- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Эксперты ООН о ситуации в Дарфуре

В связи с последними событиями в лагерях беженцев Калма и Хаусия (столкновения между сторонниками и противниками минных переговоров с правительством Судана под эгидой «катарской инициативы») представляет интерес анализ указанных событий с точки зрения экспертов ООН.

По их оценке, эти события должны рассматриваться в контексте предыдущей истории указанных центров для временно перемещенных лиц. Калма являлась крупнейшим лагерем такого типа, население которого насчитывало более 82 тыс. человек. Из них примерно 50% составляли этнические фур, 30% — даджо, 10% — загава и 5-8% — массалит. Одна из основных партизанских групп региона Суданская освободительная армия (СОД) под руководством А.Нура с самого начала своего основания в 2004 году использовала указанный лагерь как свой основной оплот. Это в свою очередь определило повышенное внимание к этому лагерю со стороны суданских вооруженных сил. В 2004 году сторонники А.Нура фактически выбили суданских полицейских с территории лагеря, разрушив при этом полицейский участок, убив 20 военнослужащих. Такие действия были ответом руководства СОД на намерения Хартума «разукрупнить» указанный лагерь и переместить его жителей в ряд более мелких лагерей в районе г. Ньяла. Очевидно, что в этом случае повстанцы лишились бы своей основной военной и тыловой базы в регионе.

При этом в лагере при абсолютном доминировании сторонников А.Нура уже началось расслоение (в первую очередь среди молодежи) по вопросам возможности начала диалога с суданским правительством и заключения мирного договора. Такое расслоение проходило по этническому признаку и лояльные мирному урегулированию группы составляли в основном этнические загава (сторонники М. Минави), даджо и масалит. Такое расслоение, в конечном счете, привело к вооруженным столкновениям с человеческими жертвами. Это, в свою очередь, привело к более активному вмешательству суданской армии во внутренние дела лагеря, что вызвало открытые вооруженные столкновения. Было сожжено 175 домов и офисов международных организаций, в результате практически все загава были вынуждены покинуть лагерь. Местные племенные шейхи фур выдвинули ультиматум с требованием передачи охранных функций внутри лагеря в компетенцию ооновских миротворцев, в противном случае угрожали начать открытые вооруженные действия и против правительства, и против ооновцев. Это их требование было выполнено. После этих событий все последующие внутренние столкновения в лагере необходимо рассматривать с точки зрения внутриплеменных столкновений внутри одной племенной группы фур.

Еще два серьезных инцидента произошло в 2008 году, когда суданская армия предприняла неудачную попытку «зачистить» лагерь от вооруженных боевиков, и в связи с временным отказом шейхов фур принимать гуманитарную помощь из альтернативных источников, которые заменили высланные президентом Судана О.аль-Баширом международные благотворительные организации.

Перелом в настроениях племенной верхушки фур произошли осенью 2009 года, когда правительство объявило о строительстве новой дороги, проходящей по территории лагеря. В этой связи ряд шейхов, опасаясь нового вторжения суданских военных, занял более конструктивную позицию и вступил при посредничестве миссии ЮНАМИД в диалог с правительством Дарфура. Несомненно, здесь сыграло свою роль и участие в переговорах в Дохе новой группировки (Движение за освобождение и справедливость) под руководством бывшего губернатора Южного Дарфура, этнического фур А.ас-Сисси.

Необходимо отметить еще ряд факторов, которые явились причинами изменения внутриполитической обстановки. Самый ключевой из них, это размывание базы сторонников А.Нура в лагере. Официальным признанием такой ситуации стал манифест ряда полевых командиров СОД в районе Джабаль Марра о выходе из организации летом с.г. Среди причин появления такого раскола необходимо отметить нежелание А.Нура присоединится к мирным переговорам в Дохе в формате «один на один» и успешные действия суданских военных в районе Джабаль-Марра, где были сосредоточены основные отряды СОД. Несмотря на успешную попытку бойкота апрельских всеобщих выборов в лагере Калма, который удалось организовать А.Нуру, стало очевидно, что его сторонники «на земле» не успевают за происходящими в стране внутриполитическим процессами, теряют инициативу, а сам А.Нур лишается поддержки международных посредников. Т.ас-Сисси продолжает «захватывать» политическое пространство, что и доказали последние события в лагере в августе с.г.

Одновременно после проведения апрельских выборов резко изменилась политика Хартума в отношении фур, что выразилось в приглашении ряда племенных вождей в Хартум на встречу с О.аль-Баширом и прогресс по передаче ряда властных полномочий в Дарфуре представителям ДОС.

Ситуацию вокруг лагеря в настоящее время можно охарактеризовать как осторожно стабильную. Возобновлены поставки гуманитарной помощи, несмотря на расхождения в оценке беженцев, оставшихся в лагере. ЮНАМИД исходит из числа 50-60 тыс. человек. Армия и полиция, несмотря на воинственную риторику, от входа в лагерь пока воздерживаются. При этом по-прежнему главной остается тема наличия в лагере большого количества оружия и необходимости его расформирования. Следует также отметить, что столкновения в лагерях Калм (август с.г.) и Хамидия (сентябрь с.г.) пока окончились поражением сторонников диалога с правительством, которые были вынуждены бежать из лагерей. Тем не менее, отмечаются попытки боевиков ДОС вновь атаковать лагерь Хамидия 4 сентября с.г., когда было убито четыре активиста СОД. Это свидетельствует о твердом намерении правительства окончательно решить проблему организованного военного сопротивления СОД-Нура до конца этого года.

Общий вывод из сложившейся ситуации следующий. Получивший политическую легитимизацию после победы на выборах в апреле с.г. режим О.аль-Башира будет в среднесрочной перспективе наращивать свои военные усилия по окончательному разгрому военных и тыловых баз СОД-Нура до конца с.г. В этой связи следует ожидать дальнейшее усиление роли силовых структур и армии центрального правительства в Дарфуре с параллельным процессом размывания сторонников СОД и усиления фрагментарности этого движения. На указанный процесс может оказать влияние ряд факторов, в том числе и позиция местной племенной верхушки. При нейтрализации сторонников А.Нура в лагерях по-прежнему будут задействоваться члены ДОС, что выводит Хартум из-под опасности новых возможных обвинений в совершении военных преступлений и геноциде.