- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: новые требования дарфурских повстанцев

Две основные партизанские группировки Дарфура Движение за справедливость и равенство (ДСР) и Суданское освободительное движение (СОД) М.Минави выпустили на днях совместное заявление, на основании которого можно сделать некоторые выводы о тактике и стратегии повстанцев в среднесрочной перспективе.

Вернемся к тексту заявления. Стороны выступают за продолжение интенсивного диалога с другими повстанческими группировками, общественными и студенческими организациями, руководителями племенной верхушки с целью нахождения консенсуса по вопросам сохранения единства Дарфура и решения неотложных социально-экономических проблем.

1. Оба движения подчеркивают абсолютную приверженность необходимости сохранения единства различных движений сопротивления с целью воссоздания региона как единого и неделимого субъекта страны.

2. Движения подтверждают вновь свое глубокое убеждение в необходимости сохранения единства усилий всех политических партий, общественных и молодежных движений по решению этой задачи.

3. Движения вновь подтверждают свою единую позицию по вопросам реорганизации нынешней политической борьбы и выработки новой понятной и четкой дорожной карты следующей фазы этого процесса.

4. Движения выступают за создание светского устройства штата, которое бы учитывало все национальные и религиозные особенности жителей региона и при этом не допускало бы любые формы дискриминации.

5. Движения призывают все международное сообщество четко определить свою поддержку защиты гражданского населения Дарфура на фоне продолжающихся этнических чисток, геноцида и эскалации боевых действий, которые получили дополнительный импульс в результате провозглашенной Хартумом «Новой стратеги по Дарфуру».

6. В этой связи необходимо организовать четкий мониторинг международных наблюдателей по выявлению указанных действий со стороны правительства и подконтрольных ему сил с целью расследования и наказания виновных. При этом они приветствуют усилия международных посредников по организации переговорного процесса по поиску путей достижения прочного мира.

7. Движения выражают свое глубокое неприятие нынешней политики центрального правительства по массовому нарушению прав человека в регионе, который противоречит международному праву и конвенции по Дарфуру.

8. Движения выражают свою озабоченность высылкой международных гуманитарных организаций из Дарфура и тем катастрофическим эффектом, которые эти процедуры оказывают на благосостояние населения региона. Движения призывают в этой связи Хартум позволить международным организациям продолжить свою деятельность в Дарфуре в полном объеме. В этой связи недопустимо продолжение практики центральных властей по недопущению сотрудников гуманитарных организаций в различные районы штата, что усугубляет страдания населения от последствий проведения военных действий.

9. Движения обращают внимание международной общественности на факты нарушения гуманитарных прав населения, этнические чистки в рамках новой политики Хартума в регионе.

 

В рамках консультаций движения достигли консенсуса по следующим вопросам.

 

1. Необходимость и срочность достижения консенсуса всего суданского народа по вопросу заключения нового социального контракта между ним и центральным правительством в рамках действующей конституции.

2. Возложение на правящую Партию национального конгресса ответственности за отделение Южного Судана, провал попыток проведения демократических преобразований и недостаток воли и желания к заключению полномасштабного мирного соглашения.

3. Новая конституция Судана должна включать в себя следующие принципы:

— эксклюзивное переопределения национальной самоидентичности населения Судана;

— подтверждение единого гражданства;

— защиту основных прав и свобод граждан, демократической системы, свободных и справедливых выборов, независимость судебной системы и законодательной системы;

— подтверждение всех международных усилий по оказанию гуманитарной помощи Судану, инкорпорация международных конвенций на эту тему в национальное суданское законодательство;

— необходимость реорганизации органов полиции и безопасности в соответствии с критериями профессионализма и приверженности закону о разделении властей и участию в публичной жизни страны.

— подтверждение справедливых критериев распределения национального богатства, которые включают, но не ограничивают пропорции в зависимости от населения каждого района; компенсационного механизма в отношении пострадавших от войны регионов; выработки механизма пропорционального экономического развития всех частей страны;

— конституционные гарантии создания соответствующих условий для деятельности переходного правительства до введения в действие новой конституции;

— переходный период должен быть завершен проведением всеобщих выборов

Движения также выражают свое доверие Дохийском формату переговоров, видя в нем единственный способ достижения прочного мира в Дарфуре.

В качестве условий возобновления успешных мирных переговоров участники видят следующие:

1. Сохранение единого Дарфура как административной единицы в границах 1922 года.

2. Индивидуальные и коллективные компенсации пострадавшим от военных действий.

3. Установление новой схемы обеспечения безопасности в регионе.

4. Соблюдение принципа добровольности возвращения беженцев в места их постоянного проживания.

5. Отказ от идеи проведения референдума о переделе административного деления Дарфура.

 

Если кратко проанализировать указанное заявление, то из него необходимо выделить следующие принципиальные пункты. Это категорическое неприятие идеи нового административного деления Дарфура; насильственного расселения беженцев из лагерей для временно перемещенных лиц; реорганизация служб безопасности; разрешение на всесторонне возобновление деятельности международных гуманитарных организаций, сохранения единого гражданства, а также катарской инициативы в качестве основного инструмента посредничества. Тема «гражданства» явно продиктована интересами главного спонсора повстанцев Джубы. Все остальные моменты напрямую затрагивают боеготовность самих повстанцев, что свидетельствует о том, что Хартум четко просчитал новые этапы свои стратегией по Дарфуру.