- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан и встреча глав правительств стран — членов Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе

В работе саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), проходившего в Душанбе 24–25 ноября 2010 г. в рамках встречи глав правительств стран — членов организации: Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана, России и Узбекистана, принял участие и Пакистан в ранге наблюдателя. Его представитель — премьер-министр Юсуф Раза Гилани, призвал «страны региона играть должную роль в определении траектории регионального и межрегионального сотрудничества» в силу того, что «современные процессы глубоких преобразований глобального стратегического и экономического ландшафта оказывают колоссальное влияние на будущее благосостояние народов нашего региона».

В последнее время отмечается многовекторность или, как говорят политологи, диверсификация внешней политики Исламабада. Осознание реальности происходящего со страной, окончательный выбор приоритетов — война или мир, глубокий экономический кризис, а также борьба с терроризмом, в результате которой, по словам того же Ю.Р. Гилани, «суммарные потери, понесенные Пакистаном, значительно превысили совокупные потери войск НАТО», и т.д. подталкивают его к необходимости развития региональных связей, в частности в рамках ШОС.

Именно такая нацеленность была у премьер-министра ИРП Юсуфа Раза Гилани, когда он заявил об активном участии Пакистана в экономическом развитии региона. «Мы хотели бы присоединиться к Совету предпринимателей, межбанковским договоренностям, а также заинтересованы в дальнейшем тесном сотрудничестве в области транспортных коридоров, коммуникаций и таможенном сотрудничестве с ШОС.., так как «для Пакистана высшим приоритетом является РАЗВИТИЕ».

Фактически обращение премьера Гилани к участникам ШОС было призывом о помощи. Его заявление о «более тесной интеграции экономик, … разработке правовой основы и необходимой нормативно-правовой базы, что, по его мнению, позволит корпоративному сектору укреплять партнерские отношения к взаимной выгоде», — не вызывает сомнений. Но надо вспомнить, что экономический рост Пакистана в 2009–2010 г. в силу ряда объективных и субъективных причин едва достигает 1,5%; а роль ключевого союзника США в борьбе против терроризма в соседнем Афганистане оборачивается для Пакистана гуманитарной, экономической и т.д. катастрофой. Один из реальных выходов из создавшейся ситуации, способствующих восстановлению экономики, — это укрепление широких связей в собственном регионе, чьи интересы и выражает ШОС.

Тематика переговоров ИРП в Душанбе была задана еще на четырехсторонней встрече (Россия–Пакистан–Афганистан–Таджикистан) 18 августа с.г. в Сочи на уровне президентов этих стран — Д. Медведева, А.А. Зардари, Х. Карзая и Э. Рахмона соответственно. Обсуждение широкого круга вопросов экономического взаимодействия включало в первую очередь развитие энергодиалога, транспортной инфраструктуры, добычи полезных ископаемых, что, несомненно, будет способствовать социальному развитию всех заинтересованных государств.

Большой блок вопросов касался разработки и реализации совместных региональных проектов, включая электроэнергетический проект CASA-1000/ Central Asia South Asia /Центральная Азия Южная Азия и т.д. «Проект CASA-1000 является ведущим проектом программы CASAREM (международный рынок торговли электроэнергией в Центральной и Южной Азии). Цель проекта — создание системы передачи электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

Проект предполагает организацию преимущественно в летний период экспорта электроэнергии с передачей мощности 1300 МВт (в последующем до 5000 МВт) в Пакистан (1000 МВт) и Афганистан (300 МВт) в соответствии с соглашениями о закупке электроэнергии в Таджикистане (50%) и Киргизии (50%). С этой целью предполагается строительство:

ЛЭП 500 кВ Датка–Худжанд, соединяющей энергосистемы Киргизии и Таджикистана, длиной 477 км;

ЛЭП 500 кВ Худжанд–Рогун–Сангтуда, соединяющей выход из Киргизии и север Таджикистана с центральными районами Таджикистана, длиной 350 км;

ЛЭП 500 кВ Сангтуда–Кундуз–Пули–Хумри–Кабул–Пешавар, проходящей из Таджикистана в Пакистан через Афганистан, длиной 750 км.

В Душанбе премьер-министр Ю.Р. Гилани в первую очередь провел переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, хозяином прошедшего саммита. Помимо вопросов двустороннего сотрудничества в области обороны, промышленности, сельского хозяйства и т.д. Исламабад пригласил Душанбе присоединиться к недавно подписанному Договору о транзитной торговле с Афганистаном и, таким образом, сделать его трехсторонним для повышения уровня сотрудничества и торговли в регионе.

Конечно, значительная часть отведенного времени была посвящена участию Пакистана в проекте CASA-1000, согласно которому Пакистан должен получать дешевую электроэнергию из Таджикистана через Афганистан. Исламабад испытывает острую нехватку электроэнергии, его собственных мощностей недостаточно для внутреннего рынка, что в целом негативно сказывается на развитии экономического потенциала страны.

Таджикистан со своей стороны предложил Пакистану помощь в строительстве ряда инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, модернизация портов и т.д. Особое место в переговорах занял вопрос о развитии транспортного коридора Центральная Азия–Пакистан. Все проекты обсуждаемы, но помимо финансовых инвестиций требуют мощной производственной базы и инженерного капитала.

Бесспорно, одним из интересных сюжетов пребывания Ю.Р. Гилани в Душанбе были его переговоры с премьер-министром Российской Федерации В.В. Путиным. На протяжении последних лет Исламабад стремился к расширению связей с Москвой. Сегодня он не упоминает и финансовый долг за строительство ряда объектов в 70-е годы в Карачи, и поддержку афганских моджахедов в 80-е, и многое другое. Период, когда между странами поддерживались сугубо дипломатические отношения и культурные связи, нарушил былой поток инвестиций в страну; торгово-экономическое сотрудничество держится на отдельных кампаниях, экономическое партнерство в целом не носило стратегического характера.

Поэтому для Пакистана важными были вопросы, поднятые в переговорах с Россией. Они касались проектов, «которые исторически возникли еще в советское время, и сегодня страны приняли решение придать им дополнительную динамику»: возможность российских компаний участвовать в разработке нефтяных месторождений в Пакистане, в модернизации Карачинского металлургического комбината /Pakistan Steel Mills и строительстве газопровода из Ирана. Бесспорно, подобные заявления — не только прорыв в российско-пакистанских отношениях, но и заявка для дальнейшего развития экономики Пакистана, так как проекты нацелены на длительную перспективу, обеспечат сотни тысяч рабочих мест, столь необходимых для Исламабада, стимулируют развитие торговли и т.д.

Оптимистичность, отличное настроение, нацеленность на будущее для пакистанской делегации на саммите ШОС «обеспечили» переговоры 19 ноября с.г. в Москве министра энергетики Российской Федерации Сергея Шматко и министра нефти и природных ресурсов Пакистана Саеда Навида Камара и последовавшее за ними подписание Меморандума о взаимопонимании. Российская сторона выступила с инициативой создать совместное предприятие с пакистанской компанией Oil and Gas Development Company Limited (OGDCL) с целью разведки и разработки нефти и газа в Пакистане, а также предложила требуемые технологии и инвестиции.

Сотрудничество с Пакистаном в торгово-экономической сфере осуществляется на основе межправительственного Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве от 20 апреля 1999 г., которое предусматривает взаимное предоставление сторонами режима наибольшего благоприятствования в области торговли и судоходства, осуществление торговых операций с расчетами в свободно конвертируемой валюте.

За столь мощными экономическими проектами, обсуждавшимися в Душанбе, Исламабад вновь не упустил возможности дипломатично поднять вопрос о переходе из статуса страны-наблюдателя в статус страны — члена Шанхайской организации сотрудничества. Большие надежды возлагаются на юбилейный, десятый по счету саммит, который состоится в 2011 г.