- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый «Лондонистан»

За последние десять лет методы пропаганды международных радикальных исламистских структур претерпели значительные изменения. Традиционные места для проповедей в настоящее время находятся под пристальным контролем правоохранительных органов. Ушли в прошлое мечети, подобные мечети в Финсбери-парке в Лондоне, где можно было проникнуться вдохновенными проповедями о необходимости вселенской борьбы против неверных, приобрести радикальную литературу и фальшивые документы для переправки в военно-тренировочные лагеря. В таких условиях единственным доступным средством радикализации молодежи становится Интернет.

Важным звеном в распространении радикального исламизма стали англоязычные пропагандисты. Одним из наиболее известных в настоящее время является Анвар аль-Авлаки, американец йеменского происхождения, серьезно повлиявший на террориста Омара Фарука Абдулмуталлаба, предпринявшего попытку совершить теракт на борту самолета «North West Airlines». Работы А. аль-Авлаки, доступные во Всемирной сети, также сыграли важную роль в решении американского военнослужащего Нидаля Малика Хасана расстрелять 13 своих сослуживцев в Форт Худе штата Техас. Другой проповедник, Омар Хамами из Калифорнии, снимает видеорепортажи в Сомали и распространяет их во Всемирной сети.

В январе с.г. У. бен Ладен привел в пример Абдулмуталлаба как человека, борющегося с Западом ради освобождения Пакистана и Афганистана. Вслед за обращением У. бен Ладена на арабском языке выступил известный, как его называют, «американский рупор Аль-Каиды» А. Гадан на английском. Наряду с приветственной речью в адрес террориста он отметил, что даже неудавшийся теракт обладает значительным эффектом. Во-первых, он привлекает внимание к той проблеме, которая легла в основу запланированной диверсионной акции. Во-вторых, он вынуждает власти тратить огромные средства на введение дополнительных мер безопасности и провоцирует панику среди жителей западных мегаполисов.

Идеологи джихада стремятся преподнести стратегию бескомпромиссной борьбы с Западом как истинную версию ислама. В США растет число сторонников радикального ислама. В 2009 г. в стране за создание террористических ячеек, распространение идеологии «чистого ислама», акцентирующих внимание молодежи на совершении терактов непосредственно на территории государств, чьи войска «участвуют в оккупации мусульманских стран», были задержаны 42 человека. В текущем году эта цифра уже превысила 80 человек. Одновременно происходит приток в США так называемых возвращенцев, получивших боевой опыт в Сомали, Пакистане и Афганистане.

В 2006 г. после запрета властями Великобритании деятельности исламистской группировки «Аль-Мухаджирун» эта организация предприняла попытку запутать спецслужбы королевства, разделившись на две структуры, функционировавшие под названиями «Аль-Гураба» и «Ахль ас-Сунна ва-ль-Джамаа» и переместившие свою деятельность во Всемирную сеть. Головная структура при этом координировала их, оставаясь в тени. В настоящее время она также сменила свое название на «Islam 4 UK», стремясь занять нишу в Интернете и специализируясь на пропаганде идеологии радикального ислама.

Следует подчеркнуть, что длительное время сторонники вселенской борьбы ограничивались в информационном пространстве арабоязычной аудиторией, не уделяя большого внимания потребителям информации на европейских языках. В этом контексте администраторы известного сайта «Ансар аль-Муджахедин», осознав, насколько, таким образом, они ограничивают круг своих пользователей, создали форум «двойник» аналогичного радикального содержания на английском языке. Через три месяца число зарегистрированных участников онлайн-обсуждений на этих сайтах сравнялось, достигнув 4 тыс. человек. Число тех, кто присылает вопросы о проблемах ислама в современном мире, почти достигает 60 тыс. Администраторы сайта отмечают, что в настоящее время серьезной проблемой является отсутствие достаточного объема видеоматериалов для европейских мусульман с англоязычными субтитрами. В связи с этим они рекомендуют потребителей переводить информацию на языки ЕС для «укрепления дела моджахедов, отдающих свои жизни в Ираке и Афганистане, и разжигания пламени борьбы на Западе». Этот сайт активно сотрудничает с крупными структурами информационной поддержки «Аль-Каиды»: центром «Аль-Фаджр», «Всемирным исламским медиафронтом».

Абсолютное большинство тех, кто получает первоначальный импульс радикализации через Интернет, — это молодые люди, проводящие много времени во Всемирной сети, которая служит для них, по сути, единственным источником информации о политических событиях и способом общения вообще. Их еще называют «цифровым поколением». Они активно участвуют в интернет-обсуждениях, регистрируясь на различных форумах.

В настоящее время среди радикалов от ислама особую актуальность получил вопрос, что важнее — непосредственное участие в боевых действиях в Ираке, Афганистане или активная работа по продвижению принципов тотальной войны с Западом в медиапространстве. Идеологи стремятся разрушить предубеждение о том, что прошедшие «горячие точки» «воины ислама» априори пользуются более высоким статусом в среде своих единомышленников, нежели молодые люди, ведущие джихад в медиапространстве. Они акцентируют внимание на важности всех форм борьбы, поскольку священная война бывает нескольких видов. Так, известный теоретик современного радикального исламизма М. Салима в книге «39 способов участия в джихаде» рассматривает электронное пространство как «благословенную сферу», использование которой обеспечит «воинам ислама» значительные преимущества. Он считает, что Всемирная сеть дает возможность помочь моджахедам в Ираке и Афганистане, распространяя идеи борьбы в европейских странах. Один из известных активистов медиаджихада, Ю. Тсоули (регистрирующийся на форумах под псевдонимом «Ирхаби 007»), акцентируя внимание на медиаработе, пишет: «Представьте, сколько молодых людей отправилось воевать в Ирак, посмотрев наши видеофильмы о ситуации в этой стране, и сколько из них стали шахидами».

Ориентируясь на мусульман из европейских стран, которые, получив боевой опыт, вернулись из очагов конфликта и начинают создавать новые очаги борьбы с Западом, идеологи рассматривают медиаджихад по своей значимости равным войне с оружием в руках. Задача современных радикалов от ислама — пропитать своей идеологией как можно больше молодых людей. Для них это работа на перспективу, они делают ставку на массовость, на отдельных никем не контролируемых террористов-одиночек, действующих в едином фарватере противодействия США и их союзникам. В связи с этим современный радикальный исламизм продолжает придавать пропаганде огромное значение.

Наиболее мощным пропагандистским эффектом обладают примеры перехода от интернет-борьбы к реальным боевым действиям, причем такие факты становятся известны широкому кругу пользователей радикальных исламистских интернет-ресурсов. Так, популярный администратор форума «Аль-Хисба» Абу Дуджан аль-Хорасани (в западной прессе более известный как Абу аль-Балави) в декабре 2009 г. взорвал себя в Хосте (Афганистан), уничтожив несколько сотрудников американских спецслужб.

Интернет продолжает оставаться важным элементом радикализации молодых мусульман.

Участие армий западных стран в конфликтах в Ираке, Афганистане, Пакистане, а также содействие Вашингтона в подавлении боевого потенциала «салафитов» в Йемене и Сомали преподносится идеологами как агрессия в исконно мусульманские земли. Они призывают последователей ислама к ведению борьбы с США и их союзниками. Причем пропагандисты настаивают на том, что с учетом повсеместного распространения интересов Запада этот конфликт не имеет четких географических границ, поэтому следует наносить удары по объектам США и их союзников в различных регионах мира. Они также настаивают, что в настоящее время перед моджахедами не должен стоять вопрос, кого следует атаковать — обычных граждан или исключительно военнослужащих. По их мнению, ответственность за «оккупацию исламских государств» на них лежит в равной степени и поэтому они являются законными целями для совершения терактов: граждане выбирают правительства, которые отправляют солдат в Афганистан, Ирак и т.д., а военнослужащие непосредственно исполняют распоряжения руководства.

Сторонники джихада в инетпространстве также подчеркивают, что работа в данной сфере не менее тяжелая, чем на поле боя. Их аргумент заключается в том, что против «виртуальных моджахедов» применяются жесткие методы борьбы, поэтому им приходится действовать скрытно, придумывая новые способы распространения пропагандистских материалов и вербовать во Всемирной сети молодых людей.

Так называемый Лондонистан не прекратил свою активность, теперь он переместился во Всемирную сеть.