Главнокомандующий суданской армией Абдель Фаттах аль-Бурхан и президент Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Мухаммед бен Заид поговорили друг с другом 18 июля по телефону при посредничестве премьер-министра Эфиопии Абия Ахмеда. Многочисленные суданские и дипломатические источники сообщили, что Абий Ахмед выступил посредником в телефонном разговоре после своей недавней поездки в Порт-Судан для встречи с аль-Бурханом и в связи с заключением соглашения о двустороннем валютном свопе на 817 млн долларов между Центральным банком ОАЭ и Национальным банком Эфиопии. Это был первый разговор между двумя лидерами с июня 2023 года, когда суданская армия обвинила ОАЭ в Совете Безопасности ООН в предоставлении оружия и поддержки военизированным Силам быстрой поддержки (СБП), с которыми армия воюет с 15 апреля прошлого года. Источник, близкий к суданской армии сообщил, что телефонный звонок был предложен во время визита Абия в Порт-Судан на прошлой неделе. Во время этого визита аль-Бурхан возил Абия по столице Судана военного времени в присутствии всего одного переводчика, что вызвало предположение, что переговоры между лидерами, которые оба имеют большой опыт ведения гражданских войн, были совершенно секретными: «Во время визита Абия Ахмеда он убедил аль-Бурхана ослабить напряженность в отношениях с ОАЭ, сказав ему, что это также было желанием руководства Эмирата, включая главу государства Мухаммеда бен Заида». Согласно нескольким суданским источникам, разговор между Мухаммедом бен Заидом (MБЗ) и аль-Бурханом должен был оставаться в секрете, но эмиратское государственное информационное агентство WAM сообщило об этом 18 июля. Эта утечка дала толчок двум конкурирующим историям – одной от суданской армии и одной из ОАЭ – о том, что обсуждалось и даже о том, кто сделал фактический телефонный звонок. Хотя считается, что звонил аль-Бурхан, правительство Судана, поддерживаемое армией, заявило, что звонок был сделан МБЗ. «Во время телефонного разговора шейх Мухаммед бен Заид выразил желание ОАЭ помочь остановить продолжающуюся войну в Судане. Аль-Бурхан сообщил ему, что суданский народ обвиняет ОАЭ, имея веские доказательства, в поддержке повстанцев («Джанджавид»), пособничестве тем, кто убивает суданцев, разрушает их страну и вытесняет их самих. Он призвал ОАЭ прекратить эти действия», — говорится в заявлении для СМИ Суверенного совета Судана, ориентированного на армию. Согласно информации агентства WAM во время телефонного разговора между аль-Бурханом и MБЗ, правитель Абу-Даби «подтвердил поддержку ОАЭ инициатив, направленных на прекращение кризиса в Судане», а также «подтвердил стремление ОАЭ поддерживать все решения и инициативы, направленные на прекращение эскалации и прекращение кризиса в Судане таким образом, чтобы способствовать укреплению его стабильности и безопасности и реализации чаяний его народа». Кроме того, в суданских армейских кругах существуют некоторые разногласия по поводу того, как теперь вести себя с ОАЭ. Ясир аль-Атта, помощник аль-Бурхана, недавно назвал MБЗ «дьяволом арабов» в комментариях, которые, как полагают, были приурочены к телефонному разговору с аль-Бурханом. В ноябре аль-Атта публично раскритиковал ОАЭ в речи перед сотрудниками Службы общей разведки в Омдурмане: «У нас есть информация от разведки, военной разведки и дипломатических кругов о том, что ОАЭ направляют самолеты для поддержки формирований «Джанджавид». По оценкам США, на данный момент в войне в Судане, которая длится уже 15 месяцев, было убито около 150 000 человек. Более 10 млн суданцев являются перемещенными лицами внутри страны, что Организация Объединенных Наций называет наихудшим кризисом перемещения населения в мире. Ранее сообщалось о обширной поддержке, которую ОАЭ оказывают СБП через сеть маршрутов поставок, которые проходят через Ливию, Чад, Уганду и ЦАР. Сами ОАЭ продолжают отрицать, что они вооружают и снабжают СБП, которыми руководит их давний союзник Мухаммед Хамдан Дагло, генерал и бывший командир формирований «Джанджавид», известный как Хемити. Международные правозащитные группы нашли «четкие и убедительные доказательства» того, что СБП совершают геноцид против «неарабских групп» в Дарфуре, обширном западном регионе Судана, который сейчас почти полностью контролируется военизированными формированиями. Амджед Фарид, бывший специальный советник свергнутой гражданской администрации Судана во главе с Абдаллой Хамдоком, полагает, что телефонный звонок был «частью попыток ОАЭ обелить свой имидж и уменьшить международное давление на них из-за их поддержки и вооружения СБП. На самом деле этот звонок ничего не меняет. Дипломатические любезности через Абия Ахмеда с аль-Бурханом или другими лицами не освобождают ОАЭ от ответственности за действия аффилированного с ними ополчения в нашей стране. Разрушение нашей земли, перемещение нашего народа и зверства, развязанные ополченцами, — незабываемые и непростительные преступления». Интересно, что аккурат накануне этого телефонного разговора, Эфиопия и ОАЭ объявили о сделке валютного свопа, которая, по словам регулирующих органов, «усилит предоставление ликвидности в местных валютах, что позволит эффективно осуществлять трансграничные транзакции между Эмиратами и Эфиопией». Страны также подписали два первоначальных соглашения об использовании местных валют при расчетах по трансграничным транзакциям и об объединении своих систем платежей и обмена сообщениями. От себя рискнем предположить, что все это не совпадение. ОАЭ использует свой испытанный метод покупки у посредников и заинтересованных сторон нужного себе решения того или иного кризиса. Но пока это только меморандумы о намерении, и не более того. Повторим, что пока противоборствующие стороны в Судане очень далеки от соглашения.
Помимо этих в большей степени секретных переговоров продолжались некие посреднические усилия и на других площадках. Три события в этом месяце были связаны с прекращением войны в Судане. Каждое из них рассматривало проблему под разным углом. Первой была Конференция политических и гражданских сил Судана, которая состоялась в Каире 6 июля. Конференция послала позитивные сигналы, которые необходимо учитывать, поскольку она объединила, впервые с начала войны в апреле прошлого года, гражданские и политические группы, которые ранее жестоко конфликтовали. Это наводило на мысль, что они никогда не встретятся вместе в одном зале, но они встретились под эгидой только суданских посредников, в то время как роль Египта была сосредоточена на обеспечении необходимой логистики для успеха встречи. Еще одним положительным признаком стало то, что лидеры различных групп отказались от индивидуальных выступлений на конференции в пользу одной речи, произнесенной от имени всех них. Затем представители всех блоков присутствовали на совместном заседании, и им удалось согласовать итоговое заявление, хотя некоторые фракции позже вышли из него. Как полагают эксперты, эта конференция не могла достичь большего, поэтому то, чего она достигла, является первым шагом в поиске общего видения гражданского общества о том, как остановить войну. То есть, ее главный успех в том, что удалось собрать за одним столом различные группы суданского гражданского общества. При этом организаторы исходят из того, что основная ответственность за прекращение войны ложится на гражданское общество, поскольку ему поручено отвечать на вопросы о будущем руководства суданской армии, будущем Сил быстрой поддержки и других ополченцев, а также об ответственности за преступление с начала войны и совершенные нарушения. Гражданское общество также должно заняться разрешением гуманитарного кризиса в Судане и достичь консенсуса по переходному периоду под руководством гражданских сил без участия партнеров ни одной из воюющих сторон. Это в дополнение к другим элементам политического процесса, без которых война не закончится.
Второе мероприятие проходило на прошлой неделе в Женеве под эгидой ООН. Оно предполагает непрямые встречи между представителями суданской армии и Сил быстрой поддержки, и его целью является решение проблемы гуманитарного кризиса. Здесь исходят из того, что решение гуманитарной проблемы является правильным подходом к прекращению войны в Судане и является главным приоритетом для решения проблемы ухудшения ситуации по всей стране. Успех в этом деле, помимо уменьшения остроты кризиса, как полагают в ООН, может послужить практической отправной точкой для единства гражданских и политических партий, выступающих против войны, и подходящей отправной точкой для запуска политического процесса. Учитывая неспособность организовать гуманитарную помощь и защиту нуждающихся в Судане с момента начала войны, международным и региональным участникам было предложено встретиться, чтобы пересмотреть существующие на данный момент подходы и договориться о новых методах нестандартного мышления, которые более эффективны для удовлетворения потребностей людей с использованием опыта предыдущих методов оказания гуманитарной помощи, таких как операция «Линия жизни», и предложениями на 2016-2017 годы по оказанию помощи суданским штатам Южный Кордофан и Голубой Нил. В этом же контексте, старшим и опытным лидерам международного и регионального сообщества предлагается вести отдельные переговоры с влиятельными старшими офицерами суданской армии и Сил быстрой поддержки и договариваться на двусторонней основе с каждой стороной относительно создания безопасных коридоров и доставки гуманитарной помощи гражданскому населению. Это основано на признании права каждой стороны контролировать и утверждать коридоры доставки помощи.
Что касается третьего мероприятия, то оно проходит в Аддис-Абебе под эгидой Африканского союза. Ряд экспертов полагает, что оно повторяет ошибочный опыт, которые АС совершал с тех пор, как война в Судане стала частью его повестки дня. В июле прошлого года АС объявил, что для привлечения суданских гражданских групп к усилиям по прекращению войны путем запуска политического процесса, разработанного Суданом и возглавляемого им, он созывает встречу 25 августа прошлого года в Аддис-Абебе, в которой примет участие большое количество суданцев. Как только новость распространилась в то время, возникли вопросы: является ли встреча детищем Африканского союза или это результат консультаций с группой суданцев? Если последнее, то кто эти суданские лица, что и кого они представляют? Кроме того, каковы были критерии отбора участников? Была ли это встреча для обсуждения вклада гражданских сил в прекращение войны, и, таким образом, участвовали бы антивоенные силы, или это было похоже на предыдущие встречи, которые ни к чему не привели? Если есть ответы на все эти и другие вопросы, почему отсутствует прозрачность? Очевидно, что АС придерживался прежнего подхода в отношении нынешней встречи в Аддис-Абебе, которая не приведет к запуску какого-либо политического процесса, а вместо этого будет обречена на провал, потому что она ограничена одним блоком с однородными целями и видениями, в то время как основные блоки и группы с разными видениями бойкотировали ее. Такой подход, который не учитывает острые сложности, окружающие отношения внутри суданского гражданского общества, и навязывается без каких-либо предварительных консультаций с существующими в нем группами и блоками и без учета их замечаний, является ошибочным подходом и собственно и привел к возникновению неких новых более узких площадок по достижению перемирия.