- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблема морского пиратства в Сомали

Тема морского пиратства у побережья Сомали в настоящее время является одной из основных проблемных точек региона Африканского Рога. Правда, по оценке ряда руководителей стран указанного региона, она все-таки менее актуальна, чем, например, территориальные претензии Эритреи или реальная перспектива распространения влияния исламистов.

Проблема сомалийских пиратов, по общему мнению экспертов и практиков, которые сталкиваются с ней ежедневно, уже давно вышла за границы чисто военной. Совершенно очевидно, что решить ее чисто силовыми методами невозможно по ряду причин. Первое — это физическая неспособность военного контингента миссии ЕС «Аталанта» и НАТО сопровождать каждый корабль. Практика их предварительного «скапливания» в конвои непопулярна у судовладельцев, которые естественно теряют приличные деньги и время за счет неизбежных простоев. Кроме того, это является делом сугубо добровольным. Проводить сухопутную операцию по установлению контроля над сомалийскими портами никто не хочет, так как это означает неизбежную партизанскую войну, все «прелести» которой американцы и европейцы уже «хлебнули» в Афганистане и Ираке. При этом быстроходные лодки современных корсаров не особенно нуждаются в пирсах и могут выходить в море практически с любой точки побережья. А ждать выкупа можно и на борту дрейфующего судна, т. е. совсем не обязательно приводить его в порт.

Кроме того, сомалийские пираты явно расширяют зону своих действий, что свидетельствует о ряде моментов. Первое – это наличие баз «подскока» в районе Сейшельских островов, про которые вообще никому ничего не известно. Второе – расширение радиуса, что объективно растягивает зону ответственности международного военного контингента и затрудняет координацию между ее составными частями.

Все эти моменты заставляют коалицию усиливать свои силы в регионе. Так, в частности, крупную военно-морскую базу в Джибути строят японцы, для которых обеспечение судоходства через Баб-эль-Мандебский пролив является делом жизненно важным: через него идет значительная часть поставляемых в страну углеводородов. Наращивают силы американцы, которые увеличивают до 12 тыс. военнослужащих свой контингент в Джибути. По планам Пентагона, база в Джибути будет пополняться военными, которые выводятся из Ирака и Афганистана. Британцы строят базу радиоэлектронной разведки в Сомалиленде, чему абсолютно не мешает официальная «непризнанность» этого анклава. Французы, наоборот сокращаются, выводя подразделения Иностранного легиона из Джибути. Кстати, аналогичное сокращение происходит и в Чаде, что, видимо, означает экономию бюджетных средств. Другоеобъяснение найти сложно, так как и в том, и другом районе совершенно неспокойно. Естественно, что такая концентрация сил происходит не только из-за сомалийских пиратов или активности «Аш-Шабаб», но и в связи с возможной дестабилизацией обстановки на Аравийском полуострове по «египетскому» или «ливийскому» образцу.

Военные НАТО и ЕС находятся в крайне незавидном положении, так как лишены всех правовых полномочий по преследованию пиратов. Отсутствует международный специализированный суд с соответствующей инфраструктурой, в том числе и изоляторами, где можно было бы содержать задержанных пиратов. Это вторая важная проблема, которую необходимо решать в сжатые сроки. При этом имеется расхождение подходов со стороны тех же европейцев и руководства Афросоюза и стран региона. Последние считают, что необходимо создавать такой орган исключительно в формате национального законодательства и суверенитета того же Сомали (имеется ввиду переходное правительство в Могадишо, которое с трудом контролирует три квартала и аэропорт). ЕС здесь естественно за международный орган под эгидой ООН. То есть основной проблемой становится приведение в соответствие национального и международного законодательства в этой области. Предполагается, что это можно сделать только под «зонтиком» ООН.

Эксперты указывают и на другой момент. Сомалийские пираты – это лишь надводная часть айсберга. Основные организаторы всего этого процесса находятся далеко за пределами бывшего Сомали, в той же Испании. В настоящее время это крупная международная организация со своей разведкой и контрразведкой, а также широкими связями в банковских структурах. Пираты прекрасно знают не только количество и номенклатуру груза, маршрут и график следования, но и номера мобильных телефонов команды и членов их семей. Зачастую они обладают информацией и о местах постоянного проживания родственников моряков, а также имеют прекрасную логистику. В частности, они очень быстро восполняют свои потери в лодках и быстроходных моторах. Это ставит на повестку дня вопрос об организации специального комитета по расследованию пиратской деятельности и отслеживанию каналов «отмыва» полученных в виде выкупа денег. Блокировка финансовых и логистических каналов – это важнейшая часть антипиратской активности, которая в состоянии сама по себе серьезно подорвать всю эту структуру. Здесь стоит также обратить пристальное внимание и на судоходные и страховые компании, так как характер «утечки» информации свидетельствует о наличии в них агентуры пиратов. Можно также оправданно говорить о том, что морской грабеж уже давно «перерос» свое первоначальное хаотичное начало. Теперь работа ведется прицельно и по плану. Это свидетельствует о возможном сговоре между представителями страховых компаний и пиратами.

Активную позицию в вопросе борьбы с пиратством занимает руководство Джибути, которое предложило создать на своей территории международный центр по подготовке кадров береговой охраны стран региона. Одновременно на его базе предполагается создать аналитический и дознавательный центр. Вопрос как всегда упирается в финансирование.

Помимо чисто военно-юридических аспектов существует еще и экологический, который также необходимо учитывать в разработке стратегии борьбы с морским разбоем. Речь идет об истощении рыбных запасов и экологическом загрязнении побережья Сомали, что приводит к тому, что местное население теряет традиционный рынок продовольствия. В этих условиях понятным становится быстрая система рекрутирования новых членов пиратских групп. При этом руководство Афросоюза и стран региона напрямую обвиняют в такой ситуации международные крупные рыболовецкие компании, которые ведут, по их оценке, чисто браконьерский промысел у берегов Сомали. Эта тема также требует вмешательство ООН для выработки понятных правил игры в этом регионе в области рыболовства.

Таким образом, налицо ряд серьезных проблем, которые необходимо решать в возможно сжатые сроки. В противном случае, переделать морских пиратов в честных рыбаков будет также трудно, как убедить афганских крестьян выращивать вместо гашиша и опиума пшеницу.