Два внутренних источника из Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США поставили под сомнение версию турецкого правительства о попытке государственного переворота в 2016 году, которая, по мнению многих, была операцией «под чужим флагом», направленной на укрепление власти президента Реджепа Тайипа Эрдогана. В своей книге под названием «Никогда не уступай ни дюйма», вышедшей в прошлом году, Майк Помпео, который занимал пост директора ЦРУ и госсекретаря в администрации Дональда Трампа, описал события 15 июля 2016 года как «предполагаемый государственный переворот», что ставит под сомнение точность изложения правительства Эрдогана. «У Турции есть все стимулы для того, чтобы твердо встать на сторону Запада, а также у населения, которое приветствует это и извлекает из этого выгоду. Однако с момента «предполагаемого государственного переворота» в 2016 году президент Эрдоган стал полностью исламистско-авторитарным. Я провел бесчисленное количество часов с ним и его советником по национальной безопасности Ибрагимом Калыном и главой разведки Хаканом Фиданом», — написал Помпео в своей книге. Когда он впервые посетил Турцию в качестве директора ЦРУ в 2017 году, он сказал, что ему показали длинную видеозапись событий государственного переворота, по-видимому, подготовленную правительством Эрдогана в качестве пропагандистского материала, чтобы убедить иностранных гостей в правдивости его повествования о событиях 15 июля. Он совершил еще один визит в Турцию в 2018 году в качестве госсекретаря, а затем снова в 2019 году, сопровождая вице-президента Майка Пенса, чтобы убедить президента Эрдогана прекратить военную интервенцию в Сирии. Во время визита Эрдоган попросил несколько минут наедине с Пенсом, но встреча длилась намного дольше, чем ожидалось. Он описал поездку как сложную и представил подробности в своей книге: «Когда мы прибыли во дворец Эрдогана, он попросил о встрече с вице-президентом один на один «на несколько минут». Примерно через полчаса я сказал нашим хозяевам, что мне нужно встретиться с вице-президентом, без обиняков. Прошло около двадцати минут, и теперь я был настроен решительно. Без разрешения я прошел по коридору и попытался открыть дверь комнаты, в которой встречались Эрдоган и вице-президент. Она была заперта. Затем я сказал своему коллеге, что мы собираемся взломать дверь — я был обеспокоен тем, что вице-президент Пенс был подвергнут тому же трехчасовому видео о перевороте 2016 года, которое я был вынужден посмотреть во время моего первого визита в Турцию в качестве директора ЦРУ в 2017 году. Видео было таким длинным и отвратительным, что я посчитал его проблемой психического здоровья!». Еще один вызов рассказу турецкого правительства поступил от оперативного сотрудника ЦРУ, который находился в Турции во время событий 15 июля. Интервью, проведенное анонимно, было опубликовано в апреле 2024 года на веб-сайте Homeland Security Today, некоммерческой ассоциации, действующей при Правительственной коалиции технологий и услуг. Интервью проводил Махмут Ченгиз, адъюнкт-профессор и преподаватель-исследователь Центра по борьбе с терроризмом, транснациональной преступностью и коррупцией (TraCCC) и Школы политики и управления имени Шар при Университете Джорджа Мейсона. «Турецкие военные хорошо обучены, имеют большой опыт в государственных переворотах и располагают современным вооружением. Это не привело бы к закрытию только одной стороны Босфорского моста и не привело бы к перевороту», — сказал сотрудник ЦРУ, имея в виду закрытие одной стороны моста в ночь на 15 июля. Из показаний военнослужащих во время судебных процессов о государственном перевороте стало известо, что военнослужащим было приказано перекрыть одну сторону моста в ответ на сообщение о террористическом акте.
В апреле 2021 года ряд турецких СМИ опубликовали секретные разведывательные отчеты, представленные турецкой разведывательной службой MIT и переданные турецким вооруженным силам (TSK) за недели и дни, предшествовавшие попытке государственного переворота. В отчетах часто подчеркивались риски неминуемых террористических атак на гражданские и военные объекты в Стамбуле и Анкаре в конце июня и начале июля 2016 года. Этот контекст объясняет, почему многие военные, обвиняемые в причастности к неудавшемуся государственному перевороту 15 июля, считали, что они реагировали на террористические угрозы, а не участвовали в попытке государственного переворота. Сообщения разведки, опубликованные до 15 июля, ярко отражают оперативную обстановку турецких вооруженных сил. Эти предупреждения, разосланные во все воинские части по всей стране, указывают на повышенную осведомленность о том, что террористический акт может произойти в любой момент. Беспокойство по поводу потенциальных нападений усугубилось серией смертоносных террористических инцидентов в центре турецкой столицы в 2015 и начале 2016 года, в том числе в военных жилых комплексах в Анкаре, что глубоко встревожило службу безопасности. «По первоначальной оценке, это могло быть террористическое нападение или ответ на террористическую атаку, в которой могли участвовать турецкие военные. За это время по всей стране было проведено множество террористических атак, совершенных ИГ [«Исламское государство» и РПК [Рабочая партия Курдистана]», — сказал сотрудник ЦРУ, который в то время находился в Турции. Сотрудник ЦРУ также был озадачен быстрым удалением турецким правительством более 10 000 предполагаемых членов движения Ф.Гюлена из различных правительственных учреждений всего за 12 часов после предполагаемого государственного переворота: « … Они [турецкие официальные лица] должны объяснить, как они смогли составить длинный список подозреваемых за такой короткий промежуток времени». Хотя сами турецкие военные заявили, что военная мобилизация 15 июля была очень ограниченной и в ней участвовало менее 1% военнослужащих, правительство Эрдогана быстро провело массовые чистки старших офицеров во второй по численности армии НАТО. В общей сложности 23 971 человек, в основном офицерского состава, были уволены из турецкой армии без каких-либо военных, административных или уголовных расследований. Чистка в первую очередь была направлена против проНАТОвских офицеров или отдельных лиц, которые выполняли задания НАТО, в штаб-квартире в Брюсселе или на связанных с НАТО базах в США, Норвегии, Германии, Италии и Испании. Доказательства, представленные в ходе судебных процессов по делу о государственном перевороте, показали, что профилирование лиц, подлежащих чистке, тайно проводилось в период с 2014 по 2016 год турецкой разведывательной службой MIT и ее обширной сетью информаторов. Чистка нанесла серьезный урон штабным офицерам, которые были основой оперативных и плановых возможностей армии. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поделился обновленной статистикой о чистке офицеров после попытки государственного переворота 15 июля 2016 года во время церемонии в Национальном университете обороны. Он сообщил, что 1524 из 1886 штабных офицеров были уволены из Вооруженных сил Турции (TSK). Кроме того, из 32 189 офицеров, служивших на 15 июля 2016 года, всего было уволено 10 468 человек. Согласно более ранним данным, объявленным Министерством обороны Турции в конце 2023 года, было уволено в общей сложности 24 339 военнослужащих Вооруженных сил Турции (TSK), включая сержантов и государственных служащих. По иронии судьбы, в официальном отчете говорится, что только 8651 военнослужащий принял участие в перевороте, что соответствует 1,5% от общего числа военнослужащих. Из них 1761 были призывниками, а 1214 — курсантами. Учитывая тот факт, что около 150 генералов и тысячи офицеров низшего звена были приговорены по обвинению в государственном перевороте, военные эксперты считают странным, что в попытке государственного переворота принимало участие такое незначительное количество военнослужащих. Только 42 флагманских офицера из 325, находившихся на действительной службе на момент неудавшегося путча, смогли сохранить свое звание или получить повышение после попытки государственного переворота. Многие старшие офицеры были либо в отпуске, либо не имели никакого отношения к мобилизации 15 июля, однако они были арестованы и заключены в тюрьму, поскольку их военное прошлое указывало на то, что в прошлом они служили на базах НАТО в США, Италии, Испании, Германии или Норвегии. Чистка, последовавшая за предполагаемым переворотом, не ограничивалась армией, но распространилась на судебную систему, полицию, разведывательные агентства, академические институты и другие. Более 4000 судей и прокуроров, включая высокопоставленных лиц из высших апелляционных и конституционных судов, были немедленно уволены. Это подчеркнуло намерение правительства Эрдогана повлиять на ход судебных процессов по делу о государственном перевороте, превратить турецкую судебную систему в политический инструмент под контролем Эрдогана и подавить оппозицию и инакомыслие. Почти 200 средств массовой информации были закрыты, сотни журналистов арестованы или отправлены в изгнание, тысячи НПО были закрыты, а богатство и активы многих предприятий на общую сумму в десятки миллиардов долларов были конфискованы и перераспределены среди соратников и сторонников Эрдогана. Согласно заявлению министра юстиции Йылмаза Тунча государственному информационному агентству Anadolu от 12 июля 2024 года, с июля 2016 года в общей сложности 705 172 человека столкнулись с судебными исками, в основном в виде задержания. Среди них 125 456 были осуждены по фиктивным обвинениям, связанным с терроризмом и / или попыткой государственного переворота.
Штабные офицеры составляют руководящий состав TSK и считаются мозгом вооруженных сил. Согласно неписаной практике, полковники, являющиеся штабными офицерами, то есть те, кто окончил престижные военные академии, как правило, повышались в звании до генерала. В эти академии принимаются только кандидаты, сдавшие сложный вступительный экзамен. Полковники штаба должны были говорить, по крайней мере, на одном иностранном языке, имели степень магистра в невоенных областях и пройти специализированную подготовку по военной стратегии, военной тактике и управлению войсками. Их часто направляли в зарубежные миссии, особенно в рамках НАТО, и из их числа обычно выбирались военные атташе. Опрос, проведенный в 2021 году, показал, что офицеры, повышенные до звания генерала во второй по величине армии НАТО, относительно менее образованны и менее квалифицированы, чем их коллеги в предыдущие годы, особенно до 2016 года. После попытки государственного переворота 2016 года правительство также изменило процедуру отбора штабных офицеров, которую оно расценило как угрозу.
Во-первых, были закрыты военные академии и в недавно открытом Национальном университете обороны был создан новый факультет под названием Объединенный военный институт. Была введена другая система экзаменов, дающая правительству контроль над тем, кто может стать штабным офицером. Офицеры в диапазоне от первого лейтенанта до подполковника теперь имеют право сдавать штабной экзамен, который ранее был доступен только первым лейтенантам и капитанам. Кандидаты, у которых есть возможность стать штатными сотрудниками, сначала должны пройти дистанционное обучение, проводимое Национальным университетом обороны. Те, кто сдаст выпускные экзамены, затем будут приняты на курсы подготовки штабных офицеров, которые проходят в два разных сезона. Подвергшиеся чистке генералы, которые были осуждены и получили длительные тюремные сроки или все еще предстают перед судом, обвиняются в предполагаемых связях с движением Гюлена, группой, критикующей Эрдогана, которую правительство обвиняет в организации попытки государственного переворота. Движение решительно отрицает какую-либо роль в неудавшемся государственном перевороте, а правительство не представило никаких доказательств причастности движения к попытке путча. Генри Барки, который в настоящее время является адъюнктом старшего научного сотрудника по изучению Ближнего Востока в Совете по международным отношениям, в феврале 2018 года сказал, что многие из генералов, уволенных турецким правительством, были проНАТОвскими и проамериканскими, предвидя возможный сдвиг в отношениях Турции и НАТО. Неудивительно, что первое турецкое военное вторжение в Сирию произошло после 15 июля 2016 года, учитывая тот факт, что военные очевидно сопротивлялись планам Эрдогана в Сирии, а также его союзу с Россией вплоть до первой половины 2016 года. Бывший заместитель начальника разведки командования ВВС, предполагаемая роль которого в попытке государственного переворота в Турции 15 июля 2016 года привела к его аресту и последующему пожизненному заключению, 10 июля 2023 года представил письменное заявление в суд, раскрывающее ранее нераскрытые подробности путча. В своем письменном заявлении Гекхан Сонмезатеш отметил, что офицеры были обеспокоены растущим сближением Турции с Ираном и Россией, а также ростом коррупции и отсутствием реакции судебной власти. Он опровергает официальную версию о том, что за попыткой государственного переворота стояло движение Гюлена. Более того, он подчеркивает, что определенные события во время переворота, такие как закрытие моста через Босфор, действия авиации над городами и развертывание солдат, не были частью первоначального плана, что оставляет причины этих действий неясными. Во время дачи показаний в суде Сонмезатеш упомянул, что чувствовал себя преданным тогдашним начальником генерального штаба Хулуси Акаром; однако он воздержался от раскрытия дополнительных подробностей из-за угроз, включая убийство его дочери и обнаружение пули в его камере.
После попытки государственного переворота подозрения, связанные с операцией «Ложный флаг», еще больше усилились из-за того факта, что глава MIT Хакан Фидан, который, как сообщается, ничего не знал о попытке государственного переворота, и Хулуси Акар, который не смог помешать своим подчиненным участвовать в неудавшемся перевороте, остались на своих должностях. Тот факт, что Эрдоган не уволил этих двух фигур, был истолкован критиками как то, что он знал об их причастности. В 2018 году Акар стал министром обороны и в настоящее время является председателем парламентского комитета по обороне. Тем временем Фидан был назначен министром иностранных дел в июне 2023 года. Офицер ЦРУ отметил, что приписывание правительством Эрдогана переворота движению Гюлена служило нескольким целям, включая дискредитацию Фетхуллаха Гюлена, который дистанцировался от правительства Эрдогана и выступал против использования им ислама в политических целях.
Что касается неспособности правительства Эрдогана добиться экстрадиции Гюлена, который находится в самоизгнании в США с 1999 года, сотрудник ЦРУ сказал: «С юридической точки зрения, турецкое правительство не представило Соединенным Штатам ни малейших доказательств, подтверждающих причастность Гюлена к предполагаемой попытке государственного переворота. У большинства представленных документов не было бы шансов в любом суде. Документы были наполнены эмоциональными тирадами и предположениями, которых было бы недостаточно для предъявления обвинения Гюлену, не говоря уже об экстрадиции в Турцию». Офицер подтвердил позицию Министерства юстиции США относительно экстрадиции Гюлена. Несмотря на неоднократные запросы об экстрадиции и усилия правительства Эрдогана обеспечить временное содержание Гюлена под стражей в США, американские официальные лица сопротивлялись этим требованиям. Министерство юстиции пришло к выводу, что запросы Турции не соответствовали правовым стандартам выдачи, установленным американо-турецким договором об экстрадиции и законодательством США. Следовательно, экстрадиция не могла быть продолжена без дополнительных доказательств, подтверждающих обвинения против Гюлена. Аналогичный скептицизм выразили и другие союзники Турции по НАТО. Федеральная разведывательная служба Германии (BND) не была убеждена в том, что Гюлен стоял за неудавшимся государственным переворотом в Турции. «Турция пыталась убедить нас в этом на всех уровнях, но пока ей это не удалось», — сказал Бруно Каль, глава BND, в интервью Der Spiegel, опубликованном в марте 2017 года. В апреле 2017 года немецкий эксперт по разведке и писатель Эрих Шмидт-Энбум заявил, что Эрдоган, а не движение Гюлена, стоял за неудавшимся государственным переворотом в Турции, ссылаясь на разведывательные отчеты ЦРУ и BND. Выступая в программе немецкого общественного вещателя ZDF, Шмидт-Энбум сказал: «Согласно анализу ЦРУ, так называемая попытка государственного переворота была инсценирована Эрдоганом, чтобы предотвратить настоящий переворот. BND, ЦРУ и другие западные разведывательные службы не видят ни малейших доказательств причастности Гюлена к подстрекательству к попытке государственного переворота».
Роль турецкой разведки в координации того, что, как предполагается, была попыткой государственного переворота «под фальшивым флагом», действительно была раскрыта в ходе судебных процессов по делу о государственном перевороте, несмотря на попытки судей скрыть доказательства, отклонить почти все ходатайства защиты и отказаться вызывать руководителей разведки и вооруженных сил для перекрестного допроса. Появилось множество доказательств, указывающих на причастность MIT к событиям. За несколько месяцев до событий 15 июля агенты MIT нанесли визит и посетили авиабазу Акынджи. Позже правительство заявило, что база была штаб-квартирой путчистов.14 января 2019 года майор Аднан Арикан дал показания в суде о том, что команда агентов MIT посетила авиабазу Акынджи в мае 2016 года, за два месяца до попытки государственного переворота, описав визит как беспрецедентный и направленный на разведку базы с целью использования «фальшивого флага». Командование базы первоначально отклонило просьбу MIT посетить базу, объяснив, что она была занята примерно 100 боевыми пилотами F-16, которые в то время проходили подготовку. Агенты MIT могли посетить другие авиабазы, которые были менее загружены в Анкаре или других городах, но настойчивость MIT в посещении Акынджи была сочтена довольно странной, сказал Арикан. В конце концов, командующий ВВС генерал Дж. Абидин Юнал, близкое доверенное лицо президента Эрдогана, с которым он несколько раз тайно встречался вне командной цепочки, разрешил визит, отменив приказ командования базы, и MIT отправил команду из 70 агентов осмотреть базу. «Какую выгоду получила такая большая делегация от этой поездки? Каковы были обязанности людей в этой делегации и чем они занимались 15 июля 2016 года? Делегация Массачусетского технологического института осмотрела почти все помещения базы, включая летную вышку и места дислокации 141-й, 142-й и 143-й эскадрилий, а также ангары и склады боеприпасов. С военной точки зрения, это действительно была разведка. Те, кто немного разбирается в разведке, те, кто немного знает о принципах ведения нетрадиционной войны, очень хорошо понимают цель этой деятельности», — указал Арикан. Во время судебных процессов по делу о перевороте выяснилось, что MIT тайно работала с неким подполковником ВВС над тем, чтобы направить военные самолеты на облет столицы Анкары, чтобы укрепить мнение о реальности попытки государственного переворота. Несколько высокопоставленных военачальников дали показания в ходе судебного процесса о том, что агент MIT Коркут Гюль координировал деятельность в башне на авиабазе Акынджи вместе с подполковником Нихатом Алтынтопом, командующим операциями на аэродроме. Алтынтоп находился в башне и часто разговаривал по телефону с агентом MIT. Также стало известно, что глава разведки Хакан Фидан провел длительные переговоры с тогдашним начальником Генерального штаба Хулуси Акаром за несколько дней до попытки государственного переворота, а их последняя встреча 14 июля длилась несколько часов. Помощники Акара назвали эти встречи крайне необычными, которым было поручено не фиксировать его въезд на военные базы. Судебные доказательства также показали, что план государственного переворота был осуществлен двумя старшими офицерами разведки, Садыком Устюном и Кемалем Эскинтаном, оба с военным прошлым, которые были завербованы MIT задолго до развития событий. Роль Устюна в ложной военной попытке якобы свергнуть Эрдогана была раскрыта, когда он допустил одну серьезную ошибку в выборе времени. Он преждевременно опознал предполагаемого лидера путчистов, что вызвало более пристальное изучение его роли в событиях 15 июля. Во время судебных слушаний по делу подозреваемых в путче, которые хорошо знали Эрдогана, многие выступили вперед, раскрыв дополнительные детали его роли в операции «Ложный флаг». Сразу после событий переворота правительство Эрдогана отправило его в Австралию в качестве дипломатического атташе, вне досягаемости адвокатов защиты, которые хотели вызвать его для дачи показаний и перекрестного допроса. Он так и не дал показаний в суде, несмотря на неоднократные ходатайства адвокатов защиты по нескольким судебным делам, и не был вызван для дачи показаний парламентской комиссией, созданной для расследования неудавшегося государственного переворота. Совершив серьезную ошибку, Устюн преждевременно назвал генерала с наградами, высокопоставленного члена Высшего военного совета (YAŞ) и бывшего командующего ВВС Акина Озтюрка лидером путчистов, когда генерал все еще находился в доме своей дочери, расположенном примерно в четырех или пяти километрах от авиабазы Акынджи, предполагаемой штаб-квартиры путчистов. Озтюрк, который не имел отношения к движению Гюлена, был совершенно не осведомлен о разворачивающемся вокруг него заговоре и играл со своими внуками в ночь попытки государственного переворота. Эскинтан, который курировал вооруженные джихадистские группировки в Сирии от имени MIT, способствовал тайной транспортировке незарегистрированного огнестрельного оружия, боеприпасов и боевиков-джихадистов из Сирии до событий 15 июля 2016 года. Целью этой операции было спровоцировать состояние хаоса, что привело бы к трагическим жертвам среди гражданского населения и военных из-за последовавшего насилия. На самом деле, было обнаружено, что пули, извлеченные из тел мирных жителей, убитых в ночь на 15 июля, не зарегистрированы в турецком военном арсенале. Несмотря на ходатайства адвокатов защиты, представляющих предполагаемых путчистов, правительство отказалось проводить тщательное вскрытие, баллистическую экспертизу или брать мазки с рук, чтобы определить, стрелял ли человек из пистолета по отпечаткам пороха на ладони. Эскинтан, который служил руководителем специальных операций в агентстве, известен в Сирии под боевым псевдонимом «Абу Фуркан». Он активно сотрудничал с джихадистскими группировками как в Сирии, так и в Ливии, используя их в качестве доверенных лиц для продвижения политических целей правительства Эрдогана. Также выяснилось, что ключевые показания, взятые у подозреваемых, которые подвергались длительным пыткам, угрозам изнасилования и причинения вреда их близким, были подготовлены заранее и сфабрикованы. Основополагающий документ, используемый государственным обвинителем для начала расследования государственного переворота и упоминаемый во всех судебных процессах по делу о государственном перевороте, также был написан по сценарию. В этом документе перечислены события, которые еще не произошли или не происходили вообще, что позволяет предположить, что правительство подготовило последовательность событий заблаговременно, чтобы представить ограниченную военную мобилизацию как попытку государственного переворота. Не появилось никаких доказательств того, что комиссия под названием «Совет мира на Родине» (Yurtta Sulh Konseyi), которая якобы готовила государственный переворот, на самом деле была сформирована. Кроме того, члены этого предполагаемого совета так и не были идентифицированы. Военного плана по осуществлению государственного переворота 15 июля не было, в отличие от прошлых успешных переворотов, где детальное планирование с учетом многочисленных непредвиденных обстоятельств было типичным. Прокуроры выделили истребители F-16, которые якобы использовались для бомбардировок парламента и других объектов, но позже выяснилось, что эти самолеты не поднимались в воздух 15 июля. Несмотря на запросы защиты во время судебных процессов по делу о государственном перевороте, правительство отказалось поделиться полетными данными самолетов или записанной видеозаписью с авиабазы. Через MEDAS, защищенный канал связи турецких вооруженных сил, была передана только одна директива, которая касалась переназначений в рамках попытки государственного переворота. Сообщение было одобрено бригадным генералом, что было необычно, поскольку в подобных директивах обычно участвовали офицеры более высокого ранга, такие как полные генералы или адмиралы. Другими словами, директива, написанная офицером более низкого ранга, возлагающая обязанности на офицеров более высокого ранга, нарушила субординацию. Позже было обнаружено, что некоторые звания, перечисленные в табели о рангах, были указаны неправильно, что указывает на то, что документ был подготовлен за пределами штаб-квартиры Генерального штаба и основан на устаревших данных. Многие командиры на местах сочли сообщение подозрительным, поскольку оно находилось вне цепочки командования и не участвовало в перевороте или военной мобилизации, которая была ограничена всего 1% турецких вооруженных сил. Операция, изначально обреченная на провал, по мнению экспертов, была пресечена легко и быстро. Дело о взрыве здания турецкого парламента, предположительно совершенном заговорщиками, согласно версии правительства, развалилось в суде, когда ответчики выступили с показаниями и опровергли утверждения прокурора. Некоторые сравнили взрыв парламента с поджогом Рейхстага в 1933 году, который помог нацистам укрепить свою власть над правительством и проложил путь к возвышению Адольфа Гитлера. Противоречивые заключения экспертов, несоответствие в хронологии событий, неоднозначные данные о полете, недостающие важные записи, поспешно проведенные судебные разбирательства, сокрытие доказательств, запрошенных защитой, и очевидное несоответствие между повреждениями на месте падения и типом предположительно использованных бомб — все указывало на заговор «под ложным флагом», организованный турецким правительством. В результате операции «Ложный флаг» Эрдоган еще больше укрепил свою власть, превратив турецкую парламентскую демократию в президентское правление имперского типа без сдержек и противовесов. Он осуществлял значительный контроль над законодательной и судебной ветвями власти, назначая исламистов и союзников националистов / неонационалистов на ключевые государственные посты. По словам оперативного сотрудника ЦРУ, Эрдоган лично извлек выгоду из событий переворота, но нанес серьезный вред Турции в целом: «Последствия предполагаемой попытки государственного переворота подорвали шансы Турции на значимое сотрудничество с Европейским союзом и укрепили все негативные впечатления или предположения об Эрдогане и его режиме. Эрдоган, возможно, извлек выгоду в краткосрочной перспективе, но навредил Турции в долгосрочной. Турецкий народ менее свободен и больше напуган, его будущее выглядит более неопределенным, а увольнение судей только ослабляет судебную систему и доверие мира к турецкому правительству, которое обеспечит своему народу справедливые судебные процесс».