- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О деятельности Миссии ООН по содействию Афганистану

ООН, продолжая играть роль координатора международных стабилизационных усилий в Афганистане, вынуждена, разумеется, вносить коррективы в свою деятельность в этой стране с учетом планируемого сворачивания иностранного военного присутствия в ИРА. Ключевая роль в этом процессе принадлежит по-прежнему Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) – центральному «проводнику» ооновской повестки дня в ИРА. Кратко очертим историю создания и функциональные задачи Миссии.

МООНСА была учреждена 28 марта 2002 года резолюцией СБ ООН 1401, унаследовав структуру и штат существовавшей к тому моменту Специальной Миссии ООН по Афганистану (СМООНА).

Главной задачей МООНСА, согласно уставу, является оказание содействия в становлении государственных институтов в Афганистане, а также координация действий всех специализированных институтов ООН, действующих в Афганистане, включая UNDP, UNODC, UNHCHR и других.

Общая численность состава МООНСА насчитывает более 1300 сотрудников. В состав миссии не входят военнослужащие, за исключением небольшого числа людей, обеспечивающих безопасность персонала.

Штаб-квартира МООНСА располагается в Кабуле, региональные отделения базируются в Бамиане, Гардезе, Герате, Джелалабаде, Кандагаре, Мазари-Шарифе, ряде других городов. Отделения миссии также функционируют в Исламабаде и Тегеране.

Структурно МООНСА представляет собой Канцелярию Специального представителя и два подразделения: по политическим вопросам и по вопросам чрезвычайной помощи и экономического восстановления.

Канцелярию Специального представителя возглавляет Директор канцелярии, ответственный за кадровую политику. В ее состав входит группа советников по правовым вопросам (права человека, правопорядок, судебная система, гендерные вопросы), группа военных советников, которая поддерживает связь с Международными силами содействия безопасности (МССБ) и отвечает за вопросы строительства новых вооруженных сил Афганистана. Также в рамках Канцелярии функционирует Отдел по связям с общественностью, возглавляемый Спикером, и группа по правовому обеспечению деятельности миссии в Афганистане.

В компетенцию подразделения, отвечающего за правовые вопросы, входят вопросы анализа общей политической обстановки и ситуации в области прав, а также поддержания контактов с афганскими лидерами и политическими силами Афганистана.

Глава подразделения, отвечающего за вопросы оказания чрезвычайной помощи, восстановления экономики, включая возвращение и реинтеграцию беженцев, одновременно координирует выполнение комплексной программы помощи ООН Афганистану. Компетенцией этого компонента Миссии является разработка комплексной программы помощи ООН Афганистану, содействие строительству эффективной системы административного управления страной, а также возложение руководящих функций по конкретным вопросам и секторам на учреждения, фонды и программы ООН.

Вместе с тем, перспектива роста значения гражданского компонента стабилизационных усилий как последствия реализации стратегии ухода США и их союзников из ИРА вынуждают руководство ООН уже сейчас корректировать модальности МООНСА.

В качестве основной задачи МООНСА обозначена координация международных усилий, направленных на содействие политурегулированию и восстановлению, в т.ч. через выполнение сопредседательских функций в Совместном кординационно-мониторинговом совете. Подтверждается приверженность ООН оказанию «добрых услуг» афганскому правительству, прежде всего в сферах безопасности, управления, развития и обеспечения прав человека.

Генсекретарем на утверждение СБ ООН представлен обновленный мандат МООНСА, содержащий следующие элементы:

• предоставление правительству Афганистана консультативной помощи по политическим и стратегическим вопросам мирного процесса, включая укрепление формирующихся демократических институтов государства;

• оказание «добрых услуг»;

• выполнение функций в области контроля за нарушениями прав человека и укрепления потенциала национальных учреждений в тесном сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека;

• оказание технической помощи в секторах, в которых ООН продемонстрировала сравнительное преимущество и накопила опыт работы в Афганистане, включая роспуск незаконных вооруженных формирований и поддержка работы Независимой избирательной комиссии;

• управление мероприятиями ООН по оказанию гуманитарной помощи, обеспечению реконструкции и развития под общим руководством Спецпредставителя Генсекретаря и в координации с правительством Афганистана.

В структуру МООНСА были внесены некоторые изменения, в частности, в Офисе главы Миссии ООН более четко распределены полномочия между двумя системообразующими подразделениями. На одно из них возложена ответственность за политические вопросы, включая сферу безопасности, права человека и оказание «добрых услуг». В сферу деятельности второго блока вошли вопросы институционального строительства, управления, развития, а также антинаркотическая и гуманитарная проблематика.

Значение указанных перемен предстоит еще оценить. Однако, по мнению автора, решающее значение будут иметь готовность ключевых доноров афганского восстановления морально и финансово поддерживать деятельность обновленной МООНСА, а также конструктивность позиции Администрации Х.Карзая, уже сейчас проявляющего стремление использовать недочеты, в том числе в ооновской политике, для укрепления собственных внутриполитических позиций.