- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О рейде армии Мавритании в северные районы Мали

18 сентября из Нуакшота поступили первые сообщения о том, что подразделения мавританской армии вторглись в северные районы Мали. При этом было объявлено, что целью армейской операции является уничтожение обосновавшихся там баз «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. Операция подобного размаха на территории сопредельного государства проводилась мавританскими военными впервые, если не считать неудачную совместную франко-мавританскую спецоперацию по освобождению заложника, проведенную 22 июля с.г. Тогда были убиты 7 джихадистов, однако операция не достигла своей цели. 25 июля АКМ объявила о казни 78-летнего гражданина Франции Мишеля Жермано.

Почему мавританские военные развернули новую, на сей раз войсковую операцию против АКМ? Как известно, несколькими днями ранее в Нигере были похищены 7 иностранцев, работавших на французские компании Areva и Satom, в том числе пять французов. Похоже, у мавританских военных были основания искать их на территории Северного Мали. Понятно, что эта операция не могла проводиться без соответствующего поощрения со стороны Франции, хотя Париж тут же заявил об отсутствии какой-либо связи между действиями мавританских военных и похищением 7 иностранцев. А в целом она стала отражением курса Нуакшота на бескомпромиссную борьбу с АКМ, который был взят после прихода к власти в Мавритании в 2008 году президента — генерала Мохаммеда ульд Абдель Азиза.

Анализ данных с мест боев был затруднен тем, что разные по национальной принадлежности источники информации /алжирские, мавританские и малийские/ давали различающиеся друг от друга оценки событий, что стало очевидным следствием разных подходов Нукашота, Алжира и Бамако к проблеме борьбы с терроризмом.

Как бы там не было, судя по всему, первоначально бои развернулись на территории Мавритании близ границы с Мали. Мавританские военные утверждали, что автоколонна исламистов двигалась в направлении одного из военных объектов, когда она была перехвачена. И когда исламисты под давлением военных были вытеснены на территорию Мали, мавританцы не стали прекращать операцию. Оправдывая проникновение на сопредельную территорию, правительство Мавритании утверждало, что его цель — «предупредить новые преступные вылазки боевиков АКМ». Таким образом, со стороны Мавритании операция имела превентивный характер.

Согласно первым официальным сводкам с места боев, находившегося в 100 км к северу от малийского населенного пункта Томбукту, «армия /мавританская/ окружила до 20 внедорожников с боевиками АКМ в районе малийского населенного пункта Арейх Хинди». Действиями боевиков АКМ руководил полевой командир Яхья Абу Хамам, алжирец по национальности. Он считается одним из заместителей другого полевого командира АКМ, скрывающегося под боевым псевдонимом Абдельхамид Абу Зейд. Последний считается ответственным за убийства британского заложника Эдвина Диера в мае 2009 года и француза Мишеля Жермано в июле 2010г. По имеющимся данным, в отряде Абу Хамама до 70 проц. боевиков составляют мавританцы.

За первые сутки операции военные убили 12 боевиков и столько же ранили, 6 подозреваемых в причастности к деятельности АКМ попали в плен. Потери военных: убиты 6 человек, 8 — ранены /двое из числа раненых позднее скончались/. В то же время согласно алжирским данным, мавританские военные якобы потеряли по меньшей мере 15 солдат убитыми. Есть данные, что исламистам удалось захватить несколько армейских джипов мавританской армии. То, что мавританские военные понесли заметные потери, подтвердилось уже 18 сентября, когда в Томбукту приземлился мавританский транспортный самолет, направленный в Мали для эвакуации раненых. В Томбукту самолет доставил бочки с горючим и медикаменты.

В отличие от рейда 22 июля французские военные не принимали непосредственного участия в операции, но они могли определенным образом содействовать ее проведению.

В ходе вторых суток боев 19 сентября мавританские военные были вынуждены применить авиацию для поражения целей АКМ. Нанесение удара с воздуха, судя по всему, стало необходимым в связи с быстрыми маневрами исламистов на местности. Целью удара была автоколонна исламистов, перемещавшихся на 7 джипах. По официальным данным, в результате авиаудара были уничтожены 3 джипа, убиты по меньшей мере 2 человека, 4 ранены. Одна из убитых была опознана как «жена террориста». Согласно данным малийских «свидетелей», в результате авианалета погибли по меньшей мере 2 женщины. Неназванный источник в малийских силовых структурах тут же объявил об «ошибке» мавританских пилотов. Со своей стороны мавританские военные заявили, что их авиация не атаковала гражданские цели. По их оценке, в подобной интерпретации действий мавританской авиации заинтересована «только одна сторона — пропагандисты террористов». Что касается АКМ, то эта организация тут же пригрозила Мавритании новыми нападениями.

В любом случае использование авиации позволило мавританцам сделать то, что на языке военных называется «изолировать район боевых действий». В переводе на простой язык — мавританцы не допустили направления подкреплений блокированным исламистам. Для уничтожения блокированных исламистов была использована артиллерия. Таким образом, общая продолжительность операции составила двое суток.

Одновременно стало известно, что французские разведывательные самолеты стали на постоянной основе совершать облеты районов предполагаемого нахождения боевиков АКМ и заложников. Эти самолеты /»Атлантик-2″ и «Мираж Ф1-СР»/ временно базируются в Ниамее, их полеты обеспечивают 80 французских военнослужащих. Самолеты оснащены средствами радиоэлектронной разведки, с помощью которых французы рассчитывают перехватить радиообмены между различными формированиями АКМ.

Примечательно, что малийские военные не принимали какого-либо участия в боевых действиях против АКМ, хотя они развертывались на их территории. Судя по всему, у них просто нет силенок для этого. Формально данное обстоятельство косвенно признал президент Мали Амаду Тумани Туре. В заявлении для «Радио Франс Интернасьональ» он сказал: «Мы объединяем наши усилия. В частности, мы позволили всем сопредельным странам преследовать боевиков АКМ на нашей территории в случае необходимости».

Как заявил 19 сентября представитель правительства Нигера, мавританские военные атаковали на севере Мали не то формирование АКМ, которое захватило семерых заложников. Это обстоятельство заставляет предположить, что разведывательное обеспечение операции оставляло желать лучшего, хотя в этой работе участвовала Франция. Нельзя исключать, что исполнителями похищения были туареги, а заказчиками — исламисты из АКМ.

20 сентября представитель командования мавританской армии заявил, что ситуация в районе Томбукту находится под контролем.

В целом, по итогам операции мавританских военных в Мали можно сделать следующие выводы.

1.Она косвенно подтверждает о значительном территориальном расширении операционной зоны АКМ.

2.Известны только официальные данные о потерях сторон в ходе боевых действий. Как показывает практика, они редко бывают объективными. Как представляется, мавританские военные были заинтересованы в минимизации данных о потерях как с одной, так и другой стороны.

3.Операция создала прецедент, связанный с проникновением военных одной страны на территорию другой. Пока речь идет только о странах региона. Но нельзя исключать, что им воспользуется Франция и /или/ США.

4.В ходе сентябрьских событий подтвердилось, что страны региона по-разному подходят к проблеме борьбы с терроризмом, что никак не будет способствовать ее решению.

5.Что касается проблемы отношений между исламистами из АКМ и туарегами, то сентябрьские события подтвердили: хотя после завершения восстания туарегов в Нигере и Мали в 2009г. некоторые из них установили определенные отношения с джихадистами, оказывая последним определенные услуги /похищения иностранцев с последующей перепродажей исламистам, контрабанда оружия/, они не разделяют радикальные взгляды исламистов. Последнее означает, что властям стран региона необходимо срочно предпринять определенные усилия, чтобы привлечь туарегов на свою сторону.

6.Относительно судьбы семи заложников. Как представляется, они могут быть спасены только в результате спецоперации с участием французских военных при наличии точной разведывательной информации об их нахождении. Никакие другие региональные силовые структуры не смогут сделать этого.