- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 ноября -5 декабря 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с палестино-израильским урегулированием и событиями в Египте. Адми-нистрация США проинформировала руководство Палестинской националь-ной администрации о провале усилий, направленных на то, чтобы Израиль ввел новый мораторий на строительство жилья в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). В Египте подведены итоги первого ту-ра выборов депутатов Народного собрания, а 5 декабря прошел второй тур парламентских выборов.

4-5 декабря в столице Бахрейна Манаме состоялась 7-я ежегодная кон-ференция по вопросам региональной безопасности, организованная Лондон-ским институтом стратегических исследований. В работе форума участвовали некоторые лидеры стран Ближнего Востока, министры иностранных дел и обороны, руководители разведслужб, политические и военные деятели. Од-ной из основных тем конференции стала ядерная программа Ирана, также обсуждалась ситуация в Ираке и Йемене. На открытии форума выступила госсекретарь США Х. Клинтон, которая выразила надежду, что ИРИ проде-монстрирует международному сообществу мирный характер своей атомной программы, подчеркнув, что Тегерану следует учесть опасения соседних го-сударств этой программой. По мнению Х. Клинтон, нынешняя политика Ирана способна дать начало гонке вооружения в регионе, т. к. иранские ядерные амбиции угрожают окружающим странам. Глава МИД Бахрейна Х. Бен Ахмед Аль Халифа заявил, что «Ближний Восток никогда не сможет жить с Ираном, владеющим ядерным оружием», отметив при этом, что во-прос о развитии в ИРИ атомной программы в мирных целях не вызывает у международного сообщества «никаких опасений». Саудовский представитель принц Т. аль-Фейсал подчеркнул, что Ирану «следует развеять сомнения по поводу своих амбиций в регионе и перестать вмешиваться в дела арабских стран». Министр иностранных дел Ирана М. Моттаки попытался заверить арабских соседей в том, что его страна никогда не будет использовать против них силу, «потому что наши соседи мусульмане». М. Моттаки также высту-пил против иностранного вмешательства в ближневосточные дела, отметив, что «присутствие внешних сил не поможет установлению безопасности в ре-гионе», и предложил странам зоны Персидского залива сотрудничать с Теге-раном в вопросах безопасности. Глава МИД Турции А. Давутоглу заявил, что Анкара решительно выступает против распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, призвав решить иранскую ядерную программу дипломатическим путем.

Как и ожидалось, правительство Израиля не пошло на введение нового моратория на строительство жилья в еврейских поселениях на ЗБРИ, о чем американская администрация сообщила палестинскому руководству, заявив при этом, что США продолжат усилия по возобновлению палестино-израильских мирных переговоров. Напомним, что ПНА считает заморажи-вание строительства на ЗБРИ и в восточной части Иерусалима непременным условием возобновления прямого диалога с Израилем.

4 декабря глава ПНА М. Аббас сообщил, что не может «оставаться пре-зидентом палестинской автономии, которая не существует», а если израиль-тяне не остановят строительство на ЗБРИ, то он обратиться к ООН и США с просьбой признать палестинское государство. В случае же получения отказа в признании М. Аббас намерен поднять вопрос о роспуске палестинского са-моуправления.

Тем временем И. Хания – глава правительства радикального палестин-ского движения ХАМАС в секторе Газа, заявил 1 декабря, что исламисты признают мирное соглашение с Израилем, если палестинцы поддержат его на общенациональном референдуме, отметив: «Мы не против создания полно-стью суверенного Государства Палестина в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме, освобождения всех узников и решения проблемы беженцев».

30 ноября в Египте были объявлены результаты состоявшегося 28 но-ября первого тура парламентских выборов. По официальным данным, в голо-совании приняли участие 14,4 млн человек из примерно 40 млн избирателей (ок. 35 проц), которым предстояло избрать 508 депутатов. Из 221 кандидата, прошедшего в Народное собрание в ходе первого тура, — 209 являются пред-ставителями правящей в стране Национально-демократической партии (НДП). Пять мандатов получили четыре оппозиционные партии, а семь мест – независимые кандидаты, не связанные с «Братьями-мусульманами». Что касается самих «Братьев-мусульман» — главной оппозиционной силы Египта, то они не получили ни одного мандата. Оппозиция обвинила власти в массо-вых нарушениях, назвав выборы «самыми худшими» в истории страны. И хотя десятки оппозиционных кандидатов, в основном от исламистов, прошли во второй тур, «Братья-мусульмане» и либеральная партия «Вафд» отказа-лись от дальнейшего участия в выборах. Американский госдепартамент зая-вил о разочаровании Вашингтона египетскими выборами, отметив, что США намерены поднять перед властями АРЕ вопрос о честности и прозрачности голосования. 5 декабря в Египте прошел второй тур выборов на котором из-бирали 283 депутата. Однако конечный результат выборов уже ясен – безраз-дельную победу на них одержала правящая НДП, что, по мнению экспертов, ставит под сомнение легитимность итогов голосования.

М. Ахмадинежад признал 29 ноября, что враги Ирана «использовали компьютерные методы для создания проблем в работе иранских центрифуг» для обогащения урана, однако, по словам президента, эти проблемы носили «ограниченный характер», а повторение вирусной атаки на ядерные объекты страны невозможно.

29 ноября в Тегеране в результате двух покушений один иранский фи-зик-ядерщик погиб, а его коллега получил ранение. Власти ИРИ приняли до-полнительные меры по обеспечению безопасности работников национальной ядерной отрасли.

Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана С. Джа-лили заявил, что на предстоящих 6-7 декабря в Женеве переговорах с «шес-теркой» международных посредников Тегеран не пойдет уступки в своем за-конном праве на обладание мирными ядерными технологиями. С. Джалили назвал «ошибочной» и «бесперспективной» тактику Запада по оказанию дав-ления на ИРИ. Вместе с тем, он приветствовал предстоящий диалог, который, по мнению С. Джалили, «может послужить базой для дальнейшего сотруд-ничества и налаживания отношений».

5 декабря глава Организации атомной энергии ИРИ А. А. Салехи объя-вил, что в стране получена первая партия концентрата урановой руды («жел-того кека»), что делает национальную ядерную программу самодостаточной. А. А. Салехи отметил, что весь процесс получения концентрата проходил под наблюдением инспекторов МАГАТЭ.

29 ноября завершился визит в Иран премьер-министра Ливана С. Ха-рири. В Тегеране ливанского премьера заверили, что ИРИ рассматривает «мир и безопасность в Ливане как свои собственные и стоит на его стороне в борьбе с агрессорами и оккупантами», а также дали совет – консолидировать усилия с «Хизбаллой», чтобы «сообща противодействовать Израилю». Со своей стороны, С. Харири поблагодарил иранское руководство за поддержку общенационального диалога в Ливане и сирийско-саудовского посредниче-ства по урегулированию осложнившейся ситуации в стране.

Из Тегерана С. Харири сразу же направился в Париж, где провел пере-говоры с президентом Н. Саркози, который заверил ливанского премьера в том, что Франция не намерена допускать угроз в отношении Ливана, будь то угрозы со стороны Израиля, либо они связаны с дестабилизацией обстановки в самом Ливане. Н. Саркози также обещал и впредь поддерживать ливанские власти и деятельность Специального трибунала ООН по Ливану (СТЛ), рас-следующего убийство бывшего главы правительства Ливана Р. Харири. В Париже С. Харири заявил: «У меня всегда существовали хорошие отношения с группировкой «Хизбалла», которую я считаю весьма важной политической партией Ливана. Разумеется, у нас иногда возникают разногласия, что нор-мально в политической жизни и в условиях демократии, когда каждый может иметь собственное мнение».

По имеющейся информации, Саудовская Аравия и Сирия в последнее время активизировали посреднические усилия с целью снижения напряжен-ности в Ливане и урегулирования политического кризиса, вызванного пред-стоящим объявлением вердикта СТЛ.

23 декабря президент США Б. Обама совершил краткий необъявленный в Афганистан, выступив перед находящимися в этой стране американскими военнослужащими, встретился с высокопоставленными американскими чиновниками, а также провел телефонный разговор с афганским президентом Х. Карзаем (официально сообщалось, что по погодным условиям Б. Обама не смог прибыть в Кабул). В своем выступлении на базе ВС США в Баграме глава Белого дома с оптимизмом заявил о «значительном прогрессе» в борьбе с боевиками в Афганистане.

По оценке министерства обороны Афганистана, для того, чтобы нацио-нальная армия могла самостоятельно обеспечивать безопасность страны, она должна насчитывать 400 тыс. человек (сейчас численность ВС и полиции со-ставляет 260 тыс. человек). К тому же афганские ВС не располагают броне-танковыми силами и ПВО. Кабул ведет переговоры с руководством НАТО и другими странами с целью приобретения современных видов вооружения.

4 декабря Кабул с визитом посетил премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани, обсудивший с президентом Афганистана Х. Карзаем вопросы дву-стороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере и совместные действия по борьбе с терроризмом.

Власти Пакистана назвали «неуместными» и «унизительными» опасе-ния США, а также Великобритании и России по поводу охраны национальных ядерных материалов. Пакистанский МИД заявил, что до настоящего времени не произошло ни одного серьезного инцидента, связанного с этими материалами.

К началу декабря для участия в референдуме по самоопределению Юга Судана (намечен на 11 января 2010 г.) зарегистрировались более двух мил-лионов жителей этой части страны. Данные получены с 56 проц участков в Южном Судане. Регистрация должна была закончиться 1 декабря, но комис-сия по проведению референдума приняла решение об ее продлении еще на неделю из-за большого числа желающих получить право участвовать в голо-совании в южных провинциях. В то же время на Севере Судана для участия в референдуме зарегистрировались лишь немногим более 71 тыс. человек (26 проц от общего числа официально зарегистрированных в северных провин-циях жителей Юга). Правящая на Севере партия Национальный конгресс об-виняет южносуданские власти в создании препятствий для регистрации южан на Севере, вынуждая их приезжать для этого на Юг. Согласно положению о референдуме, его участники смогут проголосовать лишь на тех участках, где они зарегистрировались.

Королю Саудовской Аравии Абдалле 3 декабря в США была сделана вторая хирургическая операция. Сообщается, что монарх чувствует себя удовлетворительно. О сроках его возвращения на родину пока ничего не из-вестно. Временно обязанности главы государства исполняет наследный принц Султан бин Абдель Азиз.

Помощь Израилю в тушении крупнейших в истории страны лесных пожаров в районе Хайфы оказывает большое число государств мира, в т. ч. Россия. Из стран региона помощь поступила из Египта, Иордании, Турции, и от Палестинской национальной администрации. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху сообщил о планах создания новой мощной службы по тушению пожаров, которая также будет обслуживать палестинские территории. С этой целью правительство закупит за границей шесть специальных противопо-жарных самолетов.

1 декабря Б. Нетаньяху принял решение назначить новым руководите-лем службы внешней разведки «Моссад» Тамира Прадо, который в настоящее время является заместителем начальника этой службы.

Приложение

Военизированные формирования в арабских странах

В арабских странах имеются многочисленные правительственные вое-низированные формирования (Национальная гвардия (НГ), Республиканская гвардия (РГ), жандармерия, силы внутренней безопасности и др.), которые обеспечивают безопасность правящих режимов, охраняют первых лиц госу-дарства, важные правительственные, экономические и другие объекты, ведут борьбу с террористами и бандформированиями (в данном обзоре не рассмат-риваются пограничные войска и береговая охрана). Часть этих формирований организационно входит в состав вооруженных сил, другая – в состав МВД, а некоторые напрямую подчиняются главе государства. В ряде стран эти формирования являются резервом регулярной армии. Как правило, они вооружены стрелковым оружием и легкой бронетехникой, а также могут иметь патрульные самолеты, вертолеты и катера. Исключение составляют НГ Саудовской Аравии и РГ Сирии, имеющих тяжелое вооружение.

Национальная жандармерия (НЖ, 60 тыс. чел.) является самостоятель-ным видом ВС Алжира и выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, охране важных государственных объектов и учреждений. Часть сил жандармерии привлекается для охраны государственной границы. Республи-канская гвардия (1,2 тыс. чел.) предназначена для охраны президента и других высших руководителей республики, а также выполняет представительские функции. Также имеются силы национальной безопасности (20 тыс. чел.) и войска гражданской обороны (100 тыс. чел.).

Египет. В стране имеются военизированные формирования Войск цен-тральной безопасности МВД (250 тыс. человек) и Национальная гвардия (НГ, 60 тыс. человек, 8 бригад).

В Бахрейне имеются полицейские формирования МВД (9 тыс. человек) и Национальная гвардия (900 человек, три батальона).

Национальная жандармерия (2 тыс. человек) является составной частью ВС Джибути. Она выполняет задачи по обеспечению безопасности и поддержания общественного порядка, охраны президента республики, важ-ных государственных и военных объектов, а также выполняет функции воен-ной и пограничной полиции. Кроме того, в Джибути имеются формирования сил национальной безопасности МВД (2,5 тыс. человек).

Иордания. Военизированные формирования Народной армии (НА, 35 тыс. человек) организованы по территориальному признаку. В военное время численность НА планируется довести до 120 тыс. человек. На Народную ар-мию возложено строительство оборонительных сооружений; охрана комму-никаций; гражданская оборона; охрана и оборона важных общественно-политических и экономических объектов; оказание содействия регулярной армии; противодействие психологической войне противника. Также в стране имеются военизированные формирования МВД численностью 10 тыс. чело-век.

В составе ВС Ирака имеются Национальные контртеррористические силы (5,7 тыс. человек), а в МВД — Федеральная полиция (43 тыс. человек, аналог внутренних войск), полиция по охране нефтяных объектов (29,5 тыс. человек) и полиция по охране объектов электроэнергетики (18 тыс. человек).

Йемен. Силы центральной безопасности МВД (50 тыс. человек) нахо-дятся под командованием брата президента ЙР М. А. Салеха. Имеется специ-альное антитеррористическое подразделение, которое структурно входит в президентскую охрану. Племенные формирования (20 тыс. человек) предна-значены для охраны территорий племен и их вождей. Они также участвуют в решении межплеменных споров. Отряды племен имеют на вооружении ар-тиллерийские орудия, зенитные установки, ПТРК, ПЗРК, БМП, БТР.

В Катаре имеются войска безопасности (1,2 тыс. человек), состоящие из полков охраны нефтепромыслов, пограничного и охранного. Их личный состав укомплектован представителями воинственных племен инонацио-нального происхождения – саудовских, йеменских, белуджских (Пакистан).

Кувейт. Формирования Национальной гвардии (7,1 тыс. человек) вы-полняет функции внутренних войск. В ее составе имеется три охранных ба-тальона, батальон бронеавтомобилей, батальон «спецназ» и батальон военной полиции.

Ливан. Силы внутренней безопасности МВД насчитывают 13 тыс. че-ловек. Численность жандармерии – 5 тыс. человек.

Ливия. Войска охраны Джамахирии («Джамахирийская гвардия», 5 бригад) подчиняются непосредственно М. Каддафи и обеспечивают его ох-рану, а также выполняют другие задачи по поддержанию безопасности пра-вящего режима. Войска Местной народной обороны являются организован-ным резервом ВС. В их составе имеются территориальные подразделения, предназначенные для подавления антиправительственных выступлений.

Мавритания. В составе МВД имеются формирования Национальной жандармерии (3 тыс. человек) и Национальной гвардии (2 тыс. человек в ос-новных и 1 тыс. человек во вспомогательных подразделениях). Подразделе-ния НЖ предназначены для обеспечения внутренней безопасности. НГ вы-полняет задачи по охране государственных границ и поддержанию порядка.

Марокко. Королевская жандармерия (20 тыс. человек) является элит-ным формированием ВС. Она подчинена непосредственно королю и состоит из территориальных подразделений, мобильных сил, авиационной группы и дивизиона береговой охраны. Боевой состав жандармерии представлен спе-циальной бригадой, четырьмя мобильными группами, парашютно-десантный эскадроном, авиационной эскадрильей и дивизионом береговой охраны. На вооружении жандармерии имеется патрульные и транспортные самолеты, патрульные катера. Вспомогательные силы (30 тыс. человек, в т. ч. 5 тыс. че-ловек — в мобильном корпусе быстрого реагирования) могут быть использо-ваны для обеспечения внутренней безопасности или против отрядов Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары.

В Омане имеются военизированные формирования племенной гвардии (4 тыс. человек) и полицейское авиакрыло.

Национальная гвардия является частью ВС Саудовской Аравии и со-стоит из регулярных формирований (75 тыс. человек) и отрядов племен (25 тыс. человек). Основное назначение НГ – защита монархического режима от любых угроз (в т. ч. со стороны армии), борьба с терроризмом, охрана прави-тельственных учреждений, исламских святынь и объектов нефтяной отрасли. Организационно НГ состоит из четырех механизированных и пяти пехотных бригад, 15 отдельных батальонов, кавалерийского эскадрона (для церемони-альных целей). На вооружении имеется артиллерия, минометы, ПТРК, БТР. Части Национальной гвардии дислоцированы вблизи Эр-Рияда и летней ре-зиденции короля в Эт-Таифе, в Мекке и Медине, вдоль Трансаравийского нефтепровода, в районах нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов в Восточной провинции, а также несут охрану важных аэродромов и портов. Иррегулярные формирования НГ выполняют задачи по охране государ-ственной границы и обеспечению порядка и безопасности в наиболее важных населенных пунктах и районах. В КСА создаются Силы специальной безо-пасности, предназначенные для проведения антитеррористических операций, электростанций, станций дистилляции воды. В стране существует антитерро-ристический спецназ. С 2007 г. создаются специальные силы по охране неф-тепроводов. Их численность намечено довести до 35 тыс. человек.

Дивизия Республиканской гвардии (усиленная танковая дивизия) входит в состав ВС Сирии и является мощным, хорошо оснащенным соединением, главной задачей которого является обеспечение безопасности правящего режима и охрана его руководства. В САР также имеется жандармерия, насчитывающая 8 тыс. человек. Народная армия рассматривается в качестве резервного компонента ВС Сирии, насчитывает до 100 тыс. человек и подчи-няется начальнику генштаба. Организационно НА состоит из отдельных ба-тальонов, сформированных по территориально-производственному принци-пу. Личный состав комплектуется из рабочих, крестьян, государственных служащих, подготовка которых осуществляется в ходе ежегодных сборов. Подразделения НА предназначены для охраны и обороны объектов тыла, привлекаются для решения задач гражданской обороны. В военное время численность Народной армии предполагается довести до 300 тыс. человек.

В Судане имеются формирования Сил народной обороны (СНО, 17,5 тыс. человек постоянного состава и 85 тыс. в резерве, 1000 батальонов). Они созданы «с целью национальной обороны, поддержания национальной безо-пасности или помощи любым регулярным войскам». Формирования СНО решают задачи по охране центральных и местных органов государственного управления, промышленных объектов, узлов связи и транспорта, поддержа-нию общественного порядка, а также решают задачи гражданской обороны. Подразделения СНО привлекаются к операциям против повстанческих и пре-ступных группировок, подавлению антиправительственных выступлений.

Тунис. В стране имеются военизированные формирования Националь-ной гвардии МВД численностью 12 тыс. человек.