- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Йемен накануне развязки?

События в Йемене начинают развиваться по неумолимой логике «выпуска пара». Градус напряжения нарастает, что, кстати, совершено не означает быстрого и мощного взрыва. Отметим, что это справедливо именно к йеменским реалиям, которые кардинальным образом отличаются от ливийских или тунисских. Роднит их только то, что во всех этих случаях присутствуют сложные процессы в родоплеменной системе, которая переживает встряску и переход к новой системе координат. Кардинальным же отличием Йемена является наличие сильного политического оппозиционного ядра «Лика Муштарака», которое возникло не на волне массовых демонстраций, а имеет сравнительно долгую историю, и сумело консолидировать в своих рядах как светские, так и религиозные партии. Именно этот блок определяет и координирует действия протестных демонстраций, выстраивая некую общую и для севера, и для юга страны линию поведения. В этом сила и слабость оппозиции. Сила – потому что процесс управляем, слабость – ровно по этой же причине, так лидерам оппозиции приходится не полагаться на волю случая в лице хаотичных выступлений, а пытаться прогнозировать развитие ситуации. А это всегда сложно и чревато ошибками и промедлениями. То есть лидерам оппозиции в настоящее время предстоит пройти проверку в отношении степени наличия у них политического чутья. Сейчас это становится определяющим моментом.

Итак, президент Йемена А.А.Салех отклонил «дорожную карту», которую ему через представителей совета улемов передала оппозиция. Это означает только одно: йеменский лидер не готов отдавать власть до конца своего конституционного срока, истекающего в 2013 году. Одновременно с этим он отдал негласный приказ о выводе войск из южных районов страны и последующей их дислокацией вокруг столицы страны Саны. Режим уже не в состоянии одновременно эффективно противодействовать протестным выступлениям во всех частях Йемена. Ранее фактически на откуп повстанцам хауси были отданы ряд северных провинций страны, теперь настала очередь юга. Логика президента понятна: судьба страны решается именно в столице. Именно динамика развития ситуации здесь окажет моментальное влияние и на ситуацию в других частях страны. При этом абсолютно не исключена возможность захвата власти на юге участниками движения «харакат», особенно в условиях дефицита войск и полиции, лояльных Салеху. Но такой вариант возможен все-таки, прежде всего только при условии поражения оппозиции в Сане. Причем, ясного и безальтернативного. Пока южнойеменские лидеры, находящиеся в эмиграции, достигли договоренности с руководящим ядром «Лика Муштарака» о координации действий, что сразу же сказалось на лозунгах протестующих: исчезли сепаратистские транспаранты, их решено оставить на потом.

Теперь «мяч» на стороне оппозиции. Она должна понять для себя, что ей делать дальше. Пока ясно, что попытка получить власть мирным путем провалилась. В этой ситуации оппозиция может с большей долей вероятности пойти на силовые меры, так как протестовать до бесконечности невозможно; теряется инициатива, что в данной ситуации смерти подобно. Идеальным поводом для этого было бы применение властями огнестрельного оружия, но в президентской администрации это понимают и пока ограничиваются только слезоточивым газом и резиновыми пулями.

Президент Салех пытается перехватить инициативу, поэтому и созвал сегодня в Сане митинг своих сторонников, которых свезли со всех городов. На этом митинге были озвучены решения Салеха о проведении конституционной реформы до конца года; страна должна определить форму своего правления (президентская или парламентская республика) на референдуме, который также должен состояться до конца года. Одновременно он объявил о предоставлении широкой экономической автономии провинциям. Последнее по его замыслу видимо должно ослабить поддержку оппозиции со стороны локальных и местных бизнес-структур, которые получают ослабление налогового бремени в ущерб центру. Собственно президент просто озвучил требования «Лика Муштарака». Но теперь это является сильно запоздавшим маневром. Оппозиция настроена именно на смену Салеха, поскольку не верит в его добрые намерения.

Продолжается и раскол в правящей партии. Вчера мэр Саады (и по совместительству крупный торговец оружием) Фарис Манаа заявил, что фактически все партийное руководство провинции (около 200 человек) решило выйти из партии. Вчера было совершено покушение и на сына сестры президента, который открыто присоединился к оппозиции. В результате погиб его родственник, был ранен охранник. Это уже свидетельствует о серьезном расколе в семье. На стороне Салеха осталось к настоящему моменту около 15% улемов и шейхов, остальные во главе с шейхом Зиндани определились со своими симпатиями в пользу оппозиции. Все это является принципиальными моментами, которые будут определять дальнейшие действия оппозиции. Повторим, что, скорее всего, уже в ближайшем будущем мы станем свидетелями блокады президентского дворца.

Пока на стороне президента армия и войска спецназначения. Очень много будет зависеть от позиции сводного брата президента Мохсена, который руководит северным (столичным) военным округом. Его позиция не вполне понятна, тем не менее, он может быть той «компромиссной» фигурой, которая сможет временно возглавить страну на переходный период. С другой стороны оппозиция не сильно жаждет такого варианта, предпочитая, чтобы клан президента ушел «в полном составе».

Важным моментом является и то, что Йемен, может быть впервые за всю новейшую историю, оказался вне явного прессинга своего северного соседа. Политика Эр-Рияда на йеменском направлении, в общем-то, потерпело фиаско, и в настоящее время там занимают больше выжидательную позицию стороннего наблюдателя. Тем более что в Саудовской Аравии тоже назревают кризисные явления, правда, по оси шииты-сунниты. В этой ситуации саудовское руководство больше волнуют события на Бахрейне, а также намеченное на 11 марта с.г «день гнева» у себя дома. Эр-Рияд и Манама на днях заключили секретный пакт, предусматривающий военную помощь саудовцев в случае критической ситуации на Бахрейне. Одновременно на острове высадился очень приличный десант французских экспертов из национальных спецслужб, которые должны оказать практическую помощь по тренировке местных кадров.

Таким образом, ситуация в Йемене может обостриться в очень краткосрочной перспективе, поскольку для этого существуют сейчас все предпосылки: единение оппозиции; раскол правящего клана и переход подавляющей части племенной верхушки на сторону оппонентов режима.