- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: запах выборов

Выборами еще вроде и не пахнет, но на израильской политической сцене заметно нервозное оживление. В принципе, коалиция крепка как никогда, и ни застой в мирном процессе, ни бюджетные катаклизмы никак не угрожают ее стабильности. Однако ситуация складывается так, что она может рухнуть в одночасье, и скорее всего не из-за усилий оппозиции, а по своему собственному желанию.

Это произойдет, конечно, не сегодня, но, как говорят многие депутаты кнессета, с марта 2012 года и до конца срока полномочий нынешней каденции в марте 2013 года это может произойти в любой день. По утверждению многих, ключ от досрочных выборов находится в руках двух человек — премьер-министра Б. Нетаниягу и министра иностранных дел А. Либермана. Якобы только им под силу разрушить незыблемость коалиции до конца срока. И хотя каждый из них публично отвергает такой сценарий, на «заднем дворе» каждой из партий уже заметны оживления.

Партия Ликуд

Лидер партии и глава правительства Б. Нетаниягу «вдруг» поддержал предложение ряда своих сторонников о проведении досрочных выборов (праймериз) в партии. Центр партии Ликуд 15 декабря одобрил его предложение о досрочных выборах нового лидера движения и назначил их на 31 января 2012 года.

Объясняя необходимость досрочных выборов, Нетаниягу подчеркнул, что партия должна быть свободной от внутренних споров и борьбы за пост лидера, чтобы иметь возможность посвятить все время государственным делам. Помимо этого он сказал, что проведение досрочных выборов позволит сэкономить несколько миллионов шекелей.

Единственный реальный конкурент Нетаниягу, лидер правого крыла Ликуда Моше Фейглин, не являющийся членом кнессета (фактически из-за интриг на прошлых выборах), заявил, что «будет участвовать в праймериз, когда бы они ни проводились, и выставит свою кандидатуру на пост главы партии Ликуд». Другой «постоянный» конкурент, вице-премьер Сильван Шалом, не имеющий практически никаких реальных шансов на победу, напротив, остался недоволен предложением о проведении досрочных праймериз.

Следует отметить, что некоторые эксперты усмотрели в «неожиданной инициативе Нетаниягу» намек на вероятное проведение досрочных выборов в кнессет летом или осенью 2012 года.

Оппозиционная партия Кадима

В партии Кадима уже целый год идет вялотекущий скандал по поводу даты праймериз. Шауль Мофаз, оппонент Ципи Ливни, периодически требует назначит дату выборов, однако Ливни, ссылаясь на устав партии, который говорит, что праймериз проводятся за три месяца до выборов в кнессет, не принимает никакого решения. Еще месяц назад Ципи Ливни, воспользовавшись отсутствием на заседании фракции партии своих основных оппонентов, провела решение не рассматривать вопрос о праймериз до конца зимней сессии парламента. Однако после объявления Б. Нетаниягу о праймериз в Ликуде, в партии вновь заговорили о выборах.

В то же время в Кадиме стал разгораться скандал в связи с показаниями Ицика Хадада — главного казначея партии. По итогам проверки финансовой деятельности партии государственный контролер Миха Линденштраус наложил самый крупный штраф на партию Кадима в размере 700 тысяч шекелей (200 тысяч долларов) за нецелевое расходование общественных средств. Дело в том, что согласно закону о финансировании партийной деятельности, партии, представленные в кнессете, получают ежемесячное финансирование в размере 140 тыс. шекелей (40 тысяч долларов) за каждого депутата.

Руководство партии обвинило в растрате собственного казначея и подало на него иск в полицию в связи с коррупционной деятельностью. А тот, находясь под следствием, стал давать показания против администрации и руководства партии, обвиняя их в незаконных действиях и подкупе во время предыдущих партийных выборов.

В частности, Хадад заявил, что перед выборами 2009 года Кадима наняла частных сыщиков для того, чтобы следить за Биньямином Нетаниягу в отеле «Краун Плаза» и «Башнях Азриэли». Он рассказал, что о подробностях узнал от генерального директора партии Моше Шхори, а счета за услуги детективов подписывал лично, в рамках своих обязанностей. Кроме того, Хадад поведал о том, как во время праймериз 2008 года штаб Ливни перекупал поставщиков голосов, обещая им партийное финансирование на муниципальных выборах. Об этом представители Шауля Мофаза твердили последние три года. Хадад также рассказал, как транжирили и разбазаривали деньги партии, оплачивая различные опросы и услуги сторонних советников. В результате Ципи Ливни, получив от Эхуда Ольмерта партию богатую и без долгов, в течение полугода привела ее к сорокамиллионному долгу.

Данный скандал может серьезно подорвать позиции Ципи Ливни, позиционирующей себя как «лидера с чистыми руками», и привести к расколу в партии.

Партия «Наш дом — Израиль»

Судебное расследование против Авигдора Либермана фактически входит в свою финальную часть. Примерно восемь месяцев назад юридический советник главы правительства Вайнштейн сообщил, что склонен предъявить обвинительное заключение Либерману, и назначил предварительные слушания, по итогам которых, по всей вероятности, будет принято решение о закрытии дела или передаче материалов в суд.

Как сообщала в свое время пресс-служба Министерства юстиции, Либерману могут предъявить обвинения в мошенничестве и злоупотреблении доверием, получении выгоды мошенническим путем при отягчающих обстоятельствах, отмывании денег и оказании давления на свидетеля.

По версии прокуратуры, данные правонарушения Авигдор Либерман совершил в период с 2001 по 2008 год, будучи министром или депутатом кнессета. Предположительно, занимаясь политической деятельностью и занимая государственные посты, он продолжал управлять частными компаниями, хотя это запрещено законом, и получал крупные суммы от бизнесменов, в том числе Мартина Шлафа, Михаила Черного, Даниэля Гитенштейна и Дана Гартлера.

Адвокатам Либермана в очередной раз удалось отсрочить начало слушаний и перенести их на январь, однако все понимают, что в апреле-марте, после их завершения, юридическому советнику придется решать вопрос о назначении суда. Все идет к тому, что будет назначено судебное расследование, и тогда Либерман будет вынужден уйти с постов и министра, и лидера партии. И хотя суд над ним может тянуться и полгода, и год, и больше, он понимает, что одно дело идти на выборы, будучи лидером партии, якобы незаконно преследуемым израильским истеблишментом (что уже не раз применялось), а другое — идти на выборы, будучи под судом. Естественно, что в прессу будет «сливаться» любая компрометирующая Либермана информация, даже с закрытых судебных заседаний.

Все это наводит на мысль, что Либерман постарается свалить правительство и до судебного разбирательства уже в марте-апреле следующего года пойти на выборы. Этому есть и косвенное подтверждение. За последнее время по городским партийным организациям НДИ проехала команда его советников, якобы с инспекционной проверкой и смотром рядов, при этом всех интересовала готовность партии к выборам, а также рассматривались вопросы заключения договоров с редакторами городских и региональных русскоязычных газет о блоке партийной рекламы на первый квартал будущего года.

Партия ШАС

Ультраортодоксальная партия ШАС, еще один надежный партнер и гарант незыблемости нынешней коалиции, также стала проявлять нервозность и фактически объявила подготовку к новым выборам. Вышедший из тюрьмы после отбытия срока за коррупцию бывший депутат от партии Офер Хоги снова вернулся в политику. Как сообщалось, руководство партии ШАС решило поручить ему организацию предвыборной кампании движения, как имеющему опыт подобной работы в прошлом.

При этом сама партия находится на грани раскола. После семи лет запрета на занятие общественной деятельностью в результате «отсидки» также за коррупцию к активной политической деятельности возвращается бывший лидер партии ШАС Арье Дери. Его популярность как на религиозной, так и на светской улице ни у кого не вызывает сомнения, а его организаторские таланты уже сейчас дают не созданной им еще партии шесть–семь мандатов в новом кнессете.

Арье Дери хочет снова занять пост лидера ШАС, о чем сейчас идут тяжелые переговоры с духовным лидером партии Овадией Юсефом. Этому, естественно, противится Эли Ишай, нынешней руководитель партии, но, как говорится, здесь не ему решать. Дело в том, что, согласно заключению государственного контролера, в трагедии при мощнейшем пожаре на горе Кармель осенью прошлого года, когда погибли десятки людей и выгорел ряд поселков, а более 17 тысяч человек были эвакуированы из своих домов, фактически был обвинен министр МВД Эли Ишай как курирующий вопросы противопожарной безопасности страны. А это значит, что партия во главе с ним может существенно потерять избирателей, на что в принципе и указывают активисты Дери.

Тем более Овадия Юсеф очень болен, и партия боится «потерять» его до выборов. Такая потеря плюс созданная в противовес им партия Арье Дери могут на корню уничтожить ШАС, оставив ее с четырьмя–шестью мандатами в новом кнессете, а значит, без солидных министерских портфелей и бюджетных ассигнований. Все это заставляет партию рассматривать вопрос о досрочных выборах.

Партия Авода

После победы Шели Яхимович на праймериз в партии Авода рейтинг партии взлетел с семи до двадцати мандатов, в основном за счет ослабления позиций партии Кадима. В Аводе заговорили о возрождении и начали готовиться к выборам. В партии, естественно, заинтересованы в поддержании состояния эйфории от внутренних выборов и, соответственно, в проведении досрочных выборов. Однако ее роль в этом как одной из малых оппозиционных партий практически несущественна. Поэтому партия будет делать много ничего не значащих заявлений и терпеливо ждать чужих решений о досрочных выборах.

В то же время партия занята собственной интригой в связи с приближающимися выборами лидера Всеизраильской федерации профсоюзов (Гистадрута). Дело в том, что проигравший внутренние выборы Амир Перец в прошлом был лидером Гистадрута и подумывал выставить свою кандидатуру вновь, но при поддержке партии. Однако на заседании центрального комитета партии Авода Шели Яхимович предложила поддержать нынешнего лидера профсоюзов Офера Эйни, несмотря на то что он не является членом Аводы, а выступает в качестве независимого кандидата.

По мнению Яхимович, Гистадрут никогда не было таким сильным, как в период руководства Эйни. Она подчеркнула, что Оферу Эйни удалось добиться множества улучшений для израильских работников, вынудить работодателей, включая государство, повысить заработную плату и улучшить условия труда. При этом ему удавалось избегать крайней меры — всеобщей продолжительной забастовки. Однако за всеми этими красивыми словами скрыта явная месть бывшему оппоненту и желание «выдавить» его и его людей из партии перед всеобщими выборами.

Амир Перец, надеющийся вернуться в кресло председателя израильских профсоюзов, крайне резко высказался о намерении Яхимович поддержать Офера Эйни. Он призвал активистов партии не поддерживать предложение Яхимович, поскольку Эйни, по словам Переца, не призывал членов Гистадрута поддержать Аводу, не заботился о процветании партии и изменил всем своим прежним соратникам, включая самого Амира Переца. Может ли это привести в новому расколу в партии, покажет время, но то, что эти скандалы вновь ослабляют Аводу, несомненно.

Вот такая обстановка царит в лагере основных политических игроков на израильской политической сцене. Кто и когда сделает свой ход, пока неизвестно никому, но готовность у всех уже фактически номер один.