- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Дарфур: последняя попытка договориться?

В Судане последняя неделя ознаменовалась активностью различного рода медиаторов по консультациям с «непримиримыми» дарфурскими полевыми командирами. Цель – все та же: усадить их за стол переговоров с суданским правительством под «зонтиком катарской инициативы». Помимо приближающегося референдума о независимости Южного Судана в январе 2011 года, медиаторы хотели бы похвастаться успехами и на предстоящей в конце сентября «министерской неделе» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где суданским вопросам будет уделена специальная сессия.

В рамках этой «осенней» активизации министр иностранных дел Франции Б.Кушнер и глава смешанной миссии ООН-Афросоюза Дж.Бассоле встретились с проживающим безвыездно в Париже с 2003 года лидером Суданской освободительной армии (СОД) А.Нуром. Отметим, что такой нажим со стороны французов на него не осуществлялся до сих пор ни разу. Более того, французский МИД всячески дистанцировался от контактов с опальным командиром, предпочитая использовать для этой цели «ручного» Дж.Бассоле. И это конечно не говоря о регулярных контактах лидера фур со своими кураторами из французских спецслужб. И вот резкое изменение позиции, которое должно означать конец терпения в Елисейском Дворце. Именно там, поскольку президент Н.Саркози и его советники по Африке фактически «подмяли» под себя внешнеполитическую деятельность по «узловым моментам». А Судан с учетом Чада, несомненно, является одним из таких «узлов».

Из тех данных, которыми мы располагаем, разговор с А.Нуром состоялся жесткий, на грани ультиматума. По его итогам А.Нур согласился присоединиться к мирному процессу при условии обеспечения режима безопасности на своей исторической родине. Если отбросить традиционные требования о разоружении племенной, лояльной суданскому правительству милиции («джанджавидов»), то за скобками официальных пресс-релизов осталось только одно: прекратить проводимую сейчас суданским руководством в рамках т.н. «новой стратегии по Дарфуру» ликвидацию двух крупных лагерей для временно перемещенных лиц Калм и Хаусия, которые являются основными тыловыми базами СОД-Нура. В случае их разукрупнения и расселения беженцев степень размывания сторонников Нура может достигнуть своего критического уровня, что приведет к их уходу из активной политической жизни. Примечателен также и пассаж А.Нура по итогам беседы о том, что «выполнение графика проведения референдума о независимости Юга должен быть, безусловно, выполнен. В противном случае Хартум окончательно потеряет доверие международного сообщества и ввергнет всю страну в хаос». Можно конечно отнести это высказывание за счет «стратегического сотрудничества между Джубой и А.Нуром», о возобновлении которого было громко объявлено весной с.г, но скорее всего – это просто дань требованиям Парижа, который использует любую возможность для того, чтобы послать лишний раз сигнал Хартуму о необходимости полного выполнения Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). А иначе – возобновится гражданская война по всем направлениям.

Условно говоря, стремление Парижа вовлечь А.Нура в переговорный процесс в возможно короткие сроки продиктован несколькими соображениями. Первое и главное: не упустить момент полного политического упадка СОД-Нура и инкорпорировать его во властные структуры Дарфура и Судана в целом, пока оно еще учитывается как весомый политический игрок основными международными «тяжеловесами» и в Хартуме. То есть стремление французов «оживить» переговорный процесс в Дохе и сломать устойчивое его неприятие со стороны А.Нура обуславливается совсем «не миролюбием», а четко выраженными корыстными интересами, которым отвечает сохранение своего лобби в Дарфуре. В противном случае влияние среди фур, которое будет подкреплено солидным административным ресурсом и финансами, перейдет рано или поздно к пока аутсайдеру в этой гонке Т.ас-Сисси. Последний уже с правительством в Хартуме договорился и сейчас согласовывает с ним последние детали «разделения власти» в регионе. Напоминаем, что этот персонаж и его группа Движение за освобождение и справедливость (ДОС) является «детищем» спецпредставителя США по Судану С.Грейшена и в своих политических симпатиях тяготеет к Вашингтону, а не к Парижу.

Сам по себе этот факт показывает возрастающую «нервозность» французов и их анализ нынешней ситуации в Дарфуре. Новая стратегия Хартума по умиротворению ситуации в этом районе явно приносит свои плоды, и Париж начинает понимать, что «передержал» своего вассала.

Еще ранее Дж.Бассоле встречался с еще одним оппонентом Хартума Х.Ибрагимом в Триполи. По ее итогам он, как всегда, поторопился сделать фундаментальное заявление о том, «что тот скоро вернется в Дарфур, дабы без консультаций со своими полевыми командирами он не сможет выработать единую позицию для будущих переговоров». Судя по той скорости, с какой официальные представители суданского руководства дезавуировали эту возможность в принципе, можно сделать вывод о том, что в Хартуме уже вообще не рассматривают ДСР и его руководителя как системообразующий фактор для преодоления кризиса. Такое положение дел отражает и мониторинг миссии ЮНАМИД, согласно которому отряды ДСР локализованы в отдаленных районах и боевой активности не проявляют.

Тем не менее, Х.Ибрагима продолжают активно «обрабатывать» со всех сторон. На этой неделе с ним встречался лидер «африканских мудрецов» и антагонист Дж.Бассоле Т.Мбеки. Он встречался с лидером ДСР три раза за два дня, и, судя по официальным пресс-релизам, — безрезультатно. В частности, было заявлено, что «стороны обменялись мнениями о ситуации в Дарфуре и путях преодоления кризиса». На дипломатическом языке это означает констатация провала. Х.Ибрагим в процессе своих встреч всячески критиковал «новую стратегию Хартума» по Дарфуру, охарактеризовав ее «как новую форму геноцида» и призывал Т.Мбеки дистанцироваться от нее. Вообще последнее добавление «фактов геноцида» в вердикт Международного уголовного суда (МУС) явно стимулирует всех оппонентов на использование этого ярлыка по случаю и без оного. Но факт остается фактом. Х.Ибрагим косвенно признал, что «новая стратегия» работает, и работает пока продуктивно.

Безрезультатно закончились и телефонные переговоры С.Грейшена с Х.Ибрагимом, которые были предприняты «для утяжеления позиции» Т.Мбеки.

Все эти маневры непосредственно перед наступлением часа «Х» (референдума) очень похожи на «последний и решительный бой» с целью достижение видимого прогресса на переговорах по Дарфуру определенно в этом году. Не исключаем также и того, что итог этих консультаций окончательно убедит международных посредников в бесперспективности дальнейшего диалога с «непримиримыми» повстанцами и даст «карт-бланш» Хартуму для беспрепятственного завершения собственного плана урегулирования кризиса в Дарфуре.