- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об увеличении производства бензина в Иране

В середине сентября 2010 г. иранские власти официально объявили о достижении необходимого уровня самообеспеченности ИРИ бензином. По словам руководства Национальной Иранской Нефтеперерабатывающей Компании, в результате реализации чрезвычайного плана по повышению производственных мощностей НПЗстраны им удалось выйти на уровень переработки в 66 млн литров в сутки, что примерно соответствует среднему показателю внутреннего потребления указанного вида топлива. Эти меры, как заявили чиновники, стали ответным шагом Тегерана на введенные летом 2010 г. санкции США и ЕС, направленные на сокращение возможностей ИРИ по импорту бензина и модернизации расположенных на ее территории НПЗ. Одновременно с выступлением представителей Национальной Иранской Нефтеперерабатывающей Компании новостные агентства Ирана распространили известие о том, что руководство этой страны не только планирует прекратить завоз топлива из за рубежа (якобы уже был прекращен импорт бензина из Турции), но и в среднесрочной перспективе начать его экспорт, обеспечивая потребности всего региона.

Главными составляющими принятой иранцами к исполнению чрезвычайной программы действий стали: (1) перевод НПЗ страны на интенсивный график работы; (2) частичное задействование мощностей нефтехимической промышленности для производства бензина; (3) получение топлива методом ароматизации (реформинга), добавление различных присадок, повышающих октановое число, а также использование на внутреннем рынке отдельных низкокачественных сортов топлива, ранее поставлявшихся лишь на экспорт; (4) смешивание мало используемого в Иране бензина класса «премиум» с наиболее востребованным бензином класса «регуляр». Некоторые эксперты (в первую очередь из самой ИРИ) уже поспешили назвать произошедший в Иране скачок в производстве бензина с 44 – 47 до 66,5 млн литров в день – промышленным чудом, доказывающим, что приобретенный в годы ирано-иракской войны и международной изоляции опыт опоры исключительно на собственные ресурсы не был забыт и вновь послужил на благо стране. Однако предварительный анализ официально заявленных частей чрезвычайного плана правительства показывает, что говорить о полном успехе иранцев в вопросе нейтрализации бензиновых санкций пока рано. С точки зрения экспертов, указанные меры могут дать положительный результат по увеличению объемов доступного для иранского потребителя топлива лишь в краткосрочной перспективе. Достигнутый уровень объема должен быть закреплен давно запланированным (но так до сих пор и нереализованным) вводом в строй новых НПЗ. В случае, если Тегеран не сможет это сделать и будет продолжать использовать свой текущий чрезвычайный план, то ущерб от его применения окажется куда большим, чем выгода. Это, в свою очередь, обусловлено рядом факторов.

Во-первых, большинство оборудования, используемого на существующих в ИРИ НПЗ устарело и сильно изношено. Даже по мнению самих иранских экспертов оно не сможет долго работать в чрезвычайном режиме. Между тем возможности по закупке запчастей у Ирана сильно ограничены после введения новых санкций. Во-вторых, использование мощностей нефтехимической промышленности для удовлетворения внутренних нужд страны значительно сокращает объемы производства других видов продукции, идущей, в том числе, на экспорт за рубеж и являющихся значимым источником дохода иранского бюджета. Тем самым в значительной степени нивелируется выгода от экономии средств, достигнутая по результатам отказа Тегерана от импорта бензина. В-третьих, применение различных присадок, равно как и использование технологии реформинга плохо сказывается на эксплуатационных и экологических показателях топлива, повышая нагарообразование и выбросы канцерогенных веществ.

Определенные сомнения вызывает и сам факт достижения Ираном самообеспеченности бензином. Прежде всего, иранские чиновники неохотно говорят о существующем уровне потребления этого вида топлива в стране, а также о том, что им с большим трудом удается сдерживать его рост. До последнего времени значительную роль в указанном вопросе играла введенная система электронных карточек, выданных населению для покупки бензина. С их помощью правительство вводило определенный лимит (изначально 80 – 100 литров в месяц) на приобретение топлива по льготным ценам, сокращая, тем самым уровень потребления. После введения СБ ООН и США новых санкций летом 2010 г. руководство ИРИ приняло решение о новом сокращении лимита до 60 литров в месяц, однако объем потребления на этот раз остался практически неизменным.

Не находят подтверждение и заявления о полной остановке импорта бензина. Уже сами официальные лица ИРИ к концу сентября 2010 г. стали делать оговорку о том, что прекращен ввоз лишь топлива марки «премиум» (в то время как наиболее востребованным на иранском внутреннем рынке является «регуляр»). А сам факт того, что иранские власти продают своему потребителю смесь двух видов бензина говорит о том, что удовлетворить потребности в марке «регуляр» не удалось и он до сих пор импортируется. Кроме этого, говоря о прекращении завоза топлива из Турции, иранцы «забывают» о двух других важных поставщиках – ОАЭ и КНР, сотрудничество с которыми продолжается.

В целом, по нашему мнению, в складывающейся ситуации речь может идти лишь о частичном и временном преодолении зависимости страны от импорта бензина. Можно предположить, что текущий чрезвычайный план является промежуточным этапом в иранской стратегии по развитию производственных мощностей собственного нефтеперерабатывающего комплекса, главной целью которого выступает ввод в строй новых НПЗ. Однако, если ранее Тегеран рассчитывал на финансовую и техническую помощь зарубежных стран, то в условиях новых санкций ему приходится опираться прежде всего на свои возможности. По этой причине экономия 3 – 4 млрд долл. США в год от сокращения импорта бензина (хоть и за счет усиления нагрузки на нефтеперерабатывающую отрасль) позволяет высвободить часть необходимых на строительство средств. Улучшение ситуации на внутреннем топливном рынке руководство ИРИ связывает и с предстоящим повышением цен на бензин, которое вместе с электронными картами (об их отмене после либерализации цен практически не сообщается) поможет более эффективно сдерживать растущее потребление. На случай же наиболее кризисной ситуации в стране еще накануне введения летних санкций 2010 г. были созданы значительные резервы топлива. Об этом свидетельствуют данные статистики, в соответствии с которыми в 2009 г. Иран импортировал 10 млрд литров бензина, что на 154% больше ввезенных 4 млрд в 2008 г. Кроме того, активные закупки продолжились и после введения санкций. В начале августа 2010 г. турецкие власти заявили о том, что Анкара удовлетворяет 10% иранского внутреннего спроса на бензин.

1 . http://www.econews.ir/fa/NewsContent.aspx?id=140478

2. http://www.econews.ir/fa/NewsContent.aspx?id=140305

3. http://www.econews.ir/fa/NewsContent.aspx?id=140305

4. http://www.econews.ir/fa/NewsContent-id_141462.aspx

5. http://www.econews.ir/fa/NewsContent-id_141462.aspx