- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о политическом кризисе в Ливане

Правительственный кризис в Ливане вновь оживил опасения мирового сообщества о возможности возобновления гражданской войны в этой стране. Собственно, о том, что представители блока «8 марта», и прежде всего «Хизбалла», выйдут из правительства в знак протеста против выводов Международного трибунала по расследованию убийства бывшего премьер-министра Р.Харири, мы говорили около месяца назад. В этом нет ничего удивительного, так как других более или менее весомых действий для них в настоящее время просто не существует. Какие-либо силовые действия могут последовать исключительно после самого факта обнародования результатов расследования, да и то, скорее всего, они выразятся в массовых манифестациях, блокировании аэропорта и основных магистралей страны. Расценивать выход шиитов из правительства как свидетельство страха «Хизбаллы» перед разоблачениями, по нашей оценке, значило бы упрощать ситуацию. Речь идет о сохранении того баланса сил в стране, который сейчас сложился, и который кто-то в Эр-Рияде очень хотел бы нарушить.

Во всей этой истории для нас важнее всего подоплека всего происходящего. А она, на наш взгляд, следующая. Окружение С.Харири с подачи саудовских спонсоров решило пойти на сознательное обострение ситуации в рамках своих планов по ослаблению сирийского и иранского влияния в стране. Указанное обстоятельство продиктовано возвращением в реальную власть в КСА ярых антагонистов Дамаска, прежде всего принца Бандара, и уходом «в тень» сторонников активизации сирийско-саудовских отношений, что связано с выездом в США на лечение короля Абдаллы. Мы этого уже более подробно касались в предыдущих статьях, но теперь стоит констатировать еще несколько моментов.

Логика действий С.Харири и саудовских стратегов следующая. Они сознательно пошли на правительственный кризис с целью формирования нового «монополитического» кабинета министров, в котором уже не будет места представителям блока «8 марта». Совершенно очевидно, что ситуация прохождения такого варианта заранее просчитывалась, и согласно нашим данным, перспектива развала правительства не особенно штаб С.Харири и волновала. Это может быть связано только с одним моментом, а именно с твердой уверенностью того, что саудовские деньги смогут обеспечить лояльность ряда депутатов ливанского парламента, что позволит С.Харири вновь стать премьер-министром. При этом «Хизбалла» остается за бортом реальной власти и подпадает под санкции, связанные с выводами Международного трибунала. Правда, не совсем понятно, кто эти санкции будет осуществлять, и в чем они будут выражаться. Говорить о каких-то силовых акциях, да еще с использованием иностранных военных сил, для того, чтобы принудить шиитов сотрудничать с Международным трибуналом, не приходится в принципе. Никто из международных политических грандов на такие шаги не пойдет, ибо это сразу же консолидирует ливанское общество и резко понизит политический рейтинг самого С.Харири. И это не говоря уже о возникновении на Ближнем Востоке нового очага напряженности, что Вашингтон категорически не устраивает в связи с его планами по прорыву в процессе БВУ.

Вызывают также сомнения и сами данные, которые были собраны Международным трибуналом. По нашему мнению необходимо дождаться обнародования, дабы спокойно и без эмоций их оценить. Хотя уже сейчас можно предположить, что все они основаны исключительно на биллингах телефонных соединений членов «Хизбаллы», которые якобы концентрировались в момент убийства рядом с местом теракта. Без «текстовки» эти доказательства не стоят выеденного яйца, а наличие текстов подразумевает незаконное прослушивание разговоров ливанских граждан, что моментально дезавуируют их как доказательства в любом цивилизованном уголовном процессе.

Важно также понять, что в настоящее время в Ливане предпринимается не совсем продуманная попытка вывести из «политического кругооборота» шиитское население страны, что ставит под угрозу существование проверенной временем конфессиональной системы разделения власти. Это к вопросу политической дальновидности саудовских стратегов, благодаря «просвещенным» советам которых и тупости некоторых западных руководителей цивилизованный мир оказался втянутым как минимум в два «горячих конфликта» (Афганистан и Ирак), и еще в пяток «тлеющих»

Сейчас для тех же американцев и французов очень важно снова не поддаться «на дары данайцев» и думать своей головой. Надежда на это есть, судя по вчерашнему демаршу министерства иностранных дел Ливана, который обвинил вновь прибывшего американского посла во «вмешательстве во внутренние дела страны». Поводом для этого стала встреча американского дипломата с одним из независимых депутатов, от которого в том числе зависит дальнейший расклад сил при голосовании по вопросу формирования нового кабинета министров. Отношения С.Харири с американцами вообще неровные, в Вашингтоне существует некая настороженность к нему, что выражается в том числе и в отказе продавать Ливану тяжелую военную технику.

Еще одним важным моментом является тот факт, что выход представителей блока «8 марта» из правительства характеризует собой конец тех договоренностей между Эр-Риядом и Дамаском, которые собственно и позволили С.Харири стать премьер-министром. Уже далеко не секрет, что только исключительно уступчивая позиция сирийцев позволила блоку «14 марта» победить. С того времени ничего кардинального во внутриполитическом раскладе страны не произошло. Более того, Дамаск провел за это время блестящую «шахматную партию», жертвуя количеством ради качества. За это время сирийцам удалось серьезно увеличить число своих потенциальных союзников за счет друзов В.Джумблата. Последний сейчас снова начнет метаться, пытаясь выторговать для себя дополнительные дотации, как с сирийцев, так и с саудовцев. Причем в последнем случае совсем не факт, что после получения этих «пожертвований» его фракция проголосует «как надо». Все-таки сирийцы крепко прибрали «к рукам» харизматичного друзкого лидера. Поэтому по большому счету рассчитывать С.Харири надо на «независимых» депутатов и на саудовские спонсорские деньги. При этом какие-либо уступки со стороны сирийцев возможны теперь уже при условии твердых гарантий со стороны саудовцев и самого С.Харири о, если не забвении, то «замораживании» процесса деятельности Международного трибунала.

Дамаск, конечно, не пойдет ни на какое военное вмешательство в Ливане. Этого совершенно не требуется. Если дело дойдет до вооруженных столкновений, то «Хизбалла» в состоянии самостоятельно постоять за себя. Но повторим, что этот вариант маловероятен, так как возобновление гражданской войны сейчас объективно выгодно, пожалуй, только Израилю. Сирийцы уже провели необходимые консультации с Парижем, куда в прошлом месяце выезжал руководитель сирийской разведки. Как следствие, Елисейский дворец предложил разумный компромисс в виде проведения саммита с участием представителей США, Франции, Сирии, КСА и Ливана. К этому варианту, скорее всего в конечном итоге склонится и президент Ливана генерал М.Сулейман, который собственно является главнокомандующим и основным гарантом конституции. Важно найти компромисс между клятвой С.Харири найти виновных в убийстве его отца, и нежеланием шиитов превращаться в «козлов отпущения». Задача трудная, но вполне возможная, и при победе общего благоразумия. Таковых виновников несомненно найдут. Хотя бы в лице уже покойного Мугние, который, как выяснится, действовал самостоятельно, исключительно из-за «личной неприязни» к покойному ливанскому премьеру-министру.