- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый план США по Судану

В США официально обнародовали основные тезисы своей стратегии по Судану в связи с приближающимся референдумом о независимости Южного Судана в январе 2011 года. Примечательно, что это знаменательное событие госсекретарь США Х.Клинтон недавно охарактеризовала как «бомбу с часовым механизмом». В заявлении внешнеполитического ведомства США так разъяснили эту метафору: «Менее чем за 120 дней до проведения референдума и определения будущего Абъея Судан входит в критическую фазу своего развития. Стратегическими приоритетами США в Судане на сегодняшний день являются: полное и своевременное выполнение Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС), что должно в результате привести к образованию двух независимых, мирно сосуществующих государств. Окончание конфликта в Дарфуре с прекращением фактов нарушения прав человека и геноцида и создание условий для невозможности в будущем использования суданской территории в качестве безопасной гавани для международного терроризма». В заявлении также подчеркивается, что Хартум и Джуба предупреждены о возможных последствиях для них (включая введение дополнительного режима санкций) в случае, если прогресс в деле выполнения ВМС замедлится и его график будет сорван. Такие заявления свидетельствуют только об одном: в США (как впрочем, и у большинства региональных и западноевропейских партнеров американцев) начинает появляться большие сомнения в успешном проведении задуманных мероприятий.

На это существуют веские причины. Комиссия по проведению референдума была окончательно сформирована только в прошлом месяце. Стороны очень долго не могли достигнуть компромисса по вопросу генерального секретаря этого органа, который в принципе своим тем или иным решением по итогам референдума очень спокойно может вызвать новую большую «африканскую войну». Существуют довольно веские опасения и в отношении соблюдения графика подготовки к референдуму, в частности в отношении начала в октябре с.г. процедуры регистрации избирателей внутри страны и за рубежом. Не все гладко складывается по вопросу достижения какого-то внятного решения по вопросу демаркации границ будущих государственных образований. Хартум настаивает на том, что референдум без окончательного решения этого вопроса проводить нельзя, Джуба же категорически против этого тезиса.

Одновременно с референдумом о независимости должен пройти аналогичное мероприятие и в Абъее, который является основным источником разведанных углеводородов. Там вообще все неясно, так как Джуба неоднократно возражала против линии демаркации в этом штате (кстати, подтвержденной арбитражным трибуналом в Стокгольме). Южане всеми правдами и неправдами переселяют в штат этнических динка из северных районов страны (под предлогом спасения от неурожая и наводнений) с целью создать количественный перевес в голосах. Опять же у большинства экспертов существуют большие сомнения в том, что объявленный референдум в этом штате состоится по ранее определенному графику.

Дабы предотвратить возможные негативные действия со стороны суданского руководства Белый Дом наконец-то решил ослабить существующие экономические санкции. Такого рода мероприятия по задумке нынешнего спецпредставителя США С.Грейшена должны были быть осуществлены еще в апреле с.г., после проведения всеобщих выборов. Но в Вашингтоне решили все это увязать с референдумом, как с более «животрепещущей» темой. Так, на что же решились пойти американцы?

1.Немедленное предоставление режима «наибольшего благоприятствования» для инвестиций и торговых операций на продовольственном рынке и в области производства продуктов питания. Указанный режим предполагается корректировать в зависимости от результатов политического урегулирования.

2.В случае соблюдения графика проведения референдума и признания Хартумом его результатов американцы открывают шлагбаум по либерализации торговых операций и инвестиций в не нефтяной сектор страны.

3.В случае достижения соглашения по ключевым вопросам «цивилизованного развода» американцы возобновят дипломатические отношения с Суданом в полном объеме.

4.В случае благополучной реализации ВМС и выполнения всех резолюций ООН по Дарфуру в Конгресс будет внесена резолюция о снятии режима экономических санкций против Судана; США будут способствовать ликвидации всех ограничительных барьеров по торговле с Суданом; выступят инициатором включения Судана в международную финансовую систему и списания основной части государственного долга.

Указанный пакет предложений в Джубе и Хартуме на днях озвучил специальный представитель США С.Грейшен, который назвал указанный момент «историческим и переломным» для всей истории Судана. «Сейчас мы находимся в таком периоде времени, когда необходимо действовать, дабы предотвратить самые негативные последствия», — заявил он после своих встреч с суданскими руководителями. «Негативные последствия» — это, прежде всего, возобновление боевых действий между северянами и южанами. Предложенный пакет мероприятий необходимо рассматривать как многофазный, а не единовременный.

В своих кулуарных беседах С.Грейшен обещал, прежде всего, Хартуму «дать зеленый свет» на интеграцию в международную экономическую систему и укрепление его экономических связей с Западом. При этом помощь по линии рынка сельскохозяйственных продуктов стартует немедленно, американские кампании уже начали отгрузку сельскохозяйственных машин, оборудования и продовольствия. Это ключевой пункт плана С.Грейшена, который должен показать «населению Судана степень озабоченности Вашингтона продовольственным кризисом в стране».

Указанные тезисы будут озвучены лично президентом США Б.Обамой на предстоящей в конце сентября с.г. сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где тема Судана по инициативе генерального секретаря организации Пан Ги Муна будет выделена в отдельную секцию. Это говорит о важности суданского досье для Белого Дома в настоящий момент. То же подтвердил и С.Грейшен: «Президент очень серьезно относятся в настоящее время к тому, что мы сейчас делаем в Судане, к нашим инициативам, которые мы сейчас претворяем в жизнь. Сейчас это только пока слова на бумаге, и мы должны сделать все возможное, что бы они превратились в реальные дела».

Полную поддержку план С.Грейшена получил у его вечных оппонентов правозащитников. Его самый непримиримый критик, руководитель организации «Достаточно» Дж. Пендергаст заявил следующее: «Я доволен, что здесь соблюден необходимый баланс между уступками и прессингом и все инициативы выстроены в правильном направлении. Это дает гарантию того, что прошлое не повторится».

Но все это пока осторожный оптимизм. Никто сейчас не берется предсказать, что будет происходить после проведения референдума и насколько «морковка», предложенная американцами, окажется «сладкой» для Хартума.