- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: первое испытание для Т.Мбеки

Как мы уже писали, руководитель «африканских мудрецов» Т.Мбеки с благословения США активно приступил к посредническим усилиям не только в Дарфуре, но и по линии Север-Юг. В американском руководстве полагают, что бывший президент ЮАР является той самой авторитетной фигурой, которая сможет обеспечить в Судане мирный развод Севера и Юга и не допустить новой войны. Сразу заметим, что, по нашей оценке, ни о какой войне в принципе идти речь не может по двум основным причинам: обе армии не располагают достаточным военным потенциалом для возобновления полномасштабной войны; сама экономическая реальность (нефть на Юге, единственный трубопровод на Севере) не позволит Джубе и Хартуму начинать какую-либо войну. Таким образом, опасность возникновения напряженности лежит не в плоскости государственных институтов, а в сфере племенных противоречий. А вот они в состоянии серьезно обострить ситуацию и втянуть стороны в вооруженный конфликт. Правда, он опять же будет опосредованным, то есть без прямого участия регулярных вооруженных сил, а с использованием всех рычагов влияния и поддержки лояльных разным сторонам племенных групп.

Мы имеем в виду, прежде всего ситуацию, которая складывается сейчас в спорном штате Абъее и который, обладая большими нефтяными запасами, должен быть по Всеобъемлющему мирному соглашению (ВМС) разделен на две части. Демаркация последних была проведена в прошлом году при участии Международного арбитражного суда, что фактически делает невозможным и для Джубы, и для Хартума как-то юридически этот момент оспорить. Напомним, что результаты демаркации более отвечают интересам Хартума. Некоторые эксперты даже утверждали, что между южанами и северянами существовал даже негласный договор: Джуба соглашается с итогами демаркации, Хартум не препятствует проведению референдума о независимости Южного Судана.

Но как всегда высокие договаривающиеся стороны позабыли про местное население в лице арабского кочевого племени миссерия. Последние являлись верными сторонниками Хартума в период гражданской войны, а теперь находятся в крайней степени разочарования. Мало того, что центральные власти «отобрали» у них «их» штат Западный Кордофан, разделив его на две части, так и демаркация Абъея, по мнению старейшин миссерия, была проведена без их участия. Кроме того, остается нерешенной и проблема традиционных сезонных кочевых маршрутов миссерия, от которых племя отказываться не собирается. Визит Т.Мбеки в Абъей и должен был, по идее, прояснить эту ситуацию и наметить пути выхода из кризиса. Но не прояснил.

Встреча со старейшинами миссерия в столице Абъея Мудлаге выявила несколько ключевых моментов, которые должны стать предметом для серьезных консультаций.

1.Старейшины выразили свое неприятие ВМС, включая не только пункты о демаркации, но и сам текст документа в целом. Основной претензией стало обида старейшин на то, что при заключении этого документа никто в Хартуме не проконсультировался с ними предварительно. Они настаивают на признании легитимной границы 1956 года. Кроме того, миссерия пребывают в недоумении от заявления второго человека в Джубе Р.Машара о том, что «ВМС является политическим, но не юридическим решением».

2.Ключевое значение придается миграционным процессам. В этой связи миссерия признают понимание этой проблемы со стороны губернатора Единого штата (основной пункт кочевых маршрутов) Т.Денга, но отмечают его слабое влияние на решения партийных ячеек СНОД (руководитель П.Малонг), которые проводят деструктивную по отношению к миссерия политику. В этой связи старейшины считают, что возникшее в настоящее время напряжение связано именно с резким увеличением в Абъее южносуданских функционеров. А само обострение ситуации используют в своих интересах обе стороны.

3.Миссерия не признают законности проведения референдума в Абъее, который должен определить будущую государственную принадлежность частей штата. Они считают, что за основу необходимо принимать решения 1956 года, которая определяет территорию штата как территорию миссерия.

4.Жалобы на недостаточный объем (по сравнению с динка) объемов получаемой гуманитарной помощи.

 

Необходимо также учитывать два параллельных процесса, которые происходят сейчас в Абъее. Это рост в штате численности динка, которые явно не случайно стали возвращаться в места своего постоянного проживания. И крайне неблагоприятная климатическая ситуация в штате, что вынуждает миссерия оставаться на далеких от штата пастбищах. Таким образом, на сегодняшний день можно констатировать явное превалирование населения динка над миссерия. Это в свою очередь станет определяющим моментом в период проведения референдума. Уже сейчас нарастает кризис, связанный с тем, что миссерия захватывает и обустраивает свои новые кочевые поселения на местах, где раньше проживали динка, или же изгоняют их с севера штата. Беженцы-динка по призыву своих партийных руководителей начали процесс активного возвращения. СНОД поставило задачу вернуть к моменту проведения референдума в Абъей от 20 до 60 тыс. беженцев. Ситуация чревата еще и возникновением гуманитарной катастрофы, так как природные и сельскохозяйственные ресурсы штата просто не в состоянии «переварить» такое количество резко возросшего населения, а гуманитарные организации до сих пор не имеют в штате хорошо налаженной системы поставок и распределения грузов

Все сказанное объясняет нежелание миссерия признавать итоги референдума или даже участвовать в нем. Решение здесь может быть достигнуто лишь путем выработки компромисса, когда миссерия будут гарантировать нормальное проведение референдума, а динка признают в качестве населенных пунктов передвижные лагеря миссерия. Пока стороны на это не идут. Более того, с марта с.г. нападения миссерия на динка стали носить регулярный характер, особенно в северных районах штата. Одновременно следует ожидать ужесточение позиции динка в период после проведения референдума о независимости Южного Судана и их требования проводить референдум в Абъее. Такое требование вытекает из ВМС и определяется нарастающим численным преимуществом динка в северных районах штата.

Пока стороны (Хартум и Джуба) даже не пришли к компромиссу в отношении кандидатуры главы наблюдательной комиссии по проведению референдума. Предложение Т.Мбеки (которое поддерживает ЮНАМИС) назначить на эту должность иностранного авторитетного представителя пока своего положительного отклика не нашло.

Сложившаяся ситуация, несомненно, стала итогом непродуманной политики в Хартуме и Джубе. Суданские власти явно «упустили» процесс влияния на миссерия. Возможно, что для решения проблемы вновь потребуется «военный преступник» М.Харун, который очень эффективно взаимодействовал с вождями миссерия и пользуется у них авторитетом. Нетрудно предположить, что в итоге власти пойдут на облегчение режима пересечения границ кочевниками, ибо без этого говорить о каком-либо прогрессе на этом направлении не приходится. То же самое будет сделано и в рамках делегирования ряда ключевых постов в структуре исполнительной ветви власти штата представителям миссерии.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что ключ решения проблемы лежит все-таки за столом переговоров между Хартумом и Джубой. Несмотря на все обиды, миссерия по-прежнему идентифицирует себя как часть арабской Уммы, а динка, несомненно, олицетворяют себя с руководством СНОД. Таким образом, Т.Мбеки, который в сердцах воскликнул по итогам совещания в Мадлуге: «А что мы здесь тогда делаем?», будет решать вопрос по Абъею в Хартуме и Джубе. И только тогда, когда власть предержащие сочтут это целесообразным.