- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам парламентских выборов в Афганистане

18 сентября 2010 г. состоялись выборы в нижнюю палату парламента Афганистана. В голосовании приняли участие 4,265 млн человек (40 процентов избирателей).

При подведении предварительных итогов около 1,3 млн бюллетеней были признаны недействительными. Комиссией по рассмотрению жалоб было исключено 24 кандидата, среди которых действующие законодатели.

24 ноября Председатель Независимой избирательной комиссии Афганистана Фазель Ахмад Манави объявил, что подведены голосования на парламентских выборах в 34-х избирательных районах из 35 (в 33 провинциях страны и по кочевникам, имеющим десять мандатов в законодательном собрании страны). Организаторы выборов пришли к консенсусу по провинции Газни только спустя почти неделю. При преимущественно пуштунском населении все победившие в этой провинции кандидаты оказались хазарейцами. Голосование в Газни прошло в основном в тех районах, где проживают хазарейцы, остальные участки были закрыты из-за невозможности властей обеспечить безопасность.

По всей стране прошли митинги, марши протеста, блокирование дорог кандидатов-неудачников и их сторонников. Президент Афганистана Хамид Карзай назвал проведение всякого рода демонстраций, сопровождающихся насилием, противоречащими национальным интересам. Глава государства заявил, что недовольные результатами выборов кандидаты могут выразить свой протест законными методами.

Особо стоит отметить национальный состав нового парламента. По сравнению с предыдущим, в нем на 21 % меньше пуштунов, которые ранее безоговорочно преобладали. В этой связи велика вероятность того, что в парламенте сторонники Президента ИРА Х.Карзая не смогут иметь большинство и главе государства придется либо договариваться с независимыми кандидатами, либо предложить какие-то уступки в обмен на лояльность при принятии необходимых решений своим политическим оппонентам. Некоторым, еще до выборов были предложены доходные посты.

В выборные события попыталась вмешаться афганская прокуратура. Генеральный прокурор Афганистана И.Алко заявил, что его ведомство «располагает достаточными материалами, свидетельствующими о серьезных нарушениях и причастности ряда сотрудников НИК к продаже депутатских мандатов в Кабуле и Дубае. Генпрокуратура не исключает, что результаты расследования могут повлечь за собой «катастрофические последствия».

После оглашения результатов афганская Генеральная прокуратура дала санкцию силам безопасности полиции Кабула заключить под стражу члена независимой комиссии по жалобам Амануллу Таджали, члена комиссии по жалобам и ее секретаря Ахмад Зия Рафата, пресс-секретаря Центризбиркома Нур Мохаммад Нура и работника национального вычислительного центра ЦИК ИРА Шафика Кухистани. Афганские правоведы и юристы сошлись во мнении в том, что действия Генпрокуратуры находятся в полном соответствии со статьями 134 и 83 афганской конституции, и Генпрокуратура может проводить расследование деятельности любого госчиновника, невзирая на его регалии и местоположение в государственной и политической иерархии. В Независимой избирательной комиссии и комиссии по жалобам обвинили государственные органы в выполнении «политического заказа» и не отреагировали на повестку Генеральной прокуратуры. После этого Генеральная прокуратура Афганистана направила в избирательную комиссию своих следователей для проведения допроса упомянутых сотрудников НИК.

Ф.А.Манави заявил, что НИК не приемлет никакого давления с целью изменения результатов парламентских выборов и отметил, что нет никакого органа, который бы имел право отменять результаты. Председатель НИК также сообщил, что подготовлен список сотрудников избирательной комиссии, которые причастны к нарушениям и фальсификациям. Список, по словам Манави, передан в комиссию по жалобам НИК и возможно, среди этих лиц есть люди, в отношении которых генеральная прокуратура Афганистана должна провести расследование.

По всей вероятности итоговые результаты вряд ли будут пересмотрены. Х.Карзай не стал вмешиваться в перепалку между НИК и Генеральной прокуратурой и скорей всего предпочтет строить отношения с законодательной ветвью власти, исходя из имеющегося депутатского корпуса. В крайнем случае, президент постарается в будущем наделить себя достаточными полномочиями, чтобы не обращать внимания на мнение депутатов. До сих пор не завершен процесс формирования системы органов исполнительной власти ИРА. Парламент утвердил только 18 кандидатур на 25 министерских вакансий. Однако это не мешает президенту отдавать необходимые указания и осуществлять намеченные планы. Х.Карзай не раз своими действиями доказывал формальность существования законодателей, а сами депутаты в подтверждение этому достаточно часто отсутствовали на заседаниях, занимаясь далеко не законотворческой деятельностью.

30 ноября НИК заявила о начале раздачи мандатов избранным и прошедшим проверку комиссии по рассмотрению жалоб кандидатам в депутаты.