Как и ожидалось, после каирской конференции по проведению выборов в Ливии на горизонте вновь появился один из главных претендентов на пост президента страны, старший сын покойно ливийского лидера Сейф аль-Ислам Каддафи, за которым стоят многие племена Феццана (Аззавада), Триполитании и даже Киренаики. Так, командующий силами поддержки операции «Вулкан ярости» Насер Аммар заявил 22 июля, что многие обеспокоены растущей популярностью Сейфа аль-Ислама Каддафи. Его отсутствие на публике , по мнению Н.Аммара , объясняется опасениями быть объектом нападок и преследований со стороны некоторых влиятельных сил явный намек на командующего ЛНА Х.Хафтара, поскольку в течение последних трех месяцев влиятельные силы арестовывали некоторых лидеров политической команды Сейфа аль-Ислама. Изменение убеждений многих военных в Триполитания в его поддержку произошло после того, что он поделился с ними, включая самого Аммара, своими подходами, отвергающими формы иностранного господства и внешнего вмешательства в Ливии. Недавнее заявление, сказал далее командующий «Вулканом гнева», о поддержке Сейф аль-Ислама Каддафи политическими, военными и племенными силами в городе Зинтан приближает его к паритету с остальными сторонами, которые имеют вооруженное присутствие на местах. Ведь сын покойного ливийского лидера заинтересован в вопросе национального примирения, которое является ключевым условием для достижения стабильности. А заявления политической команды Сейф аль-Ислама компенсируют его «незаметность» в информационном поле. Основные положения заявления Насера Аммара опубликованы агентством Libya_press на основании его интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат».
Политический аналитик Мухаммед аль-Асмар считает, что личное отсутствие Сейф аль-Ислама Каддафи на публике сыграло ему на руку и укрепило его популярность. Политический климат в Ливии нестабилен, кризисные ситуации чрезвычайно сложны и накладываются друг на друга, а их обсуждение часто приводит к глубоким разногласиям даже между представителями одного политического течения. Сейф аль-Ислам предпочел справиться с этой ситуацией нетипичным образом, держась подальше от того, что практикуют другие партии и деятели, например, общаясь со средствами массовой информации или проводя конференции, и, возможно, распространяя обвинения в ответственности на своих оппонентов. Сын покойного Муаммара Каддафи предоставил экспертам и своей команде представить свое научно обоснованное видение по всем этим вопросам, которое отражено в их заявлениях, а также на страницах и сайтах СМИ, поддерживающих его. Команда Сейф аль-Ислама по-прежнему сосредоточена на достижении главной цели, о которой мечтает большинство ливийцев — добиться участия в выборах.
В Анкаре уже сориентировались в появлении явного лидера в гонке за пост президента. Посол Турции в Ливии Улук Озулкер заявил, что во время турецкой десантной операции на Кипре в 1974 году «Каддафи открыл для нас все свои склады оружия, и это было важнее, чем поддержка высадки наших войск на Кипре». В то время Каддафи, по словам дипломата, занимал очень близкую позицию по отношению к Турции, и Ливия была одной из ведущих стран, причем одной из немногих, которые поддержали высадку турецких вооруженных сил на Кипре 20 июля 1974 года. Ливийское руководство в то время хорошо знала Турцию и отношения с ней очень теплые и позитивные. «Кроме того, =сказал Озулкер, — Ливия оказала Турции большую поддержку, особенно подрядчикам, ведущим бизнес в регионе. Каддафи тогда сказал — наше воздушное пространство и склады открыты, приезжайте и берите то, что вам нужно». «Склады были полностью открыты, нам удалось забрать то, что соответствовало нашим потребностям», — сообщил турецкий посол. Кроме того, Каддафи продолжал полностью поддерживать Турцию в кипрском вопросе во время и после операции. (Интервью турецкого посла было дано агентству «Анатолия» и распространено в ливийских СМИ 22 июля).
К сожалению, определенные структуры в России, которые, как считают местные соцсети, связаны с Африканским корпусом, продолжают делать ставку на Х.Хафтара, и не устанавливают контакты с Сейф аль-Исламом Каддафи. Пока что явно только МИД РФ, действуя через посла России в Ливии Айдара Аганина, пытается выходить на влиятельные ливийские племена и кланы. Складывается впечатление, что отношения с Ливией как страной развивает только МИД России, принимая гостей от всех сторон конфликта, делая заявления в поддержку процесса национального примирения, принимая важные делегации в Москве, включая триполитанские власти, а российский посол старается хоть как-то развивать отношения. Так, например, он заявил 22 июля, что «Почта России» передаст ливийским коллегам свой передовой опыт. Он встретился с главой совета директоров ливийской почтовой компании и обсудил с ним пути взаимного сотрудничества и обмена опытом с «Почтой России». «Предполагаем, -сказал посол А.Аганин, — что в первую очередь сотрудники «Почты России» научат своих ливийских коллег скорости, оперативности, а также правильному общению с клиентами. А накануне при содействии российского МИДа в Москве Ливия и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере экономики и торговли. Ливийское информационное агентств сообщило, что президент Всеобщего союза торгово-промышленных и сельскохозяйственных палат Ливии Мухаммед ар-Раид подписал с вице-президентом Торгово-промышленной палаты России Владимиром Падалко соглашение, направленное на «расширение связей между учреждениями, организациями, компаниями и бизнесменами и обмена всей информацией, представляющей общий интерес, связанной с экономикой и внешней торговлей на рынках двух стран». Соглашение также предусматривает оказание помощи в организации форумов, конференций и встреч в сфере экономики и торговли.
Премьер-министр Правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба вместо того, чтобы готовиться к выборам и выполнять декларацию и дорожную карту, одобренные на каирской конференции по выборам в стране, больше занимается вопросом экстрадиции Буджайле аль-Мараими и судебный процесс над ним в Соединенных Штатах встретившись с генеральным прокурором, чтобы проследить за завершением расследования в отношении братьев Абдул Рахман Каджа, задержанных в Саудовской Аравии. Каджа близок к экстремистским группировкам и является «крестным отцом» сделки о взятках и финансовых переводах, связанной с экстрадицией аль-Багдади Аль-Махмуди правительству Хаммади аль-Джабали в обмен на 250 млн ливийских динаров. Именно он возглавил нападение на дом Миляда аль-Васи с группой террористов, а затем пытал его и отдал его тело на основании фетвы муфтия Гарьяни для совершения убийства сторонников прежнего режима и разграбления их денег и домов. В 2017 году имя Каджи появилось в списке, направленном ливийским парламентом для включения в особый список стран Персидского залива, которые бойкотировали Катар из-за его поддержки терроризма вплоть до достижения примирения в Персидском заливе. В списке членов ливийского парламента Каджа был назван валютным спекулянтом и «финансовым сотрудником», финансировавшим деятельность ныне несуществующей организации «Дар аль-Ифта» и находящегося в изоляции муфтия Садика аль-Гарьяни. Дбейба прилагает все усилия для освобождения Каджи под давлением эмира ливийской группировки боевиков Абдула Хакима Бельхаджа, группировки Садика аль-Гарьяни и ряда лидеров «Братьев-мусульман» (финансируются Катаром), причастных к преступлениям Каджи, которые опасаются быть названными в ходе расследования.
При этом национальный форум «Воля к переменам» объявил в Триполи о своей поддержке результатов встречи в Каире между членами Палаты представителей и Высшим государственным советом (ВГС) и о формировании нового единого правительства для спасения страны. Форум считает, что выход из политического кризиса лежит через всеобъемлющие перемены и формирование нового правительства, ведущее к выборам. Он также отвергает ущемление общественных свобод и конституционных прав под предлогом безопасности и вне рамок верховенства закона форум «Воли к переменам» заявил, что миссия ООН должна соблюдать резолюции «международной законности», поддерживать национальный консенсус и выходить из политического тупика.
Член Палаты представителей Абдель Монейм аль-Арафи в свою очередь заявил, что депутаты определят дату заседания по формированию правительства и механизм его избрания. Задача нового правительства — проследить за проведением выборов, а затем прийти к власти. Рекомендации в отношении председателя правительства исходят от ВГС, а предоставление доверия — от Палаты представителей, тогда как количество правительственных портфелей составит от 13 до 15 в зависимости от количества департаментов. По его словам, все кандидаты на пост главы правительства представят свое видение и состав правительства не будет превышать 6 или 7 человек. Он уверен, что они готовы дать свои рекомендации, потому что прошел почти год с тех пор, как депутаты начали формировать новое правительство.
Генеральный секретарь Демократической партии Мустафа аль-Бахба заявил, что председатель ВГС М.Такала препятствует политическому процессу и проведению выборов, и его слова о законах «6+6» не имеют никакой ценности. Он извлекает выгоду из своего положения председателя ВГС, и его разговоры о внесении изменений в избирательное законодательство ничего не стоят, потому что вырваны из контекста. «Комитет «6+6» полностью уполномочен, а законы одобрены Палатой представителей и высшего госоргана, что защищено Конституцией, и важно сейчас начать их реализацию. Вопрос с законами решен, потому что это было сделано юридически обоснованно». По его словам, «встреча ливийских партий прошла успешно и придала большой импульс, ведь на ней присутствовали представители политических сил, депутаты и представители государства, а также партий, и я надеюсь, что ливийцы продолжат встречи. (Текст заявления взят из- пресс-релиза агентства Libya_press)».
Младший сын М.Каддафи Ганнибал Каддафи опять потребовал, чтобы ливанские судебные органы допросили бывшего ливанского министра Ваама Вахаба по делу Мусы ас-Садра. У Вахама Вахаба есть информация об исчезновении Мусы ас-Садра в 1978 году. Ганнибал Каддафи настаивает на том, чтобы ливанские судебные органы были проинформированы о любой информации, которая могла бы помочь докопаться до истины по делу покойного имама Мусы ас-Садра. Он требует, чтобы судебный следователь по делу Мусы ас-Садра рассматривал выступление бывшего министра Вахама Вахаба как новость, и он должен прислушаться к той информации, которая у него есть. Если заявление Вахама Вахаба неверно, это считается искажением результатов расследования, и если это подтвердится, то у него есть вся правда. В обоих случаях, если истец, фигурирующий в деле, судебный следователь и движение «Амаль» хотят узнать правду, они должны немедленно обратиться к информации Вахаба.
Ганнибал Каддафи выразил надежду, что расследование примет серьезный оборот и не будет пренебрегать любой информацией, связанной с этим делом, особенно теми, кто публично заявил, что у них есть информация, как это сделал Вахаб. Он упрекнул поклонников Мусы ас-Садра, его семью и движение «Амаль», которые ждут, чтобы узнать правду, за то, что они не восприняли всерьез разговоры о Вахаме Вахабе, в то время как младший сын ливийского лидера был заключен в тюрьму на 10 лет только по подозрению в том, что у него якобы есть информация об этом деле.
Нужно отметить, что лидер шиитской партии «Амаль» Набих Берри, который «держит» Ганнибала просто так, даже ни на что не рассчитывая, так как сведения по ас-Садру имеются не у семьи Каддафи, а информацию знают соратники Муаммара Каддафи. Тем более что все архивы вообще у новых властей Ливии.