- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Теневая экономика и проблема наркотиков в Пакистане

Ежегодно, начиная с 1987 г., по распоряжению Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается Международный день против наркотиков и наркотрафика, чтобы всемирное сообщество встало на борьбу с растущим злом. Правительство Пакистана разрабатывало различные экономические программы (схемы), чтобы изыскивать возникающие от производства наркотиков и наркотрафика «черные» деньги и направлять их на развитие экономики. Эти программы давали результаты по поступлениям доходов в казну от наркобаронов, различного рода вымогателей и коррупционеров-бизнесменов, превращающихся в политиков. Как отмечают два специалиста, занимающиеся изучением глобальной наркотической экономикой – Хузаин Бакхари и доктор Икрамул Хак, «даже и сейчас, если кто-то принесет любое количество денег (полученных от наркоторговли, бегства от налогов или какой-либо криминальной деятельности) в банк как-будто это переводы, сотрудники его никогда не зададут вопроса об их происхождении».[i] [1]

Члены криминальных групп часто идут в обменники, дают там рупии, и работающие в них клерки организуют «перевод» за небольшие деньги. В стране «ходят» 30 тысяч фальшивых CNIC (Компьютеризированные карты национальной идентификации). С их помощью миллионы рупий превращаются в «белые деньги». По пакистанскому законодательству, незаконно полученные деньги должны через банковские каналы превращаться в рупии. В 2010-11 г. зарубежные переводы составили 11 млрд. долларов, однако только «упрямые» лица заплатят 2% подоходного налога.[ii] [2]

«Теневая» экономика, находящаяся под патронажем государства, растет тревожными размерами по 22,93% в год. Это значит, что каждая пятая рупия, переводимая в Пакистан, является «черной». В 2009-10 г. объем теневых денег достиг 3 триллионов рупий. Даже по скромной оценке, от 2 до 3 триллионов рупий функционируют ежегодно в «параллельной» экономике, причем доля нелегальных наркотиков и торговля оружием составляют не менее 400-500 млрд рупий.[iii] [3]

В 1998 г. с помощью Организации по наркотикам и криминалу, находящейся под эгидой ООН, было потрачено 2,8 млрд рупий на Мастер план по контролю за злоупотреблением наркотиков (1998-2003 гг.), из которых 1920 млн предназначались на претворение в жизнь закона и 912 млн рупий – на сокращение спроса на наркотики. Однако было, согласно бюджету, израсходовано только 185,837 млн рупий. И, как обычно, план был только частично выполнен. Пересмотренный Мастер план по контролю за злоупотреблением наркотиков (2007 – 2010 гг.) подготовлен той же ООНовской организацией и, как и прежде, состоит из двух частей: законодательной и сокращения спроса на наркотики.

Год тому назад в 2010 г. в Пакистане было 4,6 млн наркоманов. Как торговцы наркотиками, так и употребляющие их, были вовлечены в контрабанду и проституцию. Теневая экономика превратилась в организованную преступность, которая отличается от обычной преступности. Насколько деньги от наркотиков движутся через афгано-пакистанскую границу и хранятся в банках Пакистана – до сих пор этим проблемам  не уделяется внимания юридических (law enforcement) агентств и особенно тех, которые контролируются военными Антинаркотическими силами (ANF).

Доходы от наркотиков имеют прямую связь с терроризмом, однако до сих пор никаких усилий не предпринималось, чтобы найти их прямую зависимость, тогда как в США и европейских странах проводятся глубокие исследования, чтобы найти эту зависимость по отмыванию и количеству таких денег и принять строгие законы, требующие, чтобы правительство проверяло эту «угрозу».

Американская Ситигрупп организовала Частный Банк (Private Bank), одним из руководителей которого был Шаукат Азиз, сделавший многое для принятия программы по отмыванию денег, однако его затребовало правительство Пакистана и назначило министром финансов. Этот Банк – лишь небольшая часть Ситигрупп, составляющая не более 2,5% его бизнеса, но он также уязвим и нечестен, как и другие финансовые организации.

Большая часть офшорных банков отмывают триллионы «черных» денег. Все большие банки специализируются на международных фондах, переводят требуемые деньги центральных банков до 1 триллиона долларов по телеграфу в день. По последним подсчетам 2010 г., более 4000 офшорных банков контролируют почти 65 триллионов долларов в ценных бумагах.

В реальной жизни все финансовые институты и государственные структуры подчиняются этим миллиардерам, жестоким наркобаронам и торговцам оружием.[iv] [4]

Организация по наркотикам и криминалу при ООН опубликовала доклад «Мировая афганская опиумная торговля». Он представляет собой всеобъемлющий анализ главных наркорынков, а именно опиумных/героиновых, кока/кокаиновых, амфитаминовых и каннабисных. Для каждого из них доклад анализирует направления в производстве, потреблении, транспортировке и цены.

Секретарь министерства по контролю за наркотиками Пакистана Ифтикхар Ахмед по поводу переброски наркотиков и афганских опиатов через Пакистан заявил, что из почти 90% всего мирового производства опиума и героина 40% перевозятся через Пакистан или почти 35% всей мировой транспортировки. «Частично они продаются и потребляются на местном рынке, вызывая рост наркомании и криминала и негативно влияют на социальные, экономические последствия и здоровье жителей Пакистана, превращая их в жертв».[v] [5]

Ареал распространения наркотиков и наркотрафика расширяется. Если прежде порт Гвадар считался центром нелегальной иммиграции, то теперь он становится главным транзитным центром перевозки наркотиков и прекурсоров (компонентов, необходимых для производства наркотиков), вывозимых и ввозимых в Афганистан, — отмечается в докладе ООН. Там же говорится, что после изучения транспортировки наркотиков через Белуджистн и Территории племен федерального управления (ФАТА положение порта Гвадар создает возможность нарушать торговые санкции против Ирана.

Кроме официальных портов, значительная часть наркотиков перевозится морем из Белуджистана в район Макранского побережья, в такие городки как Ормара, Талах, Хангола и другие, Кунд Малир в дистрикте Ласбела.

Пакистанские криминальные группы платят до 400 млн. долларов афганским перевозчикам за 160 тонн героина, который поступает в страну. Затем 138 тонн продают международным контрабандистам за 700 млн долларов, получая 300 млн. долларов дохода. Сами же пакистанцы потребляют 20 тонн героина по уличной цене, оцениваемой в 400 млн долларов.

В целом пакистанский героиновый рынок оценивался в 2009 г. в 1,2 млрд долларов, включая как транзитную перевозку, так и внутреннее потребление – при этом пакистанские наркоторговцы получают чистый доход в 650 млн долларов.

Точные выгоды от торговли опиатами через Пакистан трудно определить, хотя очевидно, что экстремистские группы в ФАТА и криминальные в Белуджистане являются главными получателями наркотиков. Наибольший спрос на них имеется на Ближнем Востоке и в Средней Азии. 17-18 тонн героина потребляется в регионе – 16 тонн в Иране и 1-2 тонны в Израиле, Саудовской Аравии, Иордании, Ливане и Кувейте, причем перевозится он из Пакистана, как правило, на лодках и мелких суденышках.[vi] [6]

В Пакистане угроза наркомании растет ежегодно на 0,6 мл человек, и в 2010 г. число наркоманов в стране выросло до 9 млн. человек, из которых 1,5 млн потребляет опиум, 750 тысяч – героин, 200 тысяч используют инъекции и 75 тысяч ВИЧ-инфицированы.

Статистика оказывается еще более впечатляющей, если иметь в виду, что каждый десятый студент университетов и колледжей наркозависимы в элитном карачинском частном учебном заведении; 66% (20 студентов из каждых 30) используют чарас (каннабис). Более 40 тысяч детей в 4 главных городах страны пользуются наркотиками, а также 40% заключенных в тюрьмах.[vii] [7]

И президент Асиф Али Зардари, и премьер-министр Юсуф Гилани особенно резко выступили против употребления наркотиков в День борьбы против них 26 июня 2011 г. и объявили о необходимости сделать Пакистан свободным от «страшного социального зелья», для чего уже предпринимаются шаги в этом направлении. По словам А. Зардари, Пакистан подписывает все соответствующие документы ООН и СААРК и меморандумы понимания со многими странами, которые выступают за международное сотрудничество в области наркоконтроля.

Премьер-министр  Гилани, в свою очередь, заявил, что, «как показывает статистика, молодежь и молодые люди больше подвержены наркомании и ее уровень более чем в два раза выше, чем у населения других групп». Для борьбы с ростом количества наркоманов большую роль должны играть СМИ, родители, семьи. «Наша молодежь – национальное достояние и будущее нации. Она не может и не должна быть оставлена на милость наркодельцов».[viii] [8]

 


[i] [9]               Dawn. Karachi. – 21.06.2011.

[ii] [10]              The Nation. Islamabad. – 26.06.2011.

[iii] [11]              The News. Islamabad. —  25.06.2011.

[iv] [12]              Там же.

[v] [13]              Daily Times. Lahore. —  25.06.2011; The News, 26.06.2011.

[vi] [14]              Dawn, 1.08.2011.

[vii] [15]             The News, 26.06.2011.

[viii] [16]            The News, 27.06.2011.