- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменении позиции государственных СМИ Египта к отражению происходящих внутригосударственных процессов

Официальные египетские СМИ в связи с происходящими в стране событиями утратили роль «четвертой власти» правящего режима. Отличавшиеся до недавнего времени жесткой цензурой, в египетских СМИ начали появляться материалы, поощряющие текущие антиправительственные выступления. Египетские журналисты обвинили режим в давлении на средства массовой информации. Местные газеты, которые традиционно выступали «горнами» режима президента Хосни Мубарака, в ходе последней недели начали поддерживать свободу слова, распространяя информацию, призывающую к изгнанию главных редакторов этих изданий.

Как сообщил автор статьи газеты «Монд», профсоюз работников официальных средств массовой информации последние две недели бездействовал: не проводились ставшие традиционными ежедневные заседания, на которых объявлялась генеральная линия, которой должны были придерживаться журналисты первой официальной газеты государства «Аль-Ахрам» и государственного канала египетского телевидения.

С началом выступлений официальная пресса отказалась подчиняться властям. На страницах «Аль-Ахрам» появилось доныне немыслимое выражение «революционное движение». Совсем недавно глава журналистского профсоюза Макрам Мухаммед Ахмед объявил о том, что профсоюз свою деятельность прекращает.

Однако закрытие профсоюза не все журналисты считают знаком положительным. «Не только нет заседаний, больше не проводятся конференции, не работает интернет, но теперь также некому защищать иностранных журналистов, а ведь некоторые из них подверглись нападениям на площади Тахрир», — заявил один из египетских журналистов. По его мнению, возглавлявший профсоюз Макрам Мухаммед Ахмед — один из самых компетентных журналистов официальной газеты «Аль-Ахрам». При этом Ахмед журналист гибкий. Когда начались волнения в Каире, Ахмед проявил понимание недовольства вышедшей на центральную площадь Каира молодежи.

Совершенно противоположную позицию своему «формату» стала выражать «Аль-Ахрам» в виде заголовка к статье «Четвертьмиллионный марш подтверждает прочную основу революции». Прежде чем изменить свои позиции, «Аль-Ахрам» сообщала о 25 января – дне начала выступлений как о дне «беспорядочного хаоса» с немногими десятками протестующих, скапливающихся на площади «Тахрир», несмотря на сообщения международных средств массовой информации, описывающих волнения с участием сотен тысяч протестующих.

Новоизбранная свобода слова «Аль-Ахрам» не только описывала, как «протестующие требовали свержения режима и изгнания Х. Мубарака», но и утверждала, что «суровые движения во главе с лидерами от партии аль-Джабха, Национального совета по преобразованиям и комитета десяти, происходящего из Национального совета и Народного Собрания, должны сформировать общее руководство революции в Египте». Газета показала тем самым совершенно противоположную позицию относительно поддержки правящей Национально- демократической партии Х. Мубарака.

Газете «Аль-Ахрам» было запрещено упоминать главных оппонентов Х. Мубарака «Братьев-Мусульман», однако публикации после 25 января, содержали упоминания об исламистской партии, деятельность которой была запрещена на последних выборах в Египте.

«Молодежные движения стремились захлопнуть двери перед теми, кто пытался «украсть» революцию, или выступать с заявлениями от своего лица перед появлением тех, кто начал брать на себя инициативу революционного дела», написала «Аль-Ахрам» касательно оппозиционных партий, включая «Братьев-Мусульман», проводивших встречу с вице-президентом Омаром Сулейманом.

Газета сообщала, что союз оппозиционных движений выберет своих представителей, чтобы начать политический диалог, но только после того, как Х. Мубарак покинет пост президента. Десять из представителей оппозиционных партий были привлечены от аль-Джабхи, организации Свобода и правосудие, «Братьев-Мусульман», движения «6 апреля», и четырех политически независимых представителей от «Шабаб аль-Тавора», а также сторонников бывшего генерального директора МАГАТЭ, Мохамеда аль-Барадеи, египетского оппозиционера и Нобелевского Лауреата.

Газета также описала протесты с десятками людей, выступающих утром как «раздувающийся воздушный шар», который к вечеру уже насчитывал сотни тысяч митингующих. «Протестующие граждане являются представителями различных классов, возрастов, политических взглядов. Население призывает к свержению режима. Десятки тысяч мужчин и женщин молятся на площади «Тахрир», создавая сцену, напоминающую Мекку во время паломничества».

«Аль-Ахбар», считающаяся второй по важности газетой после «Аль-Ахрам», опубликовала фото пальто в крови, повешенное на площади, поместив рядом подпись: «Кровь мучеников 25 января на пальто доктора Махмуда».

Доктор Махмуд — один из протестующих, который поклялся не отмывать пальто после кровавых столкновений 25 января. Теперь оно стало символом событий на площади «Тахрир». Газета цитировала его высказывания, «Я никогда не буду стирать пальто, я буду всегда гордиться кровью мучеников!».

В газете была опубликована статья «Бесплатные стилисты революции». Газета сообщила историю о двух парикмахерах, Саиде Тахи, 30 лет, и Ахмеде аль-Рифая, 28 лет, которые участвовали в протестах, предлагая парикмахерские услуги совершенно бесплатно. Таха и аль-Рифай делали прически протестующим египтянам, желающим выглядеть презентабельными перед местными и международными телекамерами.

Ахмед Риджаб, видный автор, написал в одной из его колонок «Аль-Ахбар», что «Египет засвидетельствовал молодежную революцию совершенно нового типа». Самое поразительное в этой революции безопасность, беспрецедентные факты в мировой истории. Это первая революция, которая отклонила все типы насилия. Протестующие не применяли оружия, и даже не держали его в руках, и не думали о причинении вреда другому человеку, убийства совершенно не имеют отношения к благородной революции. Мы видели, как люди оплакивали каждого погибшего египтянина. Слезы Ваэля Гонаима — это и мои слезы, и его слезы не были слезами слабости или эмоционального краха, это были слезы возвышенного человечества».

Третья самая влиятельная газета в Египте, газета «Аль-Джумхурийя» описала события 25 января как не более чем единичные случаи выступлений, в которых участвовало не более 100 протестующих в Каире, Александрии, и Суэце вместе взятых: три города, в которых было засвидетельствовано наибольшее количество фактов насилия и сражений с силами безопасности 28 января.

Газета «Аль-Джумхурия» была известна до недавнего времени своей глубокой приверженностью Национал-демократической партии Египта, которая в свою очередь использовала ее для интерпретации новостей в пользу правящей партии и Гамаля Мубарака, президентского сына, который рассматривался в качестве его преемника.

Теперь, вполне оперившаяся «Аль-Джумхурия» считает вполне умеренным интервью с Ваэлем Гонаимом, показанном на канале Dream TV во вторник, поместив новость об этом на первую полосу.

Следует напомнить, что топ-менеджер ближневосточного отделения Google Ваэль Гонаим, был задержан по подозрению в организации массовых протестов в Египте в конце января и провел под арестом 12 суток. О его освобождении стало известно в понедельник, 7 февраля. Вскоре после выхода на волю в телеинтервью менеджер объявил, что создал в социальной сети Facebook страницу, которая призывала египтян выходить на улицы.

Газета пишет, «Слезы, пролитые Ваэлем в ходе интервью стали подобны мечу, перерезающему горло Министерству внутренних дел». В интервью одному из египетских телеканалов Dream TV Ваэль Гоним заявил, что его удерживали службы госбезопасности и что во время пребывания под стражей у него были завязаны глаза, однако обращались с ним довольно сносно. Гонаим признался, что не спал двое суток, оплакивая погибших во время протестов. Работая анонимно, он использовал свою страничку на Facebook, чтобы воодушевить первый крупный общественный протест против режима 25 января. Он был схвачен на улице Каира через два дня и почти две недели провел в тюрьме. Через несколько часов после своего освобождения он появился на Dream TV, популярном независимом египетском канале, и дал впечатляющее и трогательное интервью, в котором не смог сдержать слез.

В прессе сообщается, что «протестующие и оппозиционные партии требуют правительство Египта исправить многодетний закон о чрезвычайном положении, в соответствии с которым власти могут задерживать и арестовывать кого бы то ни было без дальнейших доказательств о принадлежности к террористам».

Перед тем как свобода слова захлестнула газеты, они имели обыкновение описывать Египет как страну, обладающую множеством свобод, и рассматривали полицию как необходимый инструмент в защите Египта от терроризма, а также в борьбе против заговорщиков и выступающих за отмену закона о чрезвычайном положении.

Газета «Роз аль-Юсеф» назвала то, что произошло 25 января на площади «Тахрир» как «Фарс Тахрира», однако внутри газеты вскоре назрела тенденция приобщения к протестующим.

В среду сотрудники, работающие на «Роз аль-Юсеф», протестовали против ухудшения качества газеты, и нехватки профессионализма. Сотрудники выступили с требованиями об уходе руководства газеты. Протестующие сотрудники газеты во вторник угрожали ультиматумом, что если их требования не будут соблюдены, то они присоединятся к протестующим на площади «Тахрир».

Революционные настроения не обошли и государственное египетское телевидение, обычно с еще большей осторожностью и предупредительностью относящееся к происходящему в стране. Заместитель главного редактора государственного телеканала Шахира Амин покинула свой пост. Она больше не могла выносить пропасти, которая образовалась между транслируемыми программами и реальностью, — пояснил автору статьи в «Монд» один из близких сотрудников Шахиры Амин.

Данные факты свидетельствуют о совершенно новом витке в развитии египетских СМИ, что, безусловно, скажется на построении современного египетского общества. Совершенно очевидно, что на старые позиции официальная египетская пресса вряд ли вернется. Свобода слова сможет значительно повлиять на происходящие социальные процессы в Египте.