На обложке недавно вышедшей в свет книги «Судан: легкого пути в будущее не предвидится» изображена семья: она катит коляску с младенцем, он идет рядом, перекинув за спину автомат Калашникова. Таковы сегодняшние реалии, о которых на 120 страницах рассказывают эксперт по Судану Алекс де Вааль и его коллеги, в числе которых Атта эль-Баттахани, член National Committee for Election Observation и бывший шеф Института политических исследований при Университете Хартума, большая группа ученых из университетов ФРГ. Издание приурочено к моменту провозглашения независимости Южного Судана, поясняет Барбара Унмюсих, генеральный директор Фонда имени Генриха Белля, финансировавшего работу над книгой. «Международное сообщество должно быть готово к реалиям Судана, если хочет предотвратить возобновление гражданской войны в регионе, что вполне вероятно, подчеркивает она. — Издание не только содержит справочную информацию, но и представляет сценарии, с которыми может столкнуться международное сообщество».
Так, Алекс де Вааль предостерегает от угрозы неуправляемой страны. Одной из причин является прогрессирующая потеря доверия и легитимности: сохранение собственной власти много лет было единственной задачей Хартума, и сложно определить, насколько сохранились прежние амбиции.
Цели и стратегии основных сторон, участвующих в суданских конфликтах, проанализировал Атта эль-Баттахани. Он сетует на упущенные возможности реального перехода к демократии после подписания мирного соглашения. Другие исследователи обращают внимание на особенности освободительного движения, лидеры которого могут оказаться у власти, будущего повстанческого движения в Северном Судане, региональные и международные аспекты и последствия суданского кризиса.
Руководитель суданских исследовательских проектов, предпринятых Университетом Кельна, Штефан Кропеллин, в течение ряда лет анализирующий проблемы страны, считает, что равновесие в Судане будет во многом зависеть от соблюдения баланса интересов в новообразованном государстве. По его подсчетам, это более 80 родов и племен, у каждого из которых есть свой список жертв, ущерба и претензий к остальным, подчеркивает он. На протяжении последних двадцати лет каждый из родов стремился создать невыносимые условия для соседей. По этой причине достижение внутригосударственного взаимопонимания будет в Южном Судане весьма непростой задачей.
Вольфганг Лахер, научный сотрудник столичного исследовательского центра Stiftung Wissenschaft und Politik in Berlin, рассматривает два актуальных вектора в ситуации: международная поддержка Южного Судана и создание атмосферы безопасности в государстве. Он, в частности, придерживается мнения, что большую роль в стабилизации обстановки призваны сыграть страны Запада, прежде всего США и Великобритания, а также Китай и соседи по континенту.
Германия не является ведущим политическим игроком в регионе, подчеркивает В. Лахер, однако успешно реализованные ею проекты (в том числе в составе миссии UNAMID) позволяют говорить о вероятном конструктивном вкладе в ситуацию. Кроме того, Южный Судан остается самым нестабильным государством в Африке. Число вооруженных грабителей, особенно в горах Нуба, которые дестабилизируют обстановку, по-прежнему исчисляется тысячами. Границы же между Северным и Южным Суданом прозрачны, что обеспечивает возможность систематических атак на южносуданские населенные пункты с севера. То, что 99% южносуданского населения в январе нынешнего года проголосовало за независимость и это волеизъявление завершилось провозглашением 54-го африканского государства, всего лишь веха на пути к реальной государственности, которая заключается в первую очередь в обеспечении безопасности своих граждан, указывает В. Лахер.
Кроме того, никуда не исчезло противостояние Севера и Юга Судана. Не секрет, что вся система власти в Судане была основана на превосходстве Северного Судана и доминировании отдельных этнических групп, сформировавших властные структуры, начиная с момента провозглашения независимости Судана в 1956 г., подчеркивает политолог Ахмед Хассан. Этнические группы не северосуданского происхождения рассматривались как граждане второго сорта, которые существуют лишь для того, чтобы служить дешевой рабочей силой. Чужаков следовало держать вдали от основных политических и экономических процессов, которые монополизировала северная элита. По данной причине жители Южного Судана остаются мишенью для Хартума, причем он продемонстрировал это непосредственно перед провозглашением независимости Южного Судана, устроив почти пятинедельную бойню близ Нубийских гор, уничтожая жителей Южного Кордафана и фактически продолжая геноцид в Дарфуре. Используя МиГи и Аны, президент Судана Омар аль-Башир уничтожил фермы и церкви, обратив в бегство более 100 тыс. мирных жителей и загоняя их в горы, как сообщила Sudan Tribune от 3 июля с.г. Политологи опасаются, что подобные акции вполне вероятны и впредь.
Риски насилия высоки в связи с весьма распространенными в Южном Судане социальными болезнями, такими как коррупция и угроза мести за выражение собственного мнения. Все они, как и другие риски, связаны с наличием на руках огромного количества оружия, констатирует немецкий эксперт по Судану Альфред Бусс, представляющий Аmnesty international. Сегодня стоит задача массового разоружения, однако, учитывая продажность местной полиции и прочность родоплеменных связей, сделать это будет непросто, подчеркивает он.
«Нам нужны знания, а не оружие» — поддерживает его южносуданский епископ Париде Табан. Месяц, прошедший с момента провозглашения Южного Судана (9 июля 2011), он посвятил разъяснению жителям страны актуальных проблем и рисков, которых можно избежать. Епископ Париде Табан и сам участник десятилетней гражданской войны. Он знает, что наиболее проблемная зона — юг, однако декларация независимости — не завершение, а лишь начало созидательного пути. Солдаты должны спрятать оружие и взяться за учебники, наставляет он. Африка — континент, где могут мирно жить вместе и помогать друг другу представители разных национальностей и вероисповеданий.
Южный Судан должен стать моделью «маленького оазиса мира». Сделать это непросто, поскольку «наличие нефтяных ресурсов провоцирует насилие: страсть к наживе и политической власти — а то и другое нуждается в защите — затмевает разум». Подобные стремления происходят на фоне мощного потока переселенцев: впервые за многие годы жители Южного Судана имеют возможность вернуться в свои дома. «Перемещения людей в стране огромны», подчеркивает епископ. При этом дорог и транспорта недостаточно, власть не в состоянии регулировать нарастающие потоки из Уганды, Кении и Конго, обеспечивать людей самым необходимым. Но и возвращаясь к прежним очагам, беженцы находят их разграбленными, немногочисленные медицинские пункты и школы разрушены. Впереди — восстановительная работа, которую можно сопоставить с полномасштабным строительством жилья и прилегающей инфраструктуры даже в самом непритязательном африканском формате.
Тем военнослужащим, которые прежде были учителями, необходимо вспомнить о своем призвании и готовить смену, забыв о том, к чему приучила их обстановка: реалии воспитали их таким образом, что любой спор можно решить выстрелом из автомата. «Необходимо научиться разговаривать друг с другом, а не грозить оружием. Психологическая проблема может быть решена в том числе и с помощью проповедей», убежден южносуданский епископ. Правда, он оставляет в стороне вопрос, придут ли бывшие бойцы на проповеди или наставления, как и сейчас, будут адресованы женщинам, старикам и детям, которые не держали в руках оружие. Репатрианты полны горечи и не выпускают из рук автоматы, они разучились говорить и сочувствовать, помогать соседу. Чтобы научить их этому, потребуется времени не меньше, чем на войны. Научить их жизни в мирных реалиях епископ Табан считает своим долгом. Он проповедует в деревне Курон, крохотной точке в Южном Судане. «Согласен, это всего лишь маленькая свеча надежды, но уверен, что она светит далеко», приводит немецкая пресса заявление епископа Париде Табана.
Его оптимизм разделяет Ханс-Петер Хекинг, эксперт по Судану, активист немецкой благотворительной организации Missio (католическая церковь). По данным Hilfswerk Missio, Аахен, в течение 2009-2010 гг. на собранные в католических приходах Германии 145,6 млн евро было профинансировано 2068 проектов в мире, в том числе их значительная часть была направлена в Африку. Судан оказался в тройке основных получателей средств, которые были направлены как на пастырскую работу, так и на приобретение продовольствия, медикаментов и хозяйственного инвентаря для нуждающихся. Понятно, что обеспечить каждого нуждающегося — задача непосильная, указывает Ханс-Петер Хекинг. Тем более что, как и до момента провозглашения страны, ситуация сохраняется напряженная и оптимистическая. Однако, похоже, что не все жители страны до конца осознали исторический масштаб события. Эйфория должна смениться мирным созидательным трудом. «При этом город Вао, который был лишен электричества в течение полутора месяцев до 9 июля, так и остается обесточенным, снабжение продуктами также остается проблематичным».
Малые или большие, локальные и общенациональные — прежние вопросы не решаются. В связи с этим в мире распространяется мнение о том, что Южный Судан — несостоявшееся государство. Внешне все обстоит именно так, считают большинство немецких аналитиков. По принципу «начать и кончить» можно рассматривать большинство проблем в Южном Судане: от создания обстановки безопасности и целостности границ до организации образовательного процесса. Однако начинать с нуля — это еще и во многом выигрышная позиция: можно, имея перед глазами примеры соседей по региону, обладающих опытом развития в условиях независимости, не совершать тех же ошибок. Кроме того, подчеркивает Ханс-Петер Хекинг, Южный Судан — обладатель уникальных и основных (80% общесуданских запасов) нефтяных ресурсов, которые могут позволить стране достаточно быстро решить многие хозяйственные проблемы, поднять уровень благосостояния, оценивающийся сейчас как нищенский.
Выводы
Первый. Обретя независимость, Южный Судан, получил в наследство от минувшего ряд нерешенных проблем: проблему беженцев из стран, с которыми непосредственно граничит на юге, откуда возвращаются десятки тысяч беженцев; проблему тотальной коррупции; проблему отсутствия мотивации к созидательному труду.
Второй. Главный вопрос, который предстоит решать властям Южного Судана: организация сдачи оружия, которым наводнена страна. В этом случае может быть решен вопрос о снижении уровня насилия, об обеспечении обстановки безопасности.
Третий. Гражданам Южного Судана целесообразно соизмерять уровень эйфории, связанной с признанием его суверенным государством, с уровнем задач по государственному строительству, в центре которых стоят интересы десятков племен и народностей, представителей различных конфессий и беднейших слоев населения.
Четвертый. Роль военных следует ограничить перед лицом лишь внешних угроз. Южный Судан должен стремиться к тому, чтобы обуздать полномочия НОАС (Sudan People’s Liberation Movement, SPLM), сделать его полностью подотчетным демократически избранному гражданскому руководству, нейтрализовав воинственный пыл. Насколько выполнима задача по перезагрузке настроений бывших повстанцев умеренного и радикального крыла, сказать сложно. Или они сформируют демократическую партию, которая будет уважать мнения других партий, избирать лидеров цивилизованным путем, почитая Конституцию, или пойдут по пути установления однопартийной диктатуры, создав основу для тоталитарного государства.
Использованы данные Deutsche Welle, Missio (Мюнхен-Аахен), фонда Heinrich-Bоеll-Stiftung, tagesschau.de, African Arguments, f.ize.