- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: октябрь 2010 г.

Поток новостей о Судане в октябре начался с сообщения о том, что базирующийся в Женеве Совет по правам человека ООН после длительной неопределенности принял решение возобновить мандат своего докладчика по Судану. Причем это решение было принято несмотря на то, что ряд стран не поддержал его. Среди них, в частности, значились Китай, Россия, Куба и Нигерия. За возобновление мандата докладчика проголосовали 25 стран, 19 были против, 3 – воздержались.

Первая версия резолюции по Судану, предложенная группой африканских стран, довольствовалась требованием к международному сообществу продолжать оказание помощи властям Судана и Южного Судана в преддверии назначенных на 9 января будущего года референдумов о самоопределении последнего и о будущем спорного района Абьей. В этой версии вообще не упоминалось о необходимости возобновить мандат докладчика по Судану Совета по правам человека ООН в связи с «улучшением ситуации с правами человека в этой стране». Поэтому США, Швейцария, Норвегия и Япония внесли в проект документа изменение, требовавшее возобновить мандат докладчика по Судану на срок в один год. Этот докладчик должен представить свой отчет по Судану во время 18-й сессии Совета по правам человека ООН в конце 2011 года.

Как представляется, представителю России было разумнее по крайней мере воздержаться при голосовании, нежели голосовать против решения Совета по правам человека ООН, поскольку сделав известный выбор, он фактически поддержал режим, главу которого преследуют по решению Международного уголовного суда за совершенные в Дарфуре преступления.

2 октября в Джубе президент Южного Судана Сальва Киир впервые объявил свою позицию относительно того, за что он проголосует в ходе референдума 9 января. По его словам, он не будет голосовать за единство Судана, «поскольку ничего не было сделано для того, чтобы это единство было привлекательным для меня». Фактически тем самым он предопределил результат предстоящего плебисцита, который может быть только одним – независимость Южного Судана. Одновременно Киир высказался за «мирный развод» Севера и Юга.

Ответ от президента Судана Омара аль-Башира пришел 12 октября, когда тот заявил, что не приемлет альтернативы единству страны.

3 октября было объявлено, что Хартум ведет переговоры с представителями чадских повстанцев из Союза сил сопротивления /ССС/ на предмет прекращения вооруженного присутствия отрядов ССС на суданской территории. Судя по всему, решении е этой проблемы было одним из условий наметившегося сближения между Суданом и Чадом. Одновременно ССС обратился с призывом к своим сторонникам «хранить спокойствие» в ожидании «решения, приемлемого для всех сторон». Ранее другая чадская повстанческая группировка – Национальный альянс за демократические изменения /НАДИ/ — сообщила, что начиная с середины лета суданские власти пытаются разоружить чадских повстанцев, находящихся на территории Судана.

Судя по всему, с учетом новой позиции Хартума в чадском повстанческом движении намечается раскол по вопросу продолжения вооруженной борьбы против Нджамены. Радикальные элементы из различных движений провели еще 28 сентября в Дарфуре встречу, по итогам которой 3 октября объявили о создании новой организации – Национальное согласие сопротивления за демократию /НССД/. «Мы решили организоваться для того, чтобы продолжать сопротивление», — заявил бывший генеральный секретарь ССС Абакар Толлими, возглавивший НССД. По его словам, новая организация насчитывает «свыше 600 человек».

5 октября национальная избирательная комиссия объявила даты основных мероприятий по подготовке референдума в Южном Судане. 14 ноября должна начаться процедура записи жителей региона в списки избирателей. Она продлится три недели. 7 декабря стартует избирательная кампания. Окончательные списки избирателей будут опубликованы 31 декабря.

Обратил на себя внимание достаточно загадочный визит министра обороны Судана генерала Абдеррахима Мохаммеда Хосина в Алжир. 7 октября генерала принял президент АНДР Абдельазиз Бутефлика. По словам министра, целью его поездки были консультации с руководством АНДР относительно организации референдума в Южном Судане и ситуации в Дарфуре – достаточно странная миссия для военного. На самом деле можно предположить следующее. С учетом большой вероятности возобновления боевых действий и однотипности многих вооружений советского производства, имеющихся в суданской и алжирской армиях, нельзя исключать, что Хосин в Алжире пытался договориться о поставках необходимых для суданской армии боеприпасов.

7 октября суданская армия объявила, что после 10 дней боев выбила повстанцев из группировки Суданская освободительная армия /СОА/ — фракция Абдельвахида Нура с позиций близ населенного пункта Суни в районе потухшего вулкана Джебель Марра в Дарфуре. Со своей стороны СОА подтвердила факт боев, однако отвергла утверждения о потере позиций близ Суни. По данным СОА, позиции повстанцев были подвергнуты удару с воздуха. В налете участвовали самолеты типа Ан-24, переоборудованные суданскими военными в бомбардировщики.

В боях в районе Джебель Марра погиб полевой командир небольшой повстанческой группировки Объединенный фронт революционных сил /ОФРС/ Ибрагим аз-Зубейди. Эта группировка – единственная арабская среди действующих в Дарфуре повстанческих движений. Большинство арабов Дарфура состоит в проправительственных формированиях джанджавид, которые Хартум использовал для борьбы с повстанцами. Ранее ОФСР отказался от участия в мирных переговорах с Хартумом в Дохе.

9 октября С.Киир потребовал от ООН развернуть контингент «голубых касок» на границе между Северным и Южным Суданом с тем, чтобы обеспечить безопасность проведения референдума 9 января. Он предложил, в частности, создать вдоль границы буферную демилитаризованную зону, статус которой будут контролировать «голубые каски». Ранее как Хартум, так и Джуба были против подобной операции, что подразумевало, что они не исключали силовые развязки конфликта. В ответ на заявление Кира представитель Хартума предупредил, что не допустит какого-либо усиления присутствия ООН на границе между Севером и Югом без согласия на то суданских властей.

К этому времени стало понятно, что в процессе подготовки референдума наметилось большое отставание, способное повлечь за собой перенос сроков проведения плебисцита. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, руководство южан предупредило, что способно либо самостоятельно, без согласия на то Хартума и национальной избирательной комиссии, провести голосование, либо провозгласить независимость в одностороннем порядке. Понятно, что все варианты развития событий чреваты опасностью возобновления боевых действий.

В настоящее время в Судане развернуты две миротворческих миссии. Первой по времени в Судане была развернута Миссия ООН на юге этой страны /ЮНМИС/ с основной задачей – наблюдать за выполнением сторонами положений Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/. В настоящее время численность контингента ЮНМИС – 10,5 тыс. человек. В последнее время ЮНМИС усилило свое присутствие в спорном районе Абьей.

Смешанная миротворческая миссия Африканского союза и ООН в Дарфуре /ЮНАМИД/ была развернута в 2008г. Запланированная численность контингента ЮНАМИД – 26 тыс. человек.

Обе миссии имеют крайне ограниченные мандаты. В частности, они должны получать предварительные разрешения от суданской армии, чтобы проникать в ряд районов Северного Судана, и от властей Южного Судана – для действий в некоторых зонах на юге страны. Нередко их запросы отвергаются.

При обеих миссиях ООН в Судане развернуты российские вертолетные группы. В составе каждой из них – 4 вертолета Ми-8 и до 110 человек летно-технического состава.

10 октября в ливийском Сирте состоялся афро-арабский саммит, в ходе которого лидер ливийской революции М. Каддафи предупредил, что возможный раскол Судана станет «заразной болезнью», которая будет угрожать другим африканским странам. «Необходимо признать, что такое событие /раскол Судана/ очень опасно. Возможный развал Судана изменит карту страны. За этим последует изменение карт других африканских стран», — заметил он.

Президент Судана О. аль-Башир присутствовал на встрече в Сирте.

14 октября президент США Барак Обама подтвердил приверженность Вашингтона идее мирного урегулирования проблемы Южного Судана путем проведения там референдума. Одновременно он предупредил, что срыв избирательного процесса чреват «миллионами смертей». Обама также признал, что решение проблемы Дарфура «будет еще более сложным». «Для нас важно помешать развязыванию новых войн. Это — в наших интересах, причем не только из-за соображений гуманизма. Если война разразится, это приведет к дестабилизации региона и созданию новых пространств для террористической активности», — предупредил он.

Хартум подверг резкой критике заявление Б. Обамы. «Обама получает доклады от институтов, которые ничего не знают о том, что происходит в Судане, — утверждал в Дохе вице-президент Судана Али Осман Таха. – Это не в первый раз, когда он так говорит о Судане, и не в последний. Он делает такие заявления на основании докладов, подготовленных группами давления». Одновременно Таха подверг критике Вашингтон за его отказ от идеи единого Судана и признание идеи неизбежности разделения этой страны. «Это прекрасно демонстрирует, что в США есть группы давления, связанные с Израилем, которые толкают его /Обаму/ в таком направлении», — утверждал он.

Похоже, неизбежность разделения Судана осознали и в Москве. Такой вывод следует из телефонного разговора, который состоялся 25 октября между президентом РФ Дмитрием Медведевым и А. аль-Баширом. Как объявил Кремль, в ходе разговора была высказана позиция Москвы о необходимости проведения референдума в Южном Судане в ранее назначенные сроки.

Также 14 октября представитель Хартума объявил о невозможности проведения в запланированные сроки референдума о будущей принадлежности богатого нефтью спорного региона Абьей. Таким образом, остались не урегулированными вопросы о демаркации границы района Абьей, составе избирательной комиссии, которая должна была организовать референдум, о праве арабского племени миссерия из Северного Судана участвовать в референдуме о будущем района Абьей. Это заявление еще больше приблизило Север и Юг к новой войне, поскольку в ответ представитель Джубы потребовал, чтобы Хартум согласился на вхождение Абьей в состав Южного Судана, причем чтобы это было сделано путем издания соответствующего президентского декрета до референдума 9 января.

Тем временем стало известно, что в преддверии референдума С.Киир помирился с внутренней оппозицией, объявившейся после недавних всеобщих выборов, и в частности, с ее лидером Ламом Аколем.

Согласно опубликованному 20 октября в Совете Безопасности ООН докладу, суданская армия в Дарфуре использует порядка 12 видов вооружений и боеприпасов китайского производства, включая системы залпового огня и гаубицы. Китай опротестовал этот доклад в его второй версии, назвав его как «неполный и неподтвержденный». Что касается первой версии, то Китай даже пригрозил использовать право вето, чтобы не допустить его публикации.

Поэтому во второй версии были убраны практически все моменты, которые были способны трактовать продажу китайского оружия в Судан как нарушение наложенного эмбарго. Осталась лишь констатация его использования противоборствующими сторонами при том, что продажа оружия непосредственно в Судан никому не запрещалась. Такая трактовка отражает несовершенство аппарата санкций ООН и позволяет китайской стороне маневрировать, заявляя: «Да, мы продаем Судану не наступательное оружие, но в Дарфур – ничего». При этом понятно, что суданская армия воюет в Дарфуре не с помощью холодного оружия.

Авторы доклада подвергли критике и Россию с Белоруссией, которые, как утверждалось, вместе занимают второе место по поставкам оружия в Судан. По их данным, за последние годы Россия поставила Судану 36 вертолетов Ми-24 и Ми-17, а Белоруссия – самолеты типа Су-25. Последние, по имеющимся данным, действительно не использовались в Дарфуре, что объясняется нехваткой боеприпасов и запчастей.

Следует отметить, что подобные доклады носят констатационный характер, и нередко используются для недобросовестной конкуренции.

В целом, как представляется, в связи с предрешенностью итогов референдума в Южном Судане Хартум попытается сделать все возможное, чтобы сорвать или затянуть его проведение, поскольку даже если Джуба пойдет на односторонние шаги, они вряд ли будут одобрены международным сообществом. Найти предлог для срыва голосования не составит большого труда для Хартума. Так, 28 октября председатель национальной избирательной комиссии заявил, что «это будет чудом, если референдум о будущем Южного Судана состоится 9 января».