- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: август 2010г.

В августе представители северян и южан в лице делегаций от партии Национальный конгресс /ПНК/ и Суданского народно-освободительного движения /СНОД/ продолжили консультации относительно потенциально взрывоопасных вопросов, решать которые придется в случае, если по результатам назначенного на начало 2011 года референдума о будущем Южного Судана победят сторонники независимости этой территории.

Первый раунд таких переговоров прошел 20 июля в Джубе, второй — в начале августа в Каире, третий — 10 августа в Хартуме. По установившейся практике, переговоры идут раздельно на уровне четырех комитетов, соответствующих четырем ключевым вопросам: гражданство, безопасность, экономика /в том числе проблемы распределения доходов от нефтедобычи и раздела внешнего долга/, соблюдение международных обязательств /в т.ч. соглашений о разделе воды Нила/. Цель переговоров, которые, как утверждается, вступили в финальную фазу — обеспечить мир в переходный период, который может наступить в случае победы на референдуме сторонников независимости Южного Судана.

4 — 5 августа президент Судана Омар аль-Башир побывал с официальным визитом в Ливии, в ходе которого обсудил с лидером ливийской революции Муамаром Каддафи ситуацию в Дарфуре. По версии ливийского официального информационного агентства Джана, на переговорах речь шла о «путях восстановления мира и безопасности в Дарфуре», «ситуации на африканском континенте», развитии двусторонних отношений, и в частности, в сфере инвестиций.

Ранее сообщалось, что 1 июля Судан закрыл один из пограничных переходов на границе с Ливией. При этом утверждалось, что безопасности перемещений по данному маршруту угрожают «бандиты» и «повстанцы». Тогда же Хартум утверждал, что эта мера никак не является ответом на присутствие в Триполи Халиля Ибрагима, руководителя Движения за справедливость и равенство /ДСР/ — самого милитаризованного из действующих в Дарфуре повстанческих движений. Со своей стороны Триполи заявил тогда, что «с полным пониманием» относится к суданскому решению.

ДСР в мае с.г. приостановило свое участие в мирных переговорах в Дохе и возобновило боевые действия в Дарфуре. Что касается Хартума, то он после появления главы ДСР в Ливии потребовал его выдачи и даже помощи Интерпола в его аресте. Что касается Аль-Башира, то стоит напомнить, что с марта 2009г. действует мандат Международного уголовного суда /МУС/ на арест президента Судана в связи с выдвинутыми против него обвинениями в военных преступлениях в Дарфуре и преступлениях против человечности. В июле с.г. МУС выписал второй мандат на арест Аль-Башира, который дополнительно обвиняется в геноциде.

Несмотря на мандаты МУС, 27 августа Аль-Башир по приглашению кенийских властей побывал в столице Кении Найроби, где принял участие в церемонии вступления в силу новой конституции этой страны. Судя по всему, до этого он получил гарантии безопасности со стороны Кении, которая формально является участником т.н.Римского статута — учредительного документа МУС, и которая по идее в силу своего положения должна была арестовать Аль-Башира.

27 августа с призывами арестовать Аль-Башира к Кении обратились различные фракции дарфурских повстанцев, а также Евросоюз. В свою очередь премьер-министр Кении Райла Одинга признал, что приглашение Аль-Башира было «ошибкой».

8 августа Судан объявил о приостановке вещания на территории страны арабской службы Би-Би-Си в диапазоне FM. При этом утверждалось, что эта мера «никоим образом не связана с содержанием программ» радиовещательной корпорации. Суданские власти обвинили руководство корпорации в том, что оно «незаконно» ввезло на территорию страны некое техническое оборудование с использованием диппочты британского посольства в Хартуме, а также в организации «незаконного» вещания из Джубы, которое налажено без разрешения центральных властей.

9 августа Би-Би-Си признала, что вещание ее арабской службы в диапазоне FM приостановлено в четырех городах Северного Судана, включая Хартум.

Считается, что аудитория арабоязычной службы Би-Би-Си в Судане составляет 4 млн человек.

В августе стало известно о золотой лихорадке, охватившей население Северного Судана и заставившей примерно 200 тысяч человек переквалифицироваться в старателей в Нубийской пустыне примерно в 500 км к северу от Хартума в треугольнике между городами Атбара, Абу Хамед и Порт-Судан. Возникновение золотой лихорадки связывают с ростом цен на желтый металл и появлением в Судане современных металлодетекторов, способных улавливать кусочки золота массой до 1 грамма.

Многие из новоявленных золотоискателей продали все, что у них было, чтобы обзавестись металлодетектором стоимостью примерно 6 тысяч долларов, а также другим необходимым снаряжением. Власти пока никак не ограничивают действия старателей, однако они уже заявили, что намерены регламентировать подобного рода деятельность. Пока что от старательской деятельности ущерб понесли лишь иностранные археологические миссии, ежегодно работающие в период с октября по февраль в Северном Судане. Они остались без местных рабочих, переквалифицировавшихся в золотоискателей. Впрочем, уже появились и первые жертвы суданского «Клондайка». 18 августа 10 человек погибли в результате обрушения породы в «дикой» шахте золотодобытчиков в штате Нил.

Кстати, несмотря на то, что отношения между Хартумом и Парижем далеки от идеальных, именно французская группа Areva занимает ведущие позиции в секторе промышленной добычи золота в Судане через зарегистрированную в Канаде дочернюю компанию La Mancha. Последняя ведет добычу золота с использованием возможностей совместного предприятия Ariab, созданного с участием правительства Судана. Этому предприятию принадлежит самая большая золотодобывающая шахта в Хассаи на северо-востоке страны, а также права на эксплуатацию участка площадью 30 тыс.кв.км в Нубийской пустыне (этот участок сопоставим по площади с территорией Бельгии). В шахте в Хассаи в 2009г. добыто 60 тысяч унций золота.

Суданские власти передали в концессию еще порядка 20 участков в районе между Нилом и Красным морем, однако они пока в промышленном масштабе не эксплуатируются.

В конце июля канадская компания La Mancha объявила, что проведенная разведка на золото в Нубийских горах на границе между Северным и Южным Суданом дала «очень обещающие» результаты. Как заявила представительница компании Николь Бланшар, «потенциал Нубийских гор огромен и не эксплуатируется должным образом». «Долговременные отношения Areva/La Mancha с суданским правительством должны позволить приступить к эксплуатации природных богатств этого региона», — полагает она.

В планы сторон входит создание СП для эксплуатации природных богатств Нубийских гор, в котором 70 проц. капитала будет принадлежать группе La Mancha, 30 — суданскому правительству.

В целом, некоторые наблюдатели начали предсказывать, что не препятствуя работе французского бизнеса в Судан, Хартум исподволь дал понять Парижу, что ожидает от него смягчения французской позиции в отношении режима Аль-Башира.

18 августа новый министр нефти Судана Луал Денг заявил о намерении своей страны увеличить в 2011 году на одну треть объем добычи «черного золота». «В настоящее время объем ежедневной добычи нефти колеблется в пределах 450 — 470 тысяч баррелей. В будущем году мы планируем, что этот показатель составит 500 — 600 тысяч баррелей, и даже 650 тысяч баррелей», — отметил министр. По его словам, основная прибавка в объемах добычи планируется за счет увеличения добычи на т.н. концессии 6, находящейся в штате Южный Кордофан /относится к Северному Судану/. Чтобы избежать разницы в данных о добыче нефти, как это было в прошлом году, министр пообещал ежедневно публиковать данные об объемах добычи нефти на сайте своего министерства. «Мы хотим повысить уровень доверия между Севером и Югом, публикуя данные о добыче нефти», — сказал Денг.

В настоящее время разведанные запасы нефти в Судане составляют свыше 6 млрд баррелей.

22 августа Судан вслед за соседним Египтом заявил о своем намерении обзавестись до 2020 года атомной электростанцией. Как заявил генеральный директор комиссариата по атомной энергии Судана Мохаммед Ахмед Хасан ат-Таиб, суданские власти уже приступили к планированию проекта в сотрудничестве с МАГАТЭ. Со своей стороны МАГАТЭ пока ничего не объявляло на этот счет.