом направлении Пакистана и, в определённой степени, Ирана, в арабском мире может „полностью выйти из-под контроля”.

Кроме того, все это подогревается тем, что угроза обострения борьбы за влияние на Ближнем Востоке со стороны главных мировых стран и региональных организаций путем финансирование арабских ядерных программ может рассматриваться в качестве важного „рычага” распространения своего влияния в регионе.