- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: убийство министра по делам меньшинств

2 марта с.г. в Исламабаде был убит Шахбаз Бхатти, министр по делам меньшинств федерального правительства; одновременно он занимал пост президента Всепакистанской ассоциации меньшинств. Вооруженное нападение на Ш. Бхатти — это уже второе громкое убийство чиновников высшего ранга Пакистана за последние два месяца. 4 января собственным охранником был застрелен бывший губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир. Но в отличие от убитого губернатора — ветерана политики, одного из многих друзей президента страны, Ш. Бхатти не имел весомого политического влияния, «способного менять повестку дня государства». С первых минут расследования высказывалась только одна версия убийства: религиозный мотив.

Ответственность за убийство министра взяло на себя «Движение Талибан Пенджаба». Как считают западные аналитики, это одна из самых радикальных организаций боевиков, действующая на территории страны.

Но объединяющим мотивом обоих убийств было одно — уничтожение сторонников реформирования Закона о богохульстве, утверждавших, что закон используется для преследования религиозных меньшинств. Закон подразумевает смертный приговор тем, кто наносит оскорбление исламу.

Обе жертвы открыто поддерживали законопроект, который был вынесен на обсуждение в парламент в ноябре 2010 г.

Пакистанская пресса писала, что «…резонансные убийства — это выражение гнева религиозных фанатиков, выступающих против внесения поправок в Закон о богохульстве».

Террористические акты, взрывы мест поклонения религиозных меньшинств — шиитов, христиан, гонения и преследования последователей секты ахмадия и т.д. в последние годы свидетельствуют об усилении религиозного фанатизма и исламского экстремизма в стране, где экстремизм принял наивысшую форму вооруженной борьбы против немусульманского населения.

Подавляющее большинство населения Пакистана — мусульмане; последователей суннизма свыше 80% всех мусульман, шиизма — около 10%. Христиане составляют всего около 1,5% из 180-миллионного населения Пакистана.

Личность Ш. Бхатти — знаковая. Энергичный, молодой, он уже в 1985 г. принимал участие в создании Всепакистанской ассоциации меньшинств; с 2002 г. — член ПНП, и как лидер призывал «бороться за права религиозных меньшинств политическими методами, отрицая насилие».

В первые годы прихода к власти правящая ПНП была воодушевлена идеями демократических преобразований в стране, всеобщего благоденствия. Федеральное правительство «уделяло пристальное внимание вопросам защиты меньшинств и принимало специальные меры, направленные на гармонизацию межконфессиональных отношений и изменение менталитета людей с целью преодоления разрыва между представителями различных религиозных общин».

В 2008 г. при формировании гражданского правительства на должность министра по делам меньшинств был назначен Ш. Бхатти. Он был единственным министром федерального уровня, который не исповедовал ислам; как христианин он принадлежал к римско-католической церкви.

Ш. Бхатти активно взялся за продвижение и защиту интересов религиозных меньшинств в Пакистане. В течение первого года правления ПНП министерство разработало 47 небольших проектов, направленных на развитие благосостояния меньшинств, организацию фестивалей, поддержание в должном состоянии мест поклонения, захоронений и собственности общин; из государственной казны на это было выделено 33,450 млн рупий. Кроме того, 19,907 млн рупий для дальнейшего распределения среди 5354 нуждающихся и 6,201 млн рупий для стипендий 1360 студентам, членам различных общин.

Министерство по делам меньшинств разработало учебные программы изучения мировых религий; добилось разрешения открыть молитвенные комнаты для немусульман в ряде тюрем страны; организовало круглосуточную «горячую линию» для информирования об актах насилия в отношении меньшинств; стараниями министерства 11 августа в Пакистане объявлен Днем меньшинств.

В Исламабаде планировалось создание межконфессионального комплекса, основная цель которого — воспитание терпимости между представителями различных религий и в целом гармоничного развития гражданского общества, что, по мнению разработчиков проекта, должно было содействовать миру в гражданском обществе.

Переломным для религиозных меньшинств стал ноябрь 2010 г.; в парламент были внесены поправки к Закону о богохульстве после случая с Азия Биби, признанной судом Лахора виновной за богохульство в июне 2009 г. и приговоренной к смертной казни. Пакистанская пресса писала, что тогда «законопроект разделил нацию». Первыми против внесения поправок к закону выступили происламские партии; они объявили об инициировании 24 декабря 2010 г. национальной кампании в защиту Закона о богохульстве. Напротив, правозащитные организации осуждали закон, называя его «дискриминационным.., направленным на поощрение исламского экстремизма и часто используемым для сведения личных счетов».

Осуждая межрелигиозную рознь, федеральное правительство в действительности отказалось рассматривать поправки к закону, и «30 декабря 2010 г. обязалось сохранить в неприкосновенности Закон о богохульстве, опасаясь протестов со стороны могущественного религиозного правого крыла пакистанского общества». В адрес авторов и сторонников законопроекта посыпались угрозы, они подверглись беспрецедентному давлению со стороны религиозных партий.

По вопросу о внесении поправок в закон не было единства ни в парламентских кругах, ни в рядах правящей ПНП. «Примирение с экстремизмом — это политика, которая будет иметь далеко идущие последствия», заявила Шерри Рехман, член правящей партии.

Убийство в январе текущего года бывшего губернатора С. Тасира лишь усугубило ситуацию для всех заинтересованных сторон. Правительство отказалось от борьбы за права религиозных меньшинств; законопроект не был включен в повестку дня сессии парламента и в дальнейшем снят с рассмотрения. Ш. Бхатти со своей стороны поклялся бороться до конца против «драконовского Закона о богохульстве».

Пакистанская пресса отмечает, что «отступническая позиция правительства по отношению к Закону о богохульстве направлена на примирение с экстремизмом». Правительство обвиняют «в уступках религиозным консерваторам, отсутствии мужества принять меры и изменить то, что многие в настоящее время называют черным законом Пакистана».

Убийство Ш. Бхатти заставило представителей религиозных меньшинств утверждать, что «христиане остались беззащитными после его смерти, и… не чувствуют себя в безопасности в Пакистане».

Посткриптум В декабре 2010 г., когда в адрес Ш. Бхатти посыпались угрозы, он сделал видеозапись для ВВС, где предсказал собственную смерть. Интервью было обнародовано уже после произошедшего. «.Талибан и «Аль-Каида» стремятся навязать радикальную философию в Пакистане и выступают за введение законов шариата, всячески притесняют религиозные меньшинства… Но я верю в Иисуса Христа. …Предпочитаю умереть, но не идти на компромисс…»