- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: август 2010 г.

В связи с месяцем мусульманского поста рамадан, практически совпавшим в этом году с августом, прошедший месяц оказался небогатым на события, связанные с Марокко, равно как и с рядом других стран региона Ближнего Востока и Северной Африки.

Что касается собственно Марокко, то наибольшее число заметных событий в августе было так или иначе связано с испанскими анклавами Сеута и Мелилья, которые Рабат упорно продолжает считать «оккупированными территориями» несмотря на то, что города включены в оборонное пространство НАТО.

2 августа Марокко выразило «сильное возмущение» в связи с тем, что испанские полицейские применили «физическое насилие» по отношению к «марокканскому студенту» на пограничном посту близ Мелильи. Как утверждалось в коммюнике МИД Марокко, 30-летний студент Мостафа Белласен «подвергся физической агрессии» со стороны испанской полиции, после чего его доставили в одну из больниц Мелильи. «Дело студента» привело даже к тому, что посол Испании в Рабате был вызван в МИД Марокко, где соответствующий протест ему заявил лично министр — Тайеб Фасси Фихри. Последний заявил о «неприемлемости физического насилия в отношении марокканских подданных», «неоспоримо имевшего под собой расистскую основу».

Затем, уже 12 августа, марокканцы, представленные как активисты общественных организаций, выступающих за марокканизацию анклавов, блокировали подвоз продуктов питания, предназначавшихся для Мелильи. Формально акция проводилась в знак протеста против произвола марокканских полицейских в отношении марокканцев. Понятно, что такого рода акции в условиях Марокко не проводятся без санкции свыше. Такая своего рода блокада была снята лишь 18 августа. При этом было объявлено, что после окончания рамадана она может быть возобновлена. Как предупредил при этом в форме ультиматума представитель Координационного комитета ассоциаций Северного Марокко Монейм Шауки, «эта пауза должна позволить политикам двух стран обсудить проблемы, которые находятся в подвешенном состоянии».

Кстати, эта пауза была взята после того, как король Испании Хуан Карлос переговорил по телефону с королем Марокко Мохаммедом VI. В ходе разговора монархи, в частности, договорились, что Хуан Карлос посетит Марокко. Сроки визита будут определены позднее.

18 августа в Мелилье побывал бывший испанский премьер консерватор Хосе Мариа Аснар, в период нахождения которого у власти испанские военные в 2002 году провели молниеносную бескровную операцию по освобождению необитаемого испанского острова Перехиль близ марокканского побережья, на который до этого высадилась группа марокканских морских пехотинцев. В Рабате тут же заявили, что визит Аснара в Мелилью нацелен на торпедирование будущих мароккано-испанских переговоров. «Этот визит призван помешать, в частности, запланированной на 23 августа поездке в Рабат главы МВД Испании Альфредо Переса Рубалкабы», — заявил в Рабате на пресс-конференции министр информации Марокко Халид Насири.

Аналогичную оценку визиту Аснара дали и в Мадриде. Находящиеся там у власти социалисты заметили, что «он не будет способствовать смягчению ситуации вокруг Мелильи».

23 августа в рабате состоялись переговоры между главой МВД Марокко Тайебом Шеркауи и его испанским коллегой Альфредо Пересом Рубалкабой. Как сообщил в этой связи представитель Рабата, по итогам переговоров наметилась «тенденция на примирение». Стороны также договорились раз в три месяца организовывать встречи представителей МВД двух стран для разрешения возникающих проблем и обмена информацией.

Там же выяснилась интересная деталь, формально не касающаяся двусторонних отношений — глава МВД Испании поблагодарил «марокканские спецслужбы» за «их роль, исполненную при освобождении испанских заложников», которых удерживали боевики «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /см. статью «Мадрид пошел на выплату выкупа «Аль-Каиде», опубликованную на нашем сайте 31 августа/. «Я благодарю марокканскую разведку за усилия, которые были предприняты с целью освобождения испанских заложников», — заявил испанский министр на пресс-конференции по завершении переговоров, не приведя при этом каких-либо деталей. Эти слова можно интерпретировать по-разному. Как представляется, через марокканские спецслужбы испанцы могли каким-то образом наладить канал для переговоров с исламистами.

Испанского министра принял также король Марокко Мохаммед VI.

Стоит напомнить, что в мае с.г. Рабат и Мадрид обменялись заявлениями по поводу испанских анклавов. Тогда первый призвал своего северного соседа начать диалог по вопросу об анклавах, второй в ответ подтвердил суверенитет Испании над двумя городами и их «испанский характер».

На самом деле присутствие двух испанских анклавов дает средства к существованию миллионам марокканцев. Дело в том, что жители граничащих с анклавами марокканских провинций имеют право по марокканским паспортам входить в испанские города в течение светового дня. Там они на деньги марокканских лавочников приобретают определенные товары, которые выносятся на территорию Марокко и затем развозятся и продаются по всей стране. Подобная работа «носильщиками» дает средства к существованию многим марокканцам — жителям северных провинций, где традиционно не очень просто найти другую работу. Понятно, что при выполнении подобных челночных миссий через границу неизбежны всевозможные нарушения, а значит, и конфликты с охраняющими ее испанскими полицейскими.

Что касается официального Рабата, то проблема испанских анклавов является второй по значимости после западносахарской, периодическое искусственное обострение которых помогает властям консолидировать нацию в сложные периоды внутриполитического развития страны.

В августе несколько событий произошло на антитеррористическом «фронте».

25 августа в выступлении перед собравшимися в Париже послами Франции президент Николя Саркози выразил «глубокую озабоченность» в связи с возможностью появления «кризисной террористической дуги», простирающейся от Пакистана до Сахеля. По его оценке, пока такая дуга не функционирует, поскольку «отсутствует операционная координация действий между различными исламистскими террористическими группировками». «Но ситуация должна осложниться», — предсказал Саркози. «Существует большой риск того, что появится операционная связь между террористическим базами от Кветты /Пакистан/ и Южного Афганистана через Йемен и Сомали до Сахеля», — считает он.

Согласно президенту Франции, «все анализы подтверждают, что после 2001 года возможности «Аль-Каиды» по нанесению террористических ударов по западным странам значительно сократились». Но, «напротив, позиции «Аль-Каиды» и тех, кто прикрывается этим названием, усилились в ряде государств от Пакистана до Мали».

По словам Саркози, в зоне Сахеля «Франция оказывает безусловную помощь в борьбе против исламистских групп правительствам, которые просят об этом». Франция «работает также вместе с Алжиром, Марокко, Тунисом и Ливией».

29 августа испанские власти арестовали 26-летнего марокканца по обвинению в «поддержании связей с исламистскими террористами», и в частности, в ведении пропаганды, рекрутировании новых боевиков для участия в джихаде, финансировании терроризма. Арест подозреваемого был совершен в провинции Аликанте. Установлено, что используя возможности Интернета марокканец занимался инструктажами новоявленных джихадистов, направлявшихся в Афганистан и Чечню. Он также вел пропаганду в интересах исламистской организации «Движение за глобальный джихад».

Как сообщалось в коммюнике МВД Испании, выявление пособника террористов стало возможным благодаря «новой системе информации и поиска» с участием Испании, Бельгии, США, Франции, Иордании и Марокко. Упоминание о такой системе впервые появилось в официальном документе.

20 августа король Марокко Мохаммед VI обратился к нации с очередным посланием по случаю 57-й годовщины т.н.революции короля и народа /высылка властями протектората на Мадагаскар султана Мохаммеда V и его семьи/. В нем он вновь подтвердил позицию Рабата по западносахарской проблеме. Он утверждал, в частности, что предложение Марокко о предоставлении сахарским провинциям самой широкой автономии пользуется «все большей международной поддержкой». Оно же сталкивается с «отчаянными маневрами наших противников, направленных на подрыв этой инициативы». По его логике, «упрямство врагов нашей территориальной целостности только укрепляет Марокко в его движении в сторону демократии и развития».

Сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО со своей стороны отвергает марокканское предложение и выступает за реализацию права на самоопределение сахарского народа через проведение референдума под эгидой ООН.