- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на ход переговоров между США и Ираном по его ядерной программе

Большинство американцев, включая сторонников президента США Дональда Трампа, говорят, что предпочитают сделку с Ираном по его ядерной программе военным действиям, поскольку республиканцы в Конгрессе настаивают на том, чтобы Трамп занял жесткую позицию в переговорах с Ираном. Опрос, опубликованный 12 мая программой по критическим вопросам Мэрилендского университета, показывает, что 69% американцев считают достигнутое путем переговоров соглашение об ограничении ядерной программы Ирана с помощью мониторинга лучшим способом предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Примечательно, что 64% республиканцев тоже хотят заключить сделку. Опрос показывает, что Трамп, возможно, пользуется широкой поддержкой в своей партии в вопросе заключения ядерной сделки с Ираном. Это связано с тем, что его главный переговорщик Стив Уиткофф занял жесткую позицию на переговорах, заявив: «У нас есть одна очень, очень четкая «красная линия», и это обогащение урана. Мы не можем допустить использования даже одного процента мощностей по обогащению урана». Его заявление было расценено аналитиками как неудачное для Ирана, который настаивает на том, что его «красной линией» является сохранение права на обогащение урана на низких уровнях для гражданской ядерной программы. Интервью Уиткоффа на канале ABC вышло в эфир после того, как более 200 членов Конгресса от Республиканской партии — все законодатели, за исключением сенатора Рэнда Пола, — направили Трампу письмо с просьбой занять жесткую позицию в отношении Ирана. Законодатели призвали к заключению сделки, которая полностью прекратила бы программу Тегерана по обогащению урана. США посылали противоречивые сигналы о том, позволят ли они Ирану обогащать уран. Ранее в этом году Уиткофф заявил, что Вашингтон позволит Ирану обогащать уран на низких уровнях. После негативной реакции произраильских сторонников в Республиканской партии он передумал, заявив: «Окно для дипломатии узкое». Вопрос о том, может ли Иран обогащать уран или нет, стал сутью переговоров между двумя странами. В мае в Омане состоялся четвертый раунд переговоров между США и Ираном. Оман выступил посредником между двумя сторонами, но   Уиткофф также встретился непосредственно с министром иностранных дел Ирана Аббасом Арагчи. 17 мая Арагчи заявил, что наблюдает «диссонанс» между публичной и частной позициями США по переговорам. Он отклонил требование Уиткоффа о том, чтобы Иран полностью отказался от обогащения урана и заявил, что Тегеран продолжит обогащение урана «с соглашением или без него». В то время как Трамп пренебрежительно относится к Израилю, страны Персидского залива усиливают свое лоббирование сделки с Ираном. Трита Парси, исполнительный вице-президент Института ответственного государственного управления Куинси, написала, что позиция Уиткоффа о нулевом обогащении, возможно, была «тактикой ведения переговоров», но она рисковала «отравить атмосферу» переговоров: «Как только Иран начнет отвечать взаимностью, оптимизм может перерасти в конфронтацию, захлопнув перед Трампом узкое окно для дипломатии». Эксперты в течение нескольких месяцев предупреждали, что летом в переговорах между Ираном и США наступит критический период, поскольку ООН восстановит так называемые «ответные санкции». Хотя крайний срок действия этих санкций истекает в октябре, эксперты говорят, что любая сделка должна быть заключена к лету, чтобы сориентироваться в процессе введения санкций. Иран добился смягчения санкций после того, как в 2015 году подписал ядерное соглашение с администрацией  президента США Барака Обамы. Это соглашение позволило Ирану обогащать уран до 3,67% под международным контролем. Трамп в одностороннем порядке вышел из соглашения в 2018 году и ввел санкции против Ирана. Наблюдатели заявили, что Иран соблюдает условия сделки по обогащению урана, заключенной в 2015 году. Одно из промежуточных предложений, которое было выдвинуто обеими сторонами, заключается в том, чтобы Иран обогащал уран в рамках регионального консорциума, в который входят Саудовская Аравия и ОАЭ, с участием инвестиций США. Официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Эсмаил Багеи 18 мая опроверг информацию о том, что Исламская Республика была инициатором этой идеи, о чем сообщили несколько новостных агентств, но заявил, что она обсуждалась, и Иран был открыт для нее. «Одним из обоснований [такого предложения] является то, что регион Ближнего Востока и страны Персидского залива могут нуждаться в ядерной энергетике и хотели бы построить новые электростанции, а для этих электростанций требуется ядерное топливо. Если такая инициатива будет предложена, мы будем приветствовать ее и могли бы также принять в ней участие, но следует отметить, что такая инициатива никоим образом не направлена на замену иранской программы по обогащению урана», — сказал Багеи во время брифинга для прессы.

В 2018 году законодатели-республиканцы, Израиль и страны Персидского залива поддержали Трампа в усилении санкций в отношении Ирана. Одно из ключевых отличий заключается в том, что сейчас государства Персидского залива лоббируют администрацию Трампа с целью заключения сделки с Ираном после того, как они пошли на сближение с Тегераном. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан заявил после визита Трампа в Эр-Рияд на прошлой неделе, что королевство «полностью поддерживает» ядерные переговоры, добавив: «Если, например, США и Иран смогут успешно завершить свои ядерные переговоры, это снимет огромное бремя рисков в нашем регионе и откроет значительные возможности для еще большего сотрудничества, большей региональной интеграции, расширения регионального сотрудничества, торговли, инвестиций». Поддержка ОАЭ и Саудовской Аравии может помочь Трампу смягчить критику со стороны некоторых американских законодателей. Ядерная сделка 2015 года так и не была ратифицирована Сенатом США в качестве международного договора, и Трампу не нужно одобрение Конгресса, чтобы вернуться к сделке, подобной сделке времен Обамы.