- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: июнь 2024 г.

5 июня армия Нигера объявила о создании «Командования сил защиты и развития» (КСЗР), формирования которого призваны защитить от «террористических» атак «стратегические» объекты, и в частности, урановые шахты и районы нефтедобычи.

Напомним, что Нигер с 2015 года противостоит атакам джихадистов.

«Задача КСЗР – лучше гарантировать защиту стратегических объектов», — заявил полковник Мункайла Софиани . Он занимает пост директора Центра стратегических исследований в Министерстве обороны Нигера. По его словам, «речь идет о предупреждении актов саботажа, террористических атак и других угроз безопасности стратегическим объектам». Под защитой КСЗР будут находиться урановые шахты на севере страны и районы нефтедобычи на ее северо-востоке, а также «особое внимание» будет уделено защите нефтепровода протяженностью около 2 тысяч км, по которому нефть из Нигера поступает в порт Семе в Бенине. Также под охрану и оборону КСЗР подпадут наземные транспортные коридоры по доставке экспорта и импорта, и в частности, трасса Ломе – Уагадугу – Ниамей.

Предполагалось, что кампания рекрутирования 10 тысяч человек для КСЗР стартует 1 июля с. г., к 2030 г. численность сил этой структуры планируется довести до 100 тысяч человек.

В 2020 г. Ниамей заявил о намерении увеличить численность своей армии с 25 тысяч человек до 50 тысяч в 2025 г. Возраст выхода в отставку для военных запаса был увеличен с 47 лет до 52 лет, после чего тысячи военных были призваны из запаса в конце 2022 г. и в начале 2024 г. на военную службу.

Еще раз напомним, что в Нигере 26 июля 2023 г. произошел военный переворот.

14 июня в Нигере местная Фемида лишила президентского иммунитета свергнутого в июле 2023г. президента Мухаммеда Базума. Это решение было расценено как прелюдия перед судебным процессом над ним. Новые власти Ниамея обвиняют экс-президента в «заговоре и покушении на безопасность государства», «предательстве», «апологетике терроризма» и «финансировании терроризма». Подобные обвинения связывают с тем, что во время путча он якобы звонил президенту Франции Э.Макрону и госсекретарю США Э.Блинкену с просьбами, чтобы эти две страны поддержали его путем «военного вмешательства». М.Базум и его жена находятся под стражей в президентской резиденции без права пользования телефоном и приема посетителей.

16 июня командование армии Нигера объявило о гибели 6 военных, несших службу по охране нефтепровода в Бенин. «Вооруженные бандиты» напали на военный патруль в районе деревни Салькам. В коммюнике не приводилась дата нападения. Это нападение стало первым подобного рода против нефтепровода и его охраны. Погибшие военные принимали участие в антитеррористической операции «Дамисса», проводимой уже несколько лет в регионе Доссо на юге страны, граничащим с Нигерией и Бенином. Операция проводится, в частности, усиленным батальоном численностью свыше 500 человек, подготовленным французскими военными. Франция выделила этому батальону пикапы и тяжелое оружие. В общей сложности охрану нефтепровода, запущенного в строй в ноябре 2023 г., осуществляют свыше 700 военных.

21 июня власти Нигера подтвердили, что против нефтепровода в ночь с 16 на 17 июня был совершен акт саботажа. «Злоумышленники подтвердили часть трубопровода в департаменте Тескер», — сообщило государственное телевидение. Ответственность за акт саботажа взял на себя повстанческий «Патриотический фронт освобождения» (ПФО), борющийся за освобождение М.Базума. ПФО был создан месяц спустя после свержения экс-президента. Его лидер – Махамуд Саллах.

25 июня Министерство обороны Нигера сообщило о гибели на западе страны 20 военных и 1 гражданского лица. Они стали жертвами атаки, совершенной «коалицией вооруженных групп террористов» близ деревни Тассиа в зоне Тера (регион Теллабери на стыке границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера). По данным ведомства, в ходе боя были убиты «несколько десятков террористов». В этот район были тут же отправлены подразделения сухопутных войск и авиация с тем, чтобы уничтожить остальных боевиков из числа нападавших. С 26 июня на всей территории страны был объявлен 3-дневный национальный траур.

 

5 июня в ходе визита в Уагадугу глава МИД РФ Сергей Лавров. Заявил, что численность российских «инструкторов» в Буркина-Фасо «будет увеличена». «Российские (военные) инструкторы работают здесь, и их численность будет увеличена», — заявил глава МИД РФ. По его словам, «параллельно мы готовим в России представителей армии и сил безопасности Буркина-Фасо, этот тип партнерства развивается».

Визит С.Лаврова в Буркина-Фасо состоялся в рамках его африканского турне. «Мы давно поддерживаем отношения с  Буркина-Фасо, и с прибытием к власти президента Траоре наши отношения получили новый импульс, — сказал С.Лавров. – У меня нет никаких сомнений в том, что благодаря этому сотрудничеству очаги терроризма, которые остаются в Буркина-Фасо, будут уничтожены».

18 июня стало известно о прибытии в Уагадугу двумя бортами десятков российских инструкторов. Их появление наблюдатели связали с кровопролитной атакой джихадистов на северо-востоке страны, о которой не стали сообщать власти. Самолеты прибыли из соседнего Мали.

Известно, что 11 июня боевики «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) атаковали населенный пункт Мансила на северо-востоке страны близ границы с Нигером и находившийся в нем блок-пост буркинийских военных. Никаких официальных данных о потерях не приводилось, но источники в силах безопасности заговорили о «многочисленных пропавших без вести». Обычно армейские подразделения, развернутые в разных населенных пунктах Буркина-Фасо, имеют численность до 150 человек.

19 июня буркинийские власти приостановили на 6 месяцев вещание французского телеканала TV5 Monde, обвинив его в распространении «тенденциозных заявлений» относительно ситуации в плане безопасности в стране, в которой ряд районов находится вне контроля центральных властей. Ранее находящиеся у власти военные приостановили или полностью прекратили работу в Буркина-Фасо ряда зарубежных СМИ, в первую очередь – французских. Как сообщил Высший совет по СМИ, неудовольствие властей вызвало появление в выпуске новостей Ньютона Ахмеда Барри – журналиста и бывшего председателя Избирательной комиссии (2014 – 2021 гг.) – известного своим критическим отношением к находящемуся у власти военному режиму. В ходе передачи журналист задался вопросом о ситуации в плане безопасности в Буркина-Фасо неделю спустя после атаки на Мансилу.

20 июня глава военного режима капитан Ибрагим Траоре провел в Уагадугу заседание Совета министров. Оно состоялось два дня спустя после того, как военные опровергли слухи о некоем бунте в некоторых казармах. В записанном в тот же день выступлении по национальному телевидению И.Траоре, в частности, сообщил о прибытии в Уагадугу шести самолетов И-76 ВКС России, доставивших «имущество ООН из Гао и Томбукту».

Африканское турне С.Лаврова завершилось в Чаде, куда он прибыл 5 июня. Чад к этому времени оказался в окружении стран (ЦАР, Судан, Ливия, Нигер), на территории которых присутствуют бойцы российского «Африканского корпуса», которых в Москве представляют как военных инструкторов. Он также остался единственной страной региона, на территории которой остается французский воинский контингент.

 

В Мали 10 июня прекратилась забастовка банков, начатая после того, как пятью днями ранее был арестован генеральный секретарь Национального профсоюза банков, страховых учреждений и предприятий (Synabef) Хамадун Ба. После пяти дней за решеткой его освободили. С утра 10 июня практически все банки Бамако еще не работали. Х.Ба – один из редких малийцев верхнего уровня, позволявших себе публичную критику военной верхушки.

10 июня адвокаты полковника Кассума Гойты – бывшего путчиста и главы службы безопасности – заявили, что их подопечный десятью днями ранее бесследно исчез из своей тюремной камеры в Бамако. По их данным, он был похищен из его камеры «лицами, не относящимися к юридической системе».

К.Гойта входил в состав группы полковников, свергших президента Ибрагима Бубакара Кейту в ходе путча 18 августа 2020 г. При президенте Ба Ндау, приведенному к власти полковниками, получил пост главы службы безопасности. Уже в мае 2021 г. военные в результате второго путча отстранили от власти Ба Ндау и консолидировали власть в своих руках. К.Гойта и еще пять человек из ближайшего окружения Ба Ндау были арестованы и содержались затем в секретном месте изоляции в период с сентября 2021г. Позднее выяснилось, что они содержались в военном городке жандармерии.

21 июня 11 активистов оппозиции были арестованы в ходе собрания в Бамако после того, как они призвали к возвращению гражданского правления. Собрание проходило в доме одного из арестованных. Среди арестованных значились руководители политических партий и движений, все они подписали опубликованную 31 марта декларацию с призывом к военным передать власть гражданским и требованием скорейшим образом провести президентские выборы. В полиции им напомнили, что военные запретили деятельность политических партий в Мали.

Ранее хунта во главе с полковником Ассими Гойтой обещала провести выборы в феврале 2024 г., однако это обещание не было выполнено – военные перенесли президентские выборы на неустановленную до сих пор дату.

21 июня судьи Международного уголовного суда (МУС) выписали мандат на арест Айяда аг Гали (боевой псевдоним Абу Фадль) – главаря ГПИМ, действующей в Мали, Буркина-Фасо и Нигере – по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечности. По данным МУС, эти преступления были совершены в г.Томбукту в период с января 2012 г. по январь 2013 г. Аг Гали в 2012 г. основал джихадистскую группу «Ансар Дин», которая захватила и оккупировала Томбукту.

25 июня глава Мали А.Гойта заявил в Уагадугу, что сотрудничество между военными режимами стран-участниц «Альянса стран Сахеля» (АСС, в его составе Мали, Буркина-Фасо и Нигер) в своем развитии «прошел точку возврата». «У нас общие судьбы, мы прошли точку возврата, это – очевидно», — сказал он после встречи с буркинийским коллегой.

Напомним, что участники АСС взяли курс на разрыв с Францией и установление более тесных связей с Россией, Китаем и Турцией. «Наши новые партнеры позволили странам АСС лучше экипироваться и более эффективно вести операции против вооруженных групп террористов», — заявил А.Гойта.

В целом, инцидент на нефтепроводе в Нигере наглядно показал уязвимость инфраструктурных проектов в регионе. Это в первую очередь относится к планам Марокко и Алжира протянуть две раздельных трубы, по которым, как планируется, они будут получать природный газ из Нигерии. С учетом их протяженности и тех стран, через которые они будут проходить, их защита будет нерешаемой задачей для организаторов проектов.