- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Тунисе: февраль 2011 г.

Ситуация в Тунисе остается трудной и во многом неопределенной. Несмотря на отмену комендантского часа 13 февраля и кадровую чистку правоохранительных органов, в стране по-прежнему не удается обеспечить безопасность, хулиганы продолжают грабить и мародерствовать, нападать на полицейские участки. В переходном правительстве наблюдается министерская чехарда. В конце февраля в Тунисе прокатилась новая волна выступлений, которые принесли людские потери и вынудили премьер-министра М. Ганнуши уйти в отставку. Между тем в страну пребывают в большом количестве дипломаты из разных стран с предложением политической и финансовой помощи. Кроме того, Тунис выразил сожаление по поводу большого числа жертв ливийской революции и проводит эвакуацию своих граждан из Ливии.

После сообщения о том, что сторонники свергнутого президента З.А. Бен Али в высшем руководстве МВД намеренно сеяли смуту для дестабилизации обстановки, в феврале было полностью обновлено руководство главного управления национальной безопасности МВД и полиции (27 человек были отстранены от должности, еще семеро — отправлены на пенсию). Набрать новый штат полицейских в нынешних условиях оказалось непросто. При этом хулиганы то и дело нападают на полицейские участки. В феврале из городов Сиди Табет (Ариана) и Хикрия (Сиди Бузид) приходили сообщения о поджоге полицейских машин, нападении на семьи полицейских.

В условиях кадровых трудностей в полиции власти объявили мобилизацию армейских резервистов (ушедших в отставку после службы в течение последних пяти лет и призывников 2008 — 2009 гг.), обещали реабилитировать полицию в глазах граждан, а также разрешили ее сотрудникам организовать профсоюз. Он будет представлять интересы полицейских, добивающихся увеличения размера своего жалования и социальных гарантий.

По уточненным данным ООН, в столкновениях с полицией в ходе «жасминовой революции» (декабрь 2010 г. – январь 2011 г.) были ранены 510 чел., убиты — 147 чел., порядка 70 чел. погибли в результате беспорядков в тюрьмах при попытке охраны предотвратить массовые побеги. МВД сообщило, что девять сотрудников правоохранительных органов погибли, исполняя свои обязанности, более тысячи получили травмы.

Ярким свидетельством крайне низкого уровня безопасности в стране стало то, что впервые за десять лет в Тунисе случились потасовки на межрелигиозной почве. В феврале напротив синагоги в столице толпа начала выкрикивать оскорбления в адрес пришедших к молитве. Глава еврейской общины в Тунисе Роджер Висмут назвал произошедшее «отдельным печальным актом». А через несколько дней был убит польский священник Марк Мариус Рибински из салезианской школы в Манубе. «Это стало сильнейшим шоком для всего тунисского общества», — так прокомментировали убийство в переходном правительстве. Эти два события вызвали большой резонанс. С их резким осуждением выступило тунисское министерство по религиозным вопросам. Было назначено расследование, виновных обещали привлечь к ответственности. Есть основания полагать, что в деле замешаны исламисты.

Первый указ временного президента страны Ф. Мебазаа, который по результатам парламентского голосования в феврале получил право издавать указы, имеющие силу закона, разрешил всеобщую амнистию. Почти 3 тыс. заключенных тунисских тюрем освобождены условно, сообщило министерство юстиции. Кроме того, правительство утвердило несколько социально-экономических программ, поскольку в провинциальных городах не утихают демонстрации — люди требуют повышения заработной платы, снижения уровня безработицы.

Профсоюзные источники сообщили, что более 10 тыс. рабочих мест были аннулировано после того, как компании оказались сожжены или закрыты. Всего в Тунисе на бирже труда зарегистрировано 500 тыс. безработных, из которых 150 тыс. – выпускники вузов. Около 200 тыс. семей живут за чертой бедности, из них 125 тыс. получали до 2010 г. дотации госбюджета.

Переходное правительство разработало четыре программы по стабилизации социально-экономического положения. Они помогут более 100 тыс. безработным. Первая — план «Амаль» для выпускников вузов, не сумевших найти работу по специальности. Эта программа даст возможность молодым людям получать подготовку по тем направлениям, которые востребованы на рынке труда. Во время обучения (продолжительностью до года) им будет выплачиваться стипендия размером 200 динаров в месяц, гарантируется медицинская страховка. Программа рассчитана на 50 тыс. чел. Вторая программа – трудоустройство 14 тыс. молодых специалистов, из которых около 8 тыс. чел – это выпускники вузов. Они будут приняты на государственные предприятия. Отбор будет осуществляться на открытой конкурсной основе, преимущественно в регионах. Третья программа — для дипломированных специалистов, которые оставались без работы более трех лет. Для них будет проведен тренинг по устройству на госслужбу. Во время обучения им также будет выплачиваться ежемесячная стипендия 200 динаров. Эта программа рассчитана на 10 тыс. чел. Четвертая программа — для 40 тыс. выпускников техникумов, которые ищут работу. Им будет выплачиваться весь текущий год стипендия размером 80 динаров. В прошлом году этой же программой воспользовалось 25 тыс. человек.

Все перечисленные выше меры не являются оригинальным изобретением переходного правительства. Они практиковались и ранее. Таким образом, речь идет о незначительном увеличении числа людей, задействованных в социальных программах.

Другие меры по сокращению безработицы, которые рассматривались на заседании временного правительства 25 февраля, заключаются в раннем уходе на пенсию и создании дополнительных должностей, например в системе образования. В общей сложности в ближайшем будущем планируется таким образом обеспечить 100 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, был назван предварительный срок предстоящих выборов – июль 2011 г. Консультации по этому вопросу должны завершиться в марте.

В подготовке выборов правительству помогает Комитет перехода к демократии, который не только рассматривает вопрос реформы избирательного кодекса, но и разрабатывает проект новой конституции, который будет вынесен на референдум.

7 февраля сторонники запрещенного ранее движения исламистов «Ан-Нахда» («Возрождение») провели свое первое после возвращения их лидера Рашида Ганнуши официальное собрание. Р. Ганнуши подтвердил в интервью журналистам, что подал форму в МВД для регистрации партии «Ан-Нахда». Он также уверил, что поддерживает контакты с членами переходного правительства, но вместе с тем относится к нему как к «преемнику прежнего режима». Он также не одобрил логику исключения членов бывшей партии власти (Демократическое конституционное объединение, ДКО) из правительства, как и назначение сверху глав гуверноратов. (В феврале во все 24 гувернората Туниса были назначены новые губернаторы. Мэром Туниса-столицы стал Абдель Бен Хассен.)

По результатам соцопроса, который провел научно-исследовательский институт «Sigma Conseil» 30 января – 3 февраля, больше всего шансов попасть на президентский пост сейчас у председателя Демократический прогрессивной партии, министра регионального развития в переходном правительстве Наджиба аш-Шабби. Он набрал 8% голосов опрошенных. На четыре процента отстает то него армейский генерал Рашид Аммар (4,4% голосов). За непотопляемого министра Мохаммеда Ганнуши было готово проголосовать 3,7% потенциальных избирателей, а за лидера исламистов Рашида Ганнуши – всего 1,6% респондентов. Опрос показал, что тунисцы мало знакомы с политическими партиями страны. На вопрос о названии первых партий, пришедших в голову, пятая часть тунисцев приводила партию ДКО, движение «Ан-Нахда» и Демократическую прогрессивную партию.

В феврале в Тунисе прошли новые демонстрации. Так, 12 февраля левые партии провели марш «Фронта 14 января», требуя переизбрать правительство и окончательно покончить со структурами прежней диктатуры. В шествии участвовали представители Патриотической и демократической рабочей партии, Левой рабочей партии, Народного движения, партии «Баас», Тунисской коммунистической рабочей партии, Партии демократов-патриотов.

15 февраля некоторые политические силы выступили с предложением немедленно создать «Национальный совет по защите революции», который будет учрежден декретом временного правительства и поможет оценивать все новые законы, изданные переходным правительством.

20 февраля демонстранты прошли мирным маршем (порядка 2 тыс. чел.) по центру столицы с требованием распустить переходное правительство и парламент, сформировать Учредительное собрание, изменить конституцию и перестроить политическую систему Туниса с президентской республики на парламентскую. Затем они устроили палаточный городок на площади перед зданием правительства, где была усилена охрана.

25 февраля столицу потрясла крупнейшая со времени свержения президента З.А. Бен Али акция неповиновения, получившая название «День гнева». Ее многотысячные участники требовали опять отставки переходного правительства страны во главе с М. Ганнуши, избрания Учредительного собрания, установления парламентской республики, нового избирательного кодекса и закона о прессе, формирования правительства народного единства, отсрочки выполнения социально-экономических требований, амнистии всех заключенных и окончательного роспуска партии ДКО, деятельность которой 6 февраля официально лишь «была приостановлена».

26 февраля демонстрация переросла в погромы и поджоги полицейских машин. Молодые люди с ножами прорывались в полицейские участки и бросались камнями. В результате — более двадцати полицейских ранены, убито — 5 человек, 9 доставлено в больницы с травмами, порядка сотни человек арестованы. Еще 88 чел. попали под арест накануне, в пятницу вечером. Вновь было введено чрезвычайное положение.

27 февраля М. Ганнуши заявил, что «неизвестные силы пытаются сорвать в Тунисе успех революции». В тот же день он подал в отставку. Бывший премьер-министр дал интервью, в котором указал, что накануне «Дня гнева» в г. Кассерин был задержан мужчина с крупной суммой 90 тыс. динаров, якобы, для финансирования кровопролитных акций. В тот же день демонстранты вышли с плакатами «Ганнуши останься!», «Спасибо за все, что ты сделал, М. Ганнуши». Однако М.Ганнуши назвал свое решение обдуманным. Новым премьер-министром был назначен Беджи Каид ас-Себси (84 года). Юрист и талантливый политик, он занимал важные государственные посты с 1963 по 1991 гг. Ас-Себси был личным советником первого президента Туниса Хабиба Бургибы, работал в МВД, возглавлял Управление национальной безопасности, министерство обороны, МИД.

Ранее, 13 февраля, министр иностранных дел переходного правительства Ахмед Унейис подал прошение об отставке. В коммюнике министерства не разглашаются причины, по которым он это сделал. Однако один из сотрудников ведомства заметил: «Мы не хотим работать с министром, который заявил, что его мечта – встретиться с французским министром (имеется в виду встреча А.Унейиса с главой МИД Франции Мишель Альо-Мари), поддерживавшим режим Бен Али и готовым снабдить его оружием для подавления тунисской революции».

21 февраля министром иностранных дел был назначен Мулди Кефи, бывший посол Туниса в Джакарте. 28 февраля из переходного правительства вышел министр промышленности Афиф Шелби, а также министр планирования и международной торговли Мохаммед Нури Жуини и помощник министра высшего образования Фаузия Фарида Шарфи. За ними последовали отставки министра регионального развития Ахмеда Наджиба аш-Шабби, министра экономических реформ Эльеса Жуини и министра высшего образования и научных исследований Ахмеда Ибрагима. Таким образом, ожидается, что в марте будет сформировано новое, третье по счету переходное правительство во главе с Б. К. Ас-Себси.

Между тем в Тунис без перерыва совершают поездки иностранные дипломаты, главным образом из США и ЕС.

8 февраля министр иностранных дел Великобритании Уильям Хаг обсудил с членами тунисского правительства правовые вопросы, реформу юстиции, подготовку к выборам. Он сообщил, что в Великобритании был создан специальный Фонд арабского партнерства для финансовой поддержки зарождающихся демократий.

Франция выделила Тунису 250 тыс. евро в качестве экстренной помощи для социально-неблагоприятных семей, особенно из районов Сиди Бузид, г. Тала, г. Кассерин. Еще 100 тыс. евро пойдут на поддержку культурных и гуманитарных проектов (финансирование медицинских учреждений, социальных служб).

Премьер-министр Франции Франсуа Фийон определил три направления деятельности Франции в отношении Туниса: поддержка демократических институтов в Тунисе и борьба с коррупцией, модернизация экономики и рынка труда, а также установление контактов с тунисскими общественными организациями.

22 февраля министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард подчеркнула, что «Франция сохранит, увеличит и интенсифицирует финансовые механизмы для поддержки Туниса».

Франция отозвала «проштрафившегося» французского посла в Тунисе Поля Мена, и 16 февраля к своим обязанностям приступил новый посол — Борис Боайон. Кандидатура очень энергичного, напористого молодого человека, который, якобы, диктовал на встрече с премьер-министром Туниса, что надо делать, вызвала у тунисцев бурю эмоций. В Париже на Кэ Д’орсе прошли пикеты с плакатами, на которых было написано, что Тунис больше не французский департамент. В МИДе Франции объяснили выбор энергичного дипломата тем, что «его динамизм – гарантия результатов в этот решающий момент, когда наши отношения входят в новую фазу развития».

Италия намерена пожертвовать на предстоящей в марте Карфагенской международной конференции Тунису 100 млн евро, сообщил 15 февраля глава итальянского МИД Франко Фраттини. Одновременно Италия предложила ввести в Тунис военные подкрепления для обеспечения безопасности. Дело в том, что 13 февраля из Туниса в Италию бежало почти тысяча нелегальных мигрантов. За две недели до этого в Италию на лодках незаконно приплыли более 3 тыс. тунисцев. Европейцы назвали это «библейским исходом». Очевидно, что тунисские власти не в состоянии обеспечить дополнительный морской патруль. Между тем, тунисский МИД выразил недоумением, рассмотрев подобное намерение итальянской стороны как попытку вмешательства во внутренние дела суверенного тунисского государства.

С целью облегчения процесса демократической трансформации ЕС обещал Тунису до 2013 г. выделить 258 млн евро. В ближайшее время Тунис получит 13 млн евро из этой суммы. «Мы предлагаем вам помощь и поддержку на этом новом этапе развития», — заявила Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон по итогам переговоров с премьер-министром Туниса М. Ганнуши 14 февраля.

22 февраля в Тунис приехали американские сенаторы: республиканец Джон Маккейн и независимый член сената Джозеф Либерман. 23 февраля с новым главой тунисского МИД Мулди Кефи встретился прилетевший в Тунис заместитель госсекретаря США по политическим делам Уильям Бернс. «Мы крепко верим в способность Туниса добиться успеха», — заявил он на встрече с министрами переходного правительства.

С 21 февраля Тунис проводит возвращение на родину своих граждан, оказавшихся на территории Ливии. Точное число прибывших неизвестно. Эвакуация проводится как самолетами, так и автотранспортом. Предположительно число тунисцев, проживавших в Ливии и пожелавших ее покинуть, превысило 2 тыс. чел. По данным Международного Красного Креста ливийско-тунисскую границу с 20 февраля пересекли почти 100 тыс. чел.

Главная площадь столицы Туниса — Площадь 7 ноября (7 ноября 1987 г. З.А. Бен Али пришел к власти) — переименована в память о молодом торговце овощами Мохаммеде Буазизи, самосожжение которого послужило поводом тунисской революции. Несмотря на всю неопределенность политической ситуации, в Тунисе сохраняется дух революции. Создается впечатление, что демонстранты настолько рады, что теперь могут свободно выражать свое мнение, что не могут остановиться. Весьма болезненно происходит формирование переходного правительства, на политической арене возникают новые политические партии и движения.

Вместе с тем уже слышны призывы выходить на работу и заниматься восстановлением экономики. Революция обошлась Тунису в 3 млрд евро или 4% ВВП. Эту финансовую брешь, как надеются в тунисском правительстве, могли бы с лихвой закрыть конфискованные богатства клана Бен Али – Трабелси. Издание «Jeuneafrique» (28 января 2011 г.) писало, что президентская семья контролировала 30% экономики Туниса. Состояние только одного З.А. Бен Али оценивается почти в 6 млрд евро.

19 февраля во дворце «Сиди Дриф палас» в тайниках бывшего президента, спешно покинувшего страну 14 января на фоне массовых беспорядков, были найдены бриллианты, золото и пачки наличных денег. Точная стоимость сокровищ, спрятанных в дворцовой библиотеке, пока неизвестна, однако речь идет о «миллионах долларов и евро, алмазных и золотых ожерельях». Тунисское информационное агентство ТАР сообщило, что обнаруженные 41 млн динаров тут же вернулись в Центральный банк Тунис.

Сформирована специальная Комиссия по расследованию коррупционных дел, работает прокуратура. 26 января временное правительство Туниса выдало ордер на арест экс-президента. В тот же день в 187 стран-членов Интерполом был отправлен аналогичный международный запрос. Саудовская Аравия, которая получила от Туниса запрос на экстрадицию З.А. Бен Али, дала понять, что не выдаст его, пока он находится в одной из больниц г. Джидда, по слухам, в коме. По другим слухам, супруга Бен Али Лейла давно бежала из Саудовской Аравии в неизвестном направлении. 4 февраля Европарламент обещал заморозить банковские счета 46 членов клана Трабелси – Бен Али. Экспроприированы владения 110 родственников и приближенных бывшего президента. Многочисленные компании в Тунисе, принадлежавшие ранее президентской семье, видимо, будут в ближайшее время национализированы.