- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Тунисе: июнь 2011 г.

Тунис в июне посетил спецпредставитель президента РФ по Африке Михаил Маргелов, который встретился с руководством страны и обсудил посредническую миссию РФ в урегулировании внутриполитического кризиса в Ливии. Кроме того, в июне США объявили об увеличении финансовой помощи для Туниса. Между тем, в североафриканской стране активизировались радикальные исламисты. В июне открылись слушания по делу свергнутого президента Зина аль-Абидина Бен Али. Он заочно был приговорен к 35 годам лишения свободы. Движение исламистов «Ан-Нахда» вывело своих членов из состава Комиссии по достижению целей революции (негласный парламент). Одна из причин – перенесение срока выборов в Учредительное собрание с 24 июля на 23 октября 2011 г.

Внутренняя политика

8 июня переходное правительство Туниса огласило новый срок проведения выборов в Учредительное собрание – 23 октября 2011 г. В мае к правительству с просьбой о перенесении выборов с июля на более позднее время обратилась Высшая независимая избирательная комиссия (ВНИК), апеллируя к неготовности организовать выборы в сжатые сроки. Премьер-министр Туниса Беджи Каид ас-Себси так прокомментировал решение: «У нас была альтернатива: распустить ВНИК, чтобы выборы организовало МВД, и таким образом, играть по правилам прежнего режима, или сохранить ВНИК. Мы выбрали второе».

Ожидается, что избранное Учредительное собрание утвердит модифицированную Конституцию Туниса. В интервью японской газете «Nikkei» 20 июня тунисский премьер Каид ас-Себси поделился предположением, что новая Конституция в Тунисе будет принята в течение полугода после формирования Учредительного собрания, т.е. в начале 2012 г.

Между тем, регистрация кандидатов в Учредительное собрание начнется 11 июля 2011 г. Не получили права участвовать в избирательной кампании те, кто поддерживал ранее инициативу З.А. Бен Али баллотироваться на высший государственный пост в шестой раз подряд в 2014 г., а также те, кто состоял на руководящих должностях в партии власти (Демократическое конституционное объединение) или правительстве. ВНИК уточнила, что речь идет о 14 — 18 тыс. чел., поименной список утвержден премьер-министром и опубликован в официальных изданиях.

По итогам июня в Тунисе действовало 94 политических партии, были зарегистрированы 12 частных радиостанций и 120 периодических изданий.

27 июня из Комиссии по достижению целей революции, которой негласно отводится роль парламента, вышел представитель движения исламистов «Ан-Нахда». «Комиссия по достижению целей революции не обладает легитимностью», — заявил лидер движения Рашид Ганнуши, аргументируя позицию тем, что состав комиссии, стихийно сформированной в феврале 2011 г. во главе с Аядом Бен Ашуром, не был выборным.

Аналитики отмечают, что реальной причиной выхода исламистов из комиссии послужило то, что команда Бен Ашура протащила идею переноса выборов в Учредительное собрание. Если бы выборы прошли в запланированный ранее срок, исламисты претендовали бы на львиную долю голосов избирателей, минимум 20-30 %. Теперь нельзя исключать, что к октябрю оформится блок «левых». Они представлены разнообразными партиями, среди которых значительное количество вновь созданных, не имеющих узнаваемости у электората. После популяризации своих идей, в блоке они вполне смогут составить серьезную конкуренцию движению Рашида Ганнуши.

Другим скользким вопросом, вынудившим исламистов покинуть Комиссию по достижению целей революции, стал вопрос об источниках финансирования политических партий (ограничение иностранного финансирования) и правилах финансовой отчетности. Некоторые политологи также указывают на спор в Комиссии Бен Ашура о характере дипломатических отношений с Израилем, который исламисты решают в панисламском ключе. Исламистам кажется, что их позицию не учитывают: «Комиссия игнорирует принцип консенсуса». В свою очередь, представители Комиссии по достижению целей революции заявили, что выход исламистов не скажется на их дальнейшей работе.

В условиях внутриполитической нестабильности в Тунисе в июне вновь наблюдалась активизация радикальных исламистов. Местные салафиты устроили драку и беспорядки у кинотеатра, где проходила демонстрация фильма тунисского кинорежиссера Нади Фани «Ни Бог, ни Хозяин» о двойных стандартов в исламе. Сеанс сорвать не удалось – вовремя вмешалась полиция. 28 июня около сотни исламистов организовали демонстрацию возле тунисского министерства юстиции с требованием освободить семерых задержанных в беспорядках у кинотеатра. С лозунгами «Аллах Велик!» и «Мы мусульмане и не сдадимся!» они напали на трех юристов ведомства, которых стразу направили в больницу. Тридцать участников акции были арестованы. Министерство культуры резко осудило «религиозную нетерпимость». Тунисский профсоюз кинематографистов призвал противостоять любым попыткам агрессии против свободы самовыражения.

С другой стороны, поведение исламистов вызвало ответную реакцию у приверженцев светскости, причем на общегосударственном уровне. Например, характерно, что тунисское телевидение частично переходит с арабского на французский язык. 14 июня СМИ сообщили, что в июле по центральному тунисскому телевидению будут появляться материалы на французском языке. Пока неизвестно, насколько далеко пойдет эксперимент. Заметим лишь, что исламисты всегда ратовали за исключение французского из СМИ и образовательных программ. Когда в конце 1980 –х гг., после разгрома фундаменталистов, в Тунисе проводилась реформа образования с возвращением французского языка в обязательную программу, министр образования Мухаммед Шарфи (кстати, «левый» по политическим убеждениям) говорил: «Школьник, читавший Вольтера, никогда не станет исламистом».

20 июня в Тунисе открылось первое слушание по делу бежавшего в Саудовскую Аравию президента З.А. Бен Али. 19 июня французский адвокат экс–президента Акрам Азури, базирующийся в Ливане, обнародовал заявление о том, что его клиент считает процесс исключительно политическим и категорически не признает свою вину. По данным следствия, в нескольких президентских дворцах были найдены драгоценности и валюта на 27 млн долл. После шестичасового заседания суд Туниса заочно приговорил свергнутого президента страны и его супругу Лейлу Трабелси к 35 годам тюремного заключения для каждого. Помимо лишения свободы, суд обязал супругов выплатить штраф в размере 91 млн тунисских динаров (65,5 млн долл.). В общей сложности З.А. Бен Али и людей из его окружения обвиняют почти по 300 делам, которые преимущественно будет рассматривать военный трибунал.

Публика неоднозначно отнеслась к суду над прежним президентом. Известный тунисский журналист Тауфик Бен Брик отметил, что прошедший суд «это не то, чего все ожидали». Во-первых, по его мнению, можно было бы продолжить давление на Саудовскую Аравию и добиться экстрадиции З.А. Бен Али. Во-вторых, поскольку многие члены семейства Бен Али – Трабелси еще в Тунисе, можно было бы начать с них. «Это суд для вида, он не раскроет правды, а лишь успокоит публику», — такое мнение высказал Хама Хаммами, лидер Тунисской коммунистической рабочей партии.

Крайне неспокойной остается ситуация на юге Туниса, где концентрируется большое количество беженцев из Ливии, обострился вопрос безработицы и межплеменной розни.

5 июня СМИ сообщили о гибели 11 человек в результате двухдневного противостояния в г. Метлави (горняцкий район, округ Гафса). Причиной послужили слухи, что работа в шахтах г. Гафса будет распределяться с дискриминацией на основе племенной принадлежности. По словам одного из очевидцев события, «началась настоящая война». В ход шли самодельные гранаты и огнестрельное оружие. В город вошла армия, над Метлави двое суток барражировали вертолеты, был введен комендантский час. 150 раненных были доставлены в больницы. Обстановка относительно нормализовалась лишь к 17 июля, тогда был снят запрет на передвижение в ночное время.

В июне тунисский авиаперевозчик Tunisair открыл прямое сообщение с Москвой. По два рейса в неделю будут совершать самолеты Airbus А320 из аэропорта Тунис/Карфаген в московский Домодедово. Туризм является одним из основных источников дохода Туниса, его доля в ВВП страны составляет 6,5%. Согласно отчету тунисского министерства туризма, доходы этой североафриканской страны от туристического бизнеса в первом полугодии 2011 г. упали на 51% по сравнению с соответствующими показателями 2010 г. Представительство офиса по туризму Туниса в России планирует в этом сезоне на 20% увеличить бюджет для продвижения страны в РФ; в прошлом году на эти цели было потрачено около 600 тыс. евро.

Внешняя политика

18 июня специальный представитель президента России по Африке Михаил Маргелов побывал в Тунисе, где обсудил с руководством страны положение в Ливии и пути мирного внутриполитического урегулирования ливийского кризиса. С этой целью Тунис, который поддержал посреднические усилия РФ и Африканского союза, предложил переговорщикам встретиться на о. Джерба (150 км. от границы с Ливией).

После беседы М. Маргелова и главы тунисского МИД Мулди Кефи стороны заявили в интервью прессе, что «они разделяют схожие позиции в отношении ливийского кризиса и необходимости его мирного урегулирования». Кроме того, министр иностранных дел Туниса отметил, что президент РФ Дмитрий Медведев заслуживает Нобелевской премии мира за то, что уже сделал в ливийском урегулировании. По его мнению, никто не вложил столько сил в поиск путей национального примирения в Ливии.

18 июня в Тунис также прибыл лидер ливийского оппозиционного Национального совета Абдель Джалиль. М. Маргелов сообщил, что провел переговоры с премьер-министром Туниса Беджи Каидом ас-Себси, который к тому моменту уже побеседовал с Абделем Джалилем, и, по словам М. Маргелова, «можно констатировать, что процесс переговоров о внутриливийском политическом урегулировании запущен».

Между тем, два представителя правительства ливийского лидера Муаммара Каддафи, министр здравоохранения Аль-Хиджази и министр социальной политики Ибрагим Шериф, пересекли границу с Тунисом 27 июня. Они направились в г. Джерба для того, чтобы присоединиться к находящемуся там главе внешнеполитического ведомства Ливии Абдель Ати аль-Обейди. По информации местных СМИ, аль-Обейди прибыл в Тунис для проведения диалога с «некоторыми иностранными партнерами» по вопросам мирного урегулирования ливийского кризиса.

«США в 15 раз увеличили размер помощи для Туниса», — заявил 28 июня Вильям Бернс, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам, уточнив, что Тунис за прошедшие шесть месяцев получил из американского бюджета 30 млн долл. Он также напомнил, что в Тунис приезжали несколько делегаций крупных бизнесменов и сенаторов, которые подтвердили стремление инвестировать в эту страну. США поддержали идею учреждения Фонда предпринимательства для Туниса. В Тунисе зарегистрировано 77 компаний с участием американского капитала.

24 июня Тунис стал четвертой страной-членом ЛАГ, вступившей в Интерпол после Джибути, Коморских островов и Иордании.

Таким образом, основные усилия тунисских политиков в июне 2011 г. были сосредоточены на подготовке к выборам Учредительного собрания, подъеме экономики (в том числе туризма) и восстановлении должного уровня безопасности в стране. Тунис, принявший около 400 тыс. ливийских беженцев, также заинтересован в скорейшем решении внутриливийского кризиса и привлечении иностранных инвестиций в свою экономику.