- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: очередная провальная инициатива Дж.Бассоле

Руководство смешанной миссии ООН-Афросоюза по мирному посредничеству в Дарфуре начинает активизировать свои усилия после летней передышки. При этом ее руководитель Дж.Бассоле выступает с явно неожиданными и совершенно не однозначными инициативами. В частности, он публично отметил, что будет «уговаривать» руководство Судана позволить опальному руководителю Движения за справедливость и равенство (ДСР) И.Халилю вернуться в Дарфур. При этом условии Дж.Бассоле намерен организовать возобновление мирных переговоров между Хартумом и ДСР непосредственно на территории Дарфура при логистической поддержке миссии ЮНАМИД. Этот план руководитель гибридной миссии хочет одновременно озвучить и прозондировать во время запланированных встреч с руководством Ливии и Чада. Одновременно Дж.Бассоле уже провел консультации с руководством Буркина-Фасо и получил согласие на предоставление И.Халилю политического убежища в случае необходимости. Другими словами руководство смешанной миссии старается достигнуть некого компромисса в отношении к проблеме И.Халиля между Ливией, Чадом и Суданом. Выезд И.Халиля из Триполи в Буркина-Фасо, должен по замыслу стратегов из «катарской инициативы» смягчить существующее напряжение между Триполи и Хартумом и вывести переговоры о мирном урегулировании на новый конструктивный уровень. Как мы и предполагали, ливийский демарш с предоставлением фактического политического убежища изгнанному из Чада И.Халилю преследовал абсолютно прозаическую цель: вернуть себе главенствую роль в международном посредничестве по Дарфуру. Это доказывает и нынешняя инициатива Дж.Бассоле, которая явно заранее прорабатывалась с Триполи, а также резко возросшая в последнее время активность ливийских спецслужб по контакту остающимися еще «бесхозными» мелкими партизанскими группами. Цель — сколотить еще одну партизанскую группу для мирных переговоров с Хартумом, ну и конечно в полной мере использовать И.Халиля как «таран» для возвращения себе роли «ключевой страны-посредника». Присутствие в этой схеме Чада, помимо всего прочего, обусловлено еще и давлением на него с точки зрения начала строительства транссахарского газопровода через ливийскую территорию, что для Нджамены является вопросом просто физического выживания. Абсолютно точно, что этот шантаж М.Каддафи использует для того, чтобы смягчить напряженность в отношениях между чадским лидером И.Деби и И.Халилем.

Перенос мирных переговоров в Дарфур, а тем паче возвращение И.Халиля в Дарфур, совершенно неприемлемо для суданского руководства. Его высылка из Чада и последующий после этого фактический разгром вооруженных отрядов оппозиции в лице ДСР явились ключевым и переломным моментом всей эпопеи этого вооруженного противостояния. Возвращать «все на круги своя» было бы в нынешней ситуации констатацией своего поражения. В этой связи в конце августа с.г. в Хартуме была обнародована новая «стратегия по Дарфуру». Она подразумевает продолжение переговорного процесса исключительно на «катарской площадке», а также возвращение и благоустройство временно перемещенных лиц в места их постоянного проживания. Одновременно большое значение уделяется интегрированию бывших оппонентов в структуры региональных правительств Дарфура всех уровней. Эта стратегия уже получила поддержку фактически всего пула международных посредников, включая англосаксов.

Такая линия поведения уже вовсю претворяется в жизнь, о чем свидетельствует эскалация вооруженного противостояния в лагерях и областях, которые считаются оплотом еще одного «непримиримого» полевого командира А.Нура. Только за конец августа-начало сентября с.г. в деревнях в районе Джабаль Марра военизированной милицией было убито 74 жителя деревни в районе Табра. Нападение на фермеров в этом районе «неустановленными боевиками» (руководство суданских вооруженных сил, естественно, от этого эпизода дистанцировалось сразу же) напрямую связано с «тыловой базой» СОД-Нура в этом районе. Его отряды отрезают от каналов снабжения продовольствием, что является подготовительной фазой начала полномасштабного военного наступления. Одновременно идет «разведка боем» путем «кинжальных» разведывательных рейдов суданской армии. Параллельно продолжается «зачистка» лагерей беженцев от сторонников СОД-Нура, которая осуществляется опять же «неустановленными боевиками». Вслед за событиями в лагере Камп, аналогичные события произошли и начале сентября с.г. в еще в одном лагере Аль-Хамидия.

Впрочем, участников последних нападений идентифицировать довольно просто. В лагерях активно «работают» члены примирившейся с правительством группировки ДОС под руководством А.Сисси. Последний в августе совершил довольно продолжительный вояж по африканским странам, Европе и США и, судя по всему, заручился поддержкой Брюсселя и Вашингтона. В этой связи А.Сисси всячески подчеркивает свою приверженность «решениям Международного уголовного суда в отношении О.аль-Башира». Это конечно продуманный финт, не имеющий с действительностью ничего общего. Но он любопытен тем, что такая позиция руководителя ДОС (наверняка согласованная предварительно с Хартумом) свидетельствует о похвальной гибкости и рациональности нынешнего суданского руководства. ДОС сейчас надо получить поддержку фур и обезопасить себя в глазах «западников». Отсюда такая антибашировская риторика. Но Хартум эти правила игры согласовал и выполняет, так как чувствует их политическую целесообразность, как бы они его и не раздражали.

Как и мы и предполагали ранее, в настоящее время приоритетной задачей для Хартума является военный разгром отрядов А.Нура, а не «заигрывание» с И.Халилем. Последний фактически «списан» суданским руководством в «пассив», и реанимировать эту фигуру оно не намерено. В этом действительно мало смысла, ибо эмиграция без твердой опоры на суданской территории никакой опасности не представляет и влиять на изменение ситуации в худшую сторону не может. Именно в связи с этим и началось искоренение сторонников А.Нура в Дарфуре. Да и расширять уже «устоявшейся» круг международных посредников за счет Ливии в планы Хартума также не входит.

В этой связи инициатива Дж.Бассоле вызывает недоумение. После прогресса с ДОС, который стал возможен исключительно после перехода на схему «сепаратных переговоров», решение Дж.Бассоле бороться за возвращение И.Халиля в Дарфур выглядит абсолютно бесперспективным и мало осуществимым. Эти действия вызовут только раздражение в Хартуме. Снова уместно говорить о том, что руководство «гибридной миссии» плохо просчитывает обстановку и действует «невпопад».