- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сравнении турецкими комментаторами кандидатур Камалы Харрис и Дональда Трампа на пост президента США. Часть 1

Нет нужды лишний раз говорить о том, что самоотвод действующего президента США Джо Байдена из выборной гонки – 2024 стал одной из главных внешнеполитических тем для Турции. Самоотвод этот, впрочем, с какого-то момента был ожидаем. Более того, не демонстрировали и не демонстрируют турецкие обозреватели и уверенности в том, что действующий президент США сможет доработать и свой нынешний срок.

Камала Харрис пока ещё является потенциальным кандидатом на пост президента США от Демократической партии. Однако, с учетом её вице-президентского поста и принимая во внимание ту поддержку, которую ей оказали действующий президент Джо Байден и часть элиты Демократической партии, обоснованными смотрятся начавшие возникать рассуждения турецких обозревателей на тему того, что сулит Турции и турецко-американским отношениям приход Камалы Харрис на пост президента США.

Сразу говоримся, что турецких обозревателей куда как в меньшей степени, чем их российских коллег, занимает «салат во рту» и «гогот» (по выражению американских республиканцев) весьма вероятной кандидатки Камалы Харрис.

Прежде всего, все же, для Турции США, по-прежнему, является главным внешнеполитическим партнёром. Пусть даже, в отдельных вопросах, и партнёром поневоле. А в каких-то вопросах в турецко-американских отношениях откровенно искрит. Сути дела это не меняет. По всем формальным признакам отношения между США и Турцией носят черты отношений стратегических. А уже, само по себе, это диктует определенный тон по отношению к действующему и потенциальному высокому начальству в Вашингтоне.

Даже если речь идет о тех, к кому Анкара не питает абсолютно никаких симпатий (к примеру, ранее, к председателю Комитета по внешней политике Сената США Роберту Менендесу), турецкие обозреватели не идут по пути высмеивания, нарезок комичных видео, мемов и прочее. У турок совершенно другое понимание рамок допустимого, чем в России, и у них другая культура поведения в информационном пространстве.

Тем более, что высмеивание того или иного политика не несет никакого практического смысла. А те стороны, которые могут восприниматься публикой как забавные, могут обсуждаться, когда и если это имеет практический смысл. Допустим, с точки зрения электоральных шансов кандидата.

Так что, в этом смысле, турецкие обозреватели немедленно начали рассматривать кандидатуру Камалы Харрис куда как более глубоко. Равно как и продолжили говорить о Дональде Трампе как о кандидате, чьи шансы на избрание заметно возросли после неудачной попытки покушения на него.

Но, прежде чем, перейти к рассмотрению непосредственно двух материалов, посвященных Дональду Трампу и Камале Харрис, как кандидатам на пост президента главной мировой сверхдержавы, отметим один момент, который нам представляется важным.

Речь идет о таком параметре как «химия в отношениях». Им очень любят оперировать турецкие обозреватели.

К примеру, на турецкий взгляд, у президента Реджепа Тайипа Эрдогана есть «химия» в отношениях с президентом России Владимиром Путиным, есть «химия» в отношениях с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, (как ни странно, невзирая на трудности диалога Турции в рамках Североатлантического альянса) была «химия» в отношениях с бывшим генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, есть «химия» и в отношениях с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Вот в приведенный выше список лидеров с «химией» с президентом Р.Т.Эрдоганом, турецкие обозреватели включают того же Дональда Трампа, в бытность его президентом США. Опять же, невзирая на то, что турецко-американские отношения образца 2017 – 2021 годов были омрачены целым рядом трудностей. Разумеется, для турецкой стороны. Именно Дональд Трамп открыто в 2018 году говорил о том, что он надавил на турецкую лиру с целью выдачи гражданина США Эндрю Брансона, задержанного турками в 2016 году по обвинению в причастности к попытке государственного переворота 15 июля 2016 года. Именно с 2018 года началось затяжное падение турецкой лиры (а вместе с ней и турецкой экономики), пик которого мы наблюдаем в настоящее время.

Однако, это, как мы можем заметить, не мешает турецким обозревателям рассуждать на тему того, что между президентами Р.Т.Эрдоганом и Д.Трампом была «химия». И тот даже понимал резоны Турции по тому, чтобы, не будучи в состоянии приобрести американские системы ПВО The Patriot, купить альтернативные системы в России – С-400. Более того, президент Дональд Трамп открыто говорил о необходимости вывода американских войск из Сирии (получается, с лишением поддержки местных курдских  Сил народной самообороны и Партии демократический союз), что не только разгружало американский бюджет, но, получается, снимало бы ключевой раздражитель в турецко-американских отношениях.

А вот насчет потенциальной кандидатки на пост президента США от Демократической партии Камалы Харрис возможность возникновения подобной «химии» в отношениях с президентом Р.Т.Эрдоганом вызывает серьезные вопросы.