- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Индонезия – Саудовская Аравия: грани соперничества

Название статьи может быть сегодня, как никогда ранее, отражает противоречивую ситуацию, сложившуюся в исламском мире. События “арабской революции” еще более подчеркнули неустойчивость тех канонов и принципов построения, на которых все же зиждилось относительное единство мусульманских стран. Случаи противостояния между ними, тем не менее, на протяжении веков не давали возможность поставить под сомнение вопрос рассмотрения мусульман всего мира, всемирную умму, как в немалой степени единый конгломерат, живущий по собственным законам, значительно отличающий их — “правоверных” от прочего мира. Что и было в значительной степени консолидирующим фактором. Эта особенность мусульман, казалось бы, становится еще более значительной в текущий период, когда по справедливому утверждению академика Е.М. Примакова :”Сейчас ислам на подъеме. Ислам сильно влияет на мировые события”. (1) Тем не менее, усиление ислама в мировой политике приводит к результатам иного характера по сравнению с прошлым. Внутри исламского мира вызревают процессы, диктуемые событиями текущего дня. Изменения, происходящие в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке оказались непредсказуемы как по факту их свершения , так и по последующим результатам. Чем бы произошедшее не закончилось, от очередной диктатуры до сдвига в сторону построения демократического общества, все это вправе рассматривать как частность на фоне общего явления, выразившегося в тяге арабских стран к демократизации. Иными словами, расшатывается фундамент верховенства в исламском мире Саудовской Аравии. Надо признать, что ситуацией не замедлила воспользоваться Индонезия. Противостояние этих двух стран – самой богатой и самой крупной страны всемирной уммы, вполне можно рассматривать, как системные. Оно не вписываются в рамки межправительственных противоречий, а скорее всего, является отражением нарастающих противоречий между исламским традиционным центром и периферией. Похоже, что сейчас Индонезия торжествует. Рассматривая себя в качестве третьей демократии в мире, Индонезия предлагает странам Ближнего Востока перенять ее опыт мирного перехода к демократии. “Реформаторы в этих регионах могут изучить, как Индонезия проводила реформы и построила свою собственную демократию”, — сказал на сессии по обсуждению последствий политического хаоса на Ближнем Востоке и Северной Африке Хасим Музади, эксперт-политолог из аналитического центра при Международной конференции исламских ученых. Музади заявил, что реформаторы в этих странах могли бы перенять опыт Индонезии в соблюдении прав человека, а также то, как отделены военные силы от государства. Человек, далеко не последний в индонезийской умме и непосредственно в стране, бывший председатель одной из самых крупных мусульманских организаций “Нахдатул Улама” Музади также сказал, что страны Ближнего Востока и Северной Африки смогут изучить, как Индонезия шаг за шагом развивала свою идентичность и повышала эффективность правительства, проводила свободные, справедливые и демократические выборы с тем, чтобы избрать членов парламента и президентов.

Не исключено, что президент Индонезии Юдойоно давно ждал этого момента. Во всяком случае, с марта 2008 г. Тогда в Сенегале на саммите ОИК практически полемизируя с королем Саудовской Аравии, он заявил, что нужно совершенствовать управление странами, входящими в ОИК и “ликвидировать дефицит демократии”. На фоне последних событий в мусульманском мире эти слова выглядят почти пророческими.

Соблюдение прав человека стало еще одним средством в наступательном арсенале Джакарты в отношении Эр-Рияда. Поводом послужила казнь 18 июня с.г. в Саудовской Аравии посредством отсечения головы мечем 54-летней индонезийской служанки за убийство ножом для разделывания мяса жены работодателя. Это печальное событие, тем не менее, если и не рутинное, то, во всяком случае, неоднократно происходящее. Подобное уже случалось в Саудовской Аравии и Малайзии и не вызывало особого резонанса. Как ясно теперь, была другая ситуация и в этом не было необходимости. На этот раз индонезийское правительство заявило, что стране нанесен моральный ущерб. Министр иностранных дел Марти Наталегава заявил протест в связи с тем, что его страна не была информирована о судебном процессе и самой казни, чем нарушены международные обязательства. Из Саудовской Аравии отозван посол, хотя посол Саудовской Аравии в Индонезии принес извинения. Правительство заявило, что принимает меры к тому, чтобы отозвать большую часть работающих в Саудовской Аравии индонезийцев и резко ограничить отъезд новых. Сейчас в Саудовской Аравии около 1 млн индонезийцев. В основном низкой квалификации. Обострились выступления активистов за гражданские права. Культивируется антиарабская настроенность. В СМИ приводятся интервью с теми, кто вернулся из Саудовской Аравии. Как показывают очевидцы , там они подвергались жестокой эксплуатации, их избивали, не платили зарплату, препятствовали возвращению на родину. Их надежды на то, что нанявшись к единоверцам-мусульманам, они найдут милосердие и взаимопонимание не оправдались. Не предоставлялось даже время на свершение молитвы.

Отмеченные события представляют собой лишь этапы крупномасштабной политической игры. Пройдя череду различных по результативности попыток преодоления доминирующего влияния Саудовской Аравии во всемирной умме, Индонезия продолжает устойчивую последовательность в этом направлении. Среди наиболее интригующих этапов противостояния правомерно отметить соперничество двух стран в урегулировании конфликта между ФАТХом и ХАМАСом. Победителю этого конкурса явно сулило значительное повышение роли и авторитета. Ни одна из сторон не преуспела, и проблема была решена по другому. Но Индонезия, несмотря на географическую и политическую удаленность, проявила себя в качестве достойного противника, тем более, что частично на международном уровне отдельные аспекты противоречий рассматривались в Джакарте.

Последние попытки Индонезии по снижению авторитета арабов в исламском мире являются продолжением ее деятельности по поиску самоидентификации индонезийского мусульманства, отрицания подавляющего влияния извне. Работа проводится под тезисом: “Не все арабское – мусульманское, не все мусульманское – арабское”. Проводятся аналогии с другими религиями – иудаизмом и христианством.

Предпринимаются попытки по преодолению арабского влияния на мусульманскую диаспору Европы и утверждению индонезийского в ее развитии. Особенно ощутима в этом направлении деятельность второго по численности объединения мусульман “Мухаммадия”, насчитывающего десятки миллионов человек.

Неоднократны попытки Индонезии консолидировать наиболее значимые страны исламской периферии в борьбе за более значительную роль во всемирной умме. В 2007 г. состоялся определенный демарш тройственного альянса Индонезия-Пакистан-Малайзия с требованием повышения их участия в решении международных исламских проблем. Лидеры последних двух стран, разделяющих взгляды и настроения президента Индонезии Юдойоно не смогли удержаться у власти. Он продолжает попытки реализации намеченного с Турцией. Совместно с ней Индонезия ратует за мирное решение ливийской проблемы, предлагает ввести в Ливию после снятия напряженности свои миротворческие силы и оказать материальную помощь.

Очевидный выигрыш на фоне деятельности Саудовской Аравии по подавлению своими вооруженными силами выступлений гражданских лиц в сопредельных государствах. Соблюдение гражданских прав и их защита становится важным фактором в борьбе влияние и расстановку сил в исламском мире, что само по себе явление исключительно новое, требующее принципиально новых подходов в оценке происходящего. Опасаясь упрека в кощунстве, все же есть основания высказать мнение относительно того, что отсеченная саудовским правосудием голова несчастной индонезийской служанки индонезийским стратегам весьма пригодилась.

 

1. IslamRF.ru, 24.06.201