- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления об отставкe М.Дахлана

Последние события с низложением некогда могущественного бывшего начальника одной из палестинских спецслужб М.Дахлана характеризуют очень непростые явления, которые сейчас происходят внутри не только «титульной» организации ООП ФАТХ, но и среди основных международных игроков «на поляне» Ближневосточного мирного урегулирования (БВУ).

Напомним, что М.Дахлан был обвинен на внеочередном заседании ЦК ФАТХ «в попытке захвата власти» и был выведен из состава этого руководящего органа. Одновременно он лишился поста советника лидера ООП М.Аббаса. Всему этому предшествовало «открытое» письмо ряда сторонников опального функционера, в котором они прямым текстом обвиняли М.Аббаса «в неспособности довести мирные переговоры с израильтянами до внятного результата и достигнуть какого-либо компромисса на пути внутрипалестинского урегулирования». При этом в качестве альтернативы М.Аббасу назывался естественно сам М.Дахлан.

Основная версия случившегося – провал плохо просчитанной «революции», которую пытался осуществить М.Дахлан в своих попытках прийти наконец-то к власти в ФАТХ. При этом удивительно, но первоначальный расчет этого опытного тактика и интригана был по замыслу очень выверенным. Действительно нынешнее положение лидера ООП М.Аббаса, который испытывает на фоне неважного состояния здоровья самый большой в своей политической карьере кризис доверия палестинского сообщества, казалось идеальным для его смены. Большинство членов ЦК ФАТХ в настоящее время являлись «людьми Дахлана», так как были обязаны ему карьерой и поддержкой. Египет и Израиль демонстрировали «усталость» от политики М.Аббаса, который не шел на заметные компромиссы в ходе мирных переговоров. Вашингтон также был не удовлетворен позицией лидера ООП, который не смог либо достигнуть компромисса с ХАМАС, либо попросту нивелировать влияние этого движения. В такой ситуации по всем признакам был необходим новый, молодой и способный на неожиданные ходы лидер. Создавалось полное впечатление, что все основные участники БВУ созрели в полной мере для его появления. Внутрипалестинское общественное мнение тоже вроде бы было подготовлено к смене коррумпированной верхушки в ФАТХе. Особенно на фоне разоблачений, которые уже на протяжении довольно длительного времени порциями публикует бывший начальник палестинской разведки Шабани. Кстати, теперь все более или менее осведомленные эксперты склоняются к мнению, что вся эта история тоже являлась частью плана М.Дахлана по свержению М.Аббаса.

Вторым очень важным моментом, который простимулировал М.Дахлана на активные действия, стало осознание им своей скорой опалы, и он решил «сыграть на опережение». Действительно, все его предыдущие схемы действий были благополучно «провалены» Израилем, Египтом и тем же М.Аббасом. Вначале М.Дахлан делал ставку на силовое решение противоречий с ХАМАСом. Он сконцентрировал довольно значительное количество лояльных ему бойцов на египетской территории, которые должны были при поддержке израильтян или египтян войти в сектор Газа. Именно «на фоне» израильского вторжения, но никак не совместно с израильскими танками, ибо это сразу же ставит «крест» на карьере любого палестинского политического деятеля. Эта затея, которая имела первоначально неплохие шансы на успех в период проведения операции «Литой свинец», в конечном счете, провалилась. Изриль решил не испытывать судьбу, видимо поняв, чем чревата монополия на власть в ООП. Расчищать таким образом дорогу к власти в этой организации для ФАТХа означает со всей очевидностью только одно: воссоздание единого палестинского фронта в формате проведения мирных переговоров. Тем самым, израильтяне должны были сами себе серьезно осложнить жизнь, проложив дорогу к пресловутому, пусть и искусственному «внутрипалестинскому единению», без которого говорить о каком-то прогрессе в деле БВУ невозможно в принципе. В результате М.Дахлян оказался обманутым, его проект получить власть в ФАТХе через «силовое» возвращение в сектор Газа провалился. Более того, содержание многочисленных бойцов на египетской территории обходилось в «большую копеечку» без всяких перспектив на какой-то результат в обозримом будущем.

В этой ситуации Дахлан практически вынужденно пошел на обострение ситуации, постаравшись свергнуть М.Аббаса, и кардинальным образом изменил свой первоначальный замысел. Новый «секретный» план М.Дахлана предусматривал мирный компромисс с ХАМАСом и интеграцию движения, если не в ООП, то, по крайней мере, в формат мирных переговоров с израильтянами и допуск в органы власти в Рамалле. Условием этого, по мнению М.Дахляна, должно было бы стать возвращение лояльных ему бойцов в сектор Газа, а также их представительство в органах местной власти. Такой кульбит «от ярой ненависти к дружбе» никого не должен удивлять. Это вообще в стиле арабского Ближнего Востока: во главу угла здесь обычно ставиться высшая политическая целесообразность, а не личные антипатии. При этом М.Дахлан провел «зондирование» своего будущего видения ситуации с основными внешними игроками Каиром и Амманом. Что касается последнего, то с ним больших вопросов не было. Иорданцы традиционно поддерживают Дахлана, так как помимо его явных (до недавнего времени) шансов на верховную власть в ООП, существуют еще и его личные многомиллионные инвестиции (300 млн долларов США) в «свободную экономическую зону» в Акабе.

С Каиром все оказалось совсем не так, как предполагал М.Дахлан. Он рассчитывал, что египтяне являются его верным союзником. Тем более что в свое время он передал им все архивы возглавляемой им спецслужбы. Взамен египтяне фактически «сдали» М.Дахлана, передав все нюансы его нового плана М.Аббасу. Этот момент, в общем-то, ускорил развязку. Почему Каир пошел на такой шаг, объясняется довольно просто: он не хочет интеграции ХАМАСа в политические процессы. Эта партия «непримиримых» оказалась в Каире сильнее, и это делает М.Аббаса пока самым приемлемым для нее лидером. Теперь следует ожидать массовую высылку отрядов М.Дахлана с египетских баз.

Предал М.Дахлана и палестинский премьер-министр С.Файяд, который вообще больше всех выиграл от всей этой истории. Предварительные консультации с ним убедили М.Дахлана в том, что главный палестинский технократ поддержит его мятеж взамен на сохранение поста премьера. И, судя по всему, предварительного согласия по этому вопросу он достиг. Но С.Файяд обманул своего якобы союзника, тем самым избавившись от очень сильного потенциального конкурента. Более того, не без его помощи ранее «взращенные» М.Дахланом члены ЦК проголосовали за его смещение со всех постов в ФАТХе. Указанные события, по оценке ряда экспертов, фактически подвели печальный итог политической карьере некогда могущественного начальника палестинских спецслужб. Он переиграл самого себя и запутался в собственных хитроумных комбинациях. Сейчас конечно последует очередной выброс «компромата» на М.Аббаса и его сторонников, который, однако, мало что изменит в политическом раскладе. С.Файяд, который равноудален от всех внешних сил и «сидит на деньгах», превращается в самого главного претендента на высший пост в палестинской иерархии.

А что же ХАМАС? Смещение М.Дахлана, как ни странно, вызвало большую озабоченность в движении. Теперь стало понятно, что главными противниками политической интеграции ХАМАСа являются М.Аббас и Каир, не говоря уже про израильтян. В секторе Газа ждут в этой связи нового вторжения израильских вооруженных сил. По оценке палестинских командиров из бригады «Иззедин Кассам», его сроки, скорее всего, будут синхронизированы по времени с визитом президента РФ в Израиль в середине января. А вернее, сразу же после его окончания. Основными направлениями этой локальной операции будет северная часть Сектора с одновременной высадкой морского десанта. Пропагандистская подготовка к этому уже началась. Соответственно, ХАМАС готовится дать отпор путем активного использования целой системы подземных ходов, сеть которых значительно расширилась со времени проведения операции «Литой свинец». Такая тактика позволяет хамасистам скрытно перебрасывать свои отряды из одного сектора в другой.

Трудно предсказывать сейчас, пойдут ли такой шаг израильтяне, несмотря на то, что косвенные признаки этого налицо. В любом случае, отставка М.Дахлана, несомненно, в ближайшее время найдет свои закономерные последствия в проведении тех или иных публичных шагов на ближневосточном треке.