- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Итоги рабочей поездки Г. Вестервелле в страны Северной Африки

Федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле совершил трехдневную (7–9 января с.г.) рабочую поездку по трем странам Северной Африки с тем, чтобы актуализировать объем и направления немецкой поддержки происходящим там преобразованиям.

Алжир

«Алжир является важным экономическим партнером для Германии и ЕС, — подчеркнул Г. Вестервелле по прибытии в Алжир 7 января с.г. — Мы хотим, чтобы отношения развивались не только экономически, но и политически. Этому и послужит данный визит». Заявление последовало в финале встречи главы федерального МИДа с алжирским коллегой Мурадом Меделси в Алжире.

Обе стороны, в частности, подтвердили готовность к сотрудничеству по возобновляемым источникам энергии. Так, Алжир планирует до 2030 г. осуществить программу по возобновляемым источникам энергии стоимостью 120 млрд долларов. Программа предусматривает создание 100 тыс. новых рабочих мест. В качестве наиболее предпочтительного партнера для реализации амбиционного проекта называется Германия: у ФРГ есть опыт ведущих в мире предприятий, таких, к примеру, как Centrotherm Photovoltaics AG. Специалисты фирмы рассчитали, что энергопроект при учете того, что четыре пятых общей площади страны является Сахарой и есть выход к Средиземному морю, имеет идеальные условия для воплощения. Солнечные установки в Сахаре, если расположить их на площади 65 тыс. кв. км, могут в перспективе покрыть не только европейские, но и мировые потребности в энергии.

В этом контексте важна встреча Г. Вестервелле с министром промышленности Мохамедом Бенмеради. Стороны пришли к мнению: энергетический проект Desertec станет важным звеном сотрудничества не только между ФРГ и Алжиром, но и между Европой и Северной Африкой. Эта тема была продолжена в ходе беседы с премьер-министром Ахмедом Уяхья.

Говоря о политическом векторе развития германо-алжирских связей, Вестервелле указал, что в двусторонних отношениях, сложившихся в последнее время, имеются подвижки. Расшифровывая слова министра, представители немецких кругов, включенные в состав делегации, указали на шесть основных совместных проектов, включая реформу избирательной системы, СМИ и прав женщин. «Мы призываем Алжир продолжать идти по этому пути», сказал Вестервелле. Он приветствовал заявление Алжира о приглашении на следующие выборы европейских наблюдателей, как «важный признак прозрачности». О путях развития демократии Г. Вестервелле говорил с лауреатом Премии мира Немецкой книжной торговли 2011 г. алжирским писателем Буалемом Самсалом.

Глава алжирского МИДа М. Меделси высоко отозвался о двусторонних отношениях не только в экономической, но и в военной сфере, а также в сферах безопасности и культуры. Он подчеркнул заинтересованность страны в реализации идеи «Трансформация партнерства», предложенной ФРГ по итогам «арабской весны» в алжирском формате. Он также отметил важный вклад политических фондов Германии в Алжире.

Перед алжирской демократией стоит ряд проблем. Во-первых, заставить властные структуры провести расследование по фактам гибели 100 тыс. мирных жителей в ходе десятилетней гражданской войны. Во-вторых, покончить с практикой выдавливания с медийного рынка изданий, критикующих власть. В-третьих, определить роль и место исламистских тенденций в обществе.

Комментируя актуальное состояние немецко-алжирских отношений и их перспективу, германский эксперт по Алжиру, бывший профессор в сфере международных отношений Университета Касселя Вернер Руф отметил, что месяцы, прошедшие с начала «арабской весны» в алжирском формате, пока мало что изменили в общественных отношениях. Во-первых, Алжир является коррумпированной страной, и это ставит под сомнение всю проектную германо-алжирскую составляющую. Речь об алжирской Sonatrach — нефтяной компании, входящей в десятку крупнейших в мире энергетических фирм. Алжир пережил в последние годы беспрецедентный экономический бум, в том числе в 2010 г. рост (до 57 млрд долларов) доходов от экспорта газа. Однако, несмотря на мощные общественные потрясения, беднейшие слои населения по-прежнему отлучены от данных капиталов и нищенствуют. Например, в последние месяцы резко возросли цены на пшеницу. Во-вторых, не прекращается практика прежней алжирской элиты по закупке вооружений, в частности, в рамках заключенного два года назад контракта с Россией на сумму 23 млрд долларов.

Власть опирается на высокие доходы, получаемые ежегодно от продажи углеводородов, утверждает эксперт Центра международных исследований парижского Института политических исследований (Sciences Po) Луи Мартинес. Властные структуры не заинтересованы в том, чтобы формировать из Алжира индустриальную высокоразвитую страну: любая индустриализация в секторе малого и среднего бизнеса может привести к осуществлению собственной экономической политики, а это реальная угроза диктату авторитарной власти.

В этой связи Вестервелле призвал власти страны к вовлечению масс в общественную жизнь, подчеркнув, что участие людей в политической жизни и экономические перспективы являются «двумя сторонами одной и той же медали». Немецкие аналитики в этой связи напоминают, что в отличие от многих других стран региона Алжир остался практически незатронутым массовыми народными волнениями. Лишь в начале 2011 г. десятки тысяч молодых людей вышли на улицы в знак протеста против повышения цен на продовольствие. Поэтому президент Алжира Абдельазиз Бутефлика в феврале того же года отменил действовавший на протяжении 19 лет режим чрезвычайного положения и обещал провести реформы. Однако реальных подвижек в этом направлении до сих пор не сделано, указывают немецкие эксперты, высказывая сомнения в эффективности проведенных германо-алжирских переговоров.

Ливия

Как отмечает пресса ФРГ, Гидо Вестервелле, посетивший Ливию 8 января с.г., обещал новому руководству страны дальнейшую поддержку в восстановлении страны после многомесячной гражданской войны. Федеральное правительство предусматривает широкую поддержку реконструкции и демократическим преобразованиям в Ливии. Даже сейчас, когда не завершены боевые действия, федеральное Министерство иностранных дел выделило 8 млн евро на гуманитарную помощь. Кабмин ФРГ предоставит Переходному национальному совету (ПНС) заем в размере 100 млн евро. «Германия стоит плечом к плечу с новой Ливией как друг и партнер», указал Г. Вестервелле. Глава МИДа ФРГ констатировал, что Ливия после продолжавшейся много десятилетий диктатуры сталкивается с различными вызовами — от установления контроля над арсеналами и интегрирования повстанческих формирований в регулярную армию до построения правовых структур. Как подчеркнул Гидо Вестервелле, речь идет в первую очередь о том, чтобы обеспечить демократический прорыв к плюралистическому обществу.

Насколько это возможно в обстоятельствах, когда диктатор Каддафи мертв? Объявленное еще в конце октября 2011 г. ПНС «полное освобождение» Ливии якобы состоялось, но посол ФРГ Райнер Эберле настоятельно советует министру иностранных дел ФРГ садиться в бронированный автомобиль и надевать бронежилет… Демократическое общество строится только в условиях безопасности, делают вывод немецкие эксперты, сравнивая ливийскую ситуацию с иракской.

ПНС, задача которого заключается в организации свободных выборов, ведет непрекращающуюся борьбу с мятежными боевиками за влияние в новой Ливии. Многие лидеры отказываются сдавать оружие, тем самым обеспечивая свою долю власти и доходов от продажи природных богатств страны. ПНС приступил к созданию армии и полиции, которые должны взять под контроль действия боевиков. Тем не менее председатель ПНС Мустафа Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль признался в ходе бесед с Г. Вестервелле, что «дело продвигается вперед медленно».

Пока в наличии факты об угрозе новой гражданской войны, которая в любой момент может развернуться в стране. «Не может быть безопасности, потому что бойцы не сдали оружия. Но если нет безопасности, не будет никакого закона, никакого развития и никаких выборов». Вестервелле заверил переходное правительство, что Германия готова поддержать «реконструкцию социальных и политических потрясений в направлении демократии». Только как поддерживать демократизацию и какой она будет? Существующий в течение 40 лет запрет на деятельность политических организаций был снят.

В данный момент в Триполи немецкие аналитики констатируют растущее влияние исламистов. Дипломаты, в частности, напоминают, что глава ПНС Мустафа Мухаммад Абд-аль-Джалиль заявил: в основу ливийского законодательства лягут законы шариата. Обещание связано с тем, что нефтедоллары из таких стран, как Саудовская Аравия и Катар, пополняют казну исламистских организаций Ливии. Вестервелле склонен надеяться на светскую Ливию, но в Эр-Рияде скорее всего написан иной сценарий для Триполи, что неудивительно, поскольку подобное происходит почти везде в странах «арабской весны».

Интерес Германии к Ливии ясен. Федеральное правительство пытается создать для немецкой экономики новые плацдармы для инвестирования. Ливия с ее крупными запасами нефти и газа представляется немецким предпринимателям перспективным торговым партнером. Эксперт Ханс-Петер Мерц из Торгово-промышленной палаты Среднерурского региона указывает, что сейчас появилась возможность наверстать исторически обусловленное инвестиционное отставание. В то же время в ходе военных действий в Ливии произошло много разрушений, что требует восстановления и, соответственно, открывает перспективы для немецких предприятий. Главную посредническую роль в установлении деловых контактов с партнерами в Ливии играет именно Торгово-промышленная палата Среднерурского региона: она имеет наибольший опыт сотрудничества со странами Северной Африки, ежегодно импортируя товары на сумму 25 млрд долларов. Контакты с Ливией осуществляли 40 немецких фирм, в том числе Bilfinger/Berger, RWE, E.Оn, Thyssen-Krupp, Siemens, Wintershall. Теперь представители среднего бизнеса, также включенные в состав делегации, рассчитывают на выгодные заказы в сферах строительства, автомобилестроения, ремонта техники, производства продуктов питания и товаров широкого потребления, в поставках ливийских сельхозпродуктов.

Готовится к открытию ряд филиалов известных немецких политических фондов с целью содействия развитию светских партий и гражданского общества. Однако по сравнению с идеями и средствами из региона Персидского залива, как говорят германские дипломаты, это «просто мелочи».

Тем не менее министр иностранных дел Г. Вестервелле в прошедших 8 января с.г. беседах с ливийским премьер-министром Абдель Рахимом аль-Кибом в Триполи обговаривал аспекты трансформации именно в аспекте светских преобразований. Он пообещал активную и всестороннюю поддержку в деле восстановления страны после гражданской войны. Желание создания плюралистического общества должно быть закреплено, боевики интегрированы в регулярную армию, конституционные структуры построены. Вестервелле гарантировал помощь ливийским властям в обеспечении безопасности и уничтожении боеприпасов, том числе запасов химического оружия. В ходе переговоров с руководством новой Ливии он делал акцент на возможностях в области возобновляемой энергии и медицинского сотрудничества. В частности, как в плане задействования немецких технологий, так и в строительстве больниц и обучении медицинского персонала. Кроме того, подчеркнул Вестервелле, около тысячи ливийцев — ветеранов гражданской войны — уже могли убедиться в качестве и эффективности лечения в немецких больницах.

Как известно, в июне Германия признала ПНС ливийских повстанцев в качестве законного представителя ливийского народа, однако она не участвовала в операциях НАТО. Немецкое воздержание, по словам ливийского министра иностранных дел Ашура бен Хаяла, не повлияет на будущие отношения между двумя странами. Хотя есть много позиций, которые вначале «возможно, не приветствовались, но отношение Германии было беспристрастным» и были приняты во внимание руководством ПНС, сказал он, имея в виду визит Вестервелле в Бенгази летом прошлого года.

Тунис

Визит министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле 9 января с.г. в Тунис — подтверждение усиления партнерских связей, которые были обозначены в ходе его прежних встреч с руководством страны (Тунис, 12 февраля 2011 и Берлин, 4 июля 2011).

Судя по комментариям немецких аналитиков, федеральный кабмин возлагает на Тунис особые надежды. Гидо Вестервелле заявил, что он воодушевлен прогрессом в Тунисе в процессе перехода от диктатуры к демократии. «Тунис может стать моделью для преобразований в регионе, если ему удастся надежно закрепить начинающийся процесс демократизации», отметил министр иностранных дел ФРГ после переговоров с премьер-министром Хамади Джебали, генеральным секретарем запрещенной при прежнем режиме исламистской партии «Ан-Нахда», и новым президентом Монсефом Марзуки. Эти надежды связаны в том числе с тем, что протестное движение в арабском мире началось в Тунисе в декабре 2010 г. и бывший президент страны Бен Али стал первым арабским лидером, который был вынужден отказаться от власти в результате «арабской весны» в тунисском формате.

Г. Вестервелле высказал также определенную озабоченность Запада в связи с усилением роли исламистов в руководстве страны. Он заявил, что Европа должна привыкнуть к мысли, что «есть исламско-демократические партии подобно христианско-демократическим партиям в Европе».

В ходе переговоров с Монсефом Марзуки Вестервелле отметил прогресс, достигнутый после смены власти. «Если удастся закрепить успех, достигнутый в процессе демократизации и перемен, то Тунис станет образцовой страной региона», — заявил глава МИДа ФРГ. Он напомнил, что в 2012 и 2013 гг. Германия выделит Тунису 32 млн евро для формирования демократических структур, причем 60% этой суммы будет направлено на политико-экономические преобразования, а 40% — на образовательные и научно-исследовательские цели. Эти средства будут израсходованы, в частности, на подготовку журналистов, модернизацию учебных центров и реализацию других проектов правительства, включая студенческий обмен, деятельность Института Гете, учреждение стипендий для одаренной тунисской молодежи.

Германия придает решающее значение защите демократических принципов в Тунисе. Вестервелле подчеркнул это на встрече с блогерами и журналистами сразу после подписания вместе с министром иностранных дел Туниса Рафиком Бен Абдессалемом соглашения о трансформации партнерства. Коренные изменения в обществе невозможны без уважения прав, верховенства закона. В этой связи немецкие чиновники приступят к обучению тунисских коллег-юристов, оказывая содействие в строительстве судебной системы. Для реализации проектов в области занятости, образования и туризма правительство ФРГ списало 60 млн евро долга и выделило 40 млн евро.

Федеральное правительство привлекло к партнерству ведущие немецкие политические фонды, общества по международному сотрудничеству(GIZ), банк развития KfW, Германо-тунисскую торгово-промышленную палату, Deutsche Welle, организацию Media in Cooperation and Transition (MICT), Институт Макса Планка, Германский фонд по правовому международному сотрудничеству (IRZ). С ними реализуются проекты:

• поддержка и консультации сотрудников НПО;

• поощрение квалифицированного освещения выборов в рамках проекта LaTunisieVote;

• медиатренинг активистов политических партий и гражданского общества;

• консультации заинтересованных сторон в процессе правового обучения Transitional Justice;

• содействие реализации запрета на применение пыток и другого бесчеловечного обращения с заключенными по линии World Organisation against Torture;

• обучение молодых безработных выпускников тунисских вузов на курсах немецкого языка с последующим трудоустройством их в немецких компаниях в Тунисе;

• курсы подготовки квалифицированных кадров для работы в сфере возобновляемых источников энергии;

• создание учебного курса для дипломатов тунисского Министерства иностранных дел;

• расширение научного и культурного диалога в регионе по линии Германской службы академических обменов (DAAD).

В Тунисе Г. Вестервелле выступил перед Ассоциацией тунисских предпринимателей (UTICA) и проинформировал их о намерениях по развитию германо-тунисского диалога как в аспекте уже действующих в Тунисе немецких предприятий (в стране представлено 280 фирм ФРГ), так и в аспекте развития, в частности, о перспективном энергетическом партнерстве в векторе возобновляемых источников энергии.

Выводы

Первый. Изменения германо-магрибского политико-экономического курса носят ряд особенностей. Во-первых, на фоне растущей исламизации стран Северной Африки отчетливей обозначился вектор поддержки светского влияния, прежде всего за счет формирования демократических структур на основе общепринятых европейских ценностей. Во-вторых, характерно усиление инвестиционного интереса к крупномасштабным проектам (Алжир, Ливия), обусловленного разворачиванием мощной международной конкурентной борьбы, в которой участвуют Китай, Франция, Италия, Южная Корея, Турция. В-третьих, отмечено качественное расширение германских проектов в Тунисе, что еще раз подчеркивает его роль модели для стран-соседей. В-четвертых, ФРГ наметила значительное увеличение объемов торговли (к примеру, с Ливией удвоение), что означает широкий спектр подготовительной работы, от адаптации немецких технологий к условиям региона Северной Африки до подготовки квалифицированных кадров для работы в немецких фирмах в странах Магриба. По мнению ряда экспертов, в том числе Ханса-Петера Мерца, немецкие фирмы могут выиграть в борьбе, делая ставку на свои общепризнанные сильные стороны.

Второй. В связи с сохраняющимся высоким уровнем коррупции, которую не поколебали общественные потрясения, и угрозой гуманитарного кризиса в ряде регионов Северной Африки следует ожидать изменения объемов гуманитарной помощи беднейшим слоям населения. Немецкие эксперты прогнозируют увеличение финансирования гуманитарных проектов из федерального бюджета.

Третий. Обнародованный 9 января с.г. доклад международной правозащитной организации Amnesty International (AI) свидетельствует о том, что народные восстания в ряде стран «арабской весны» не привели к улучшению ситуации в сфере защиты прав человека. Большинство правительств не поняли, что произошли масштабные перемены, подчеркивается в документе AI. В частности, в Ливии ПНС оказался не способен взять под контроль отдельные вооруженные группировки повстанцев. В этой связи эксперт немецкой секции AI по Ближнему Востоку и Северной Африке Рут Юттнер еще до начала рабочей поездки Гидо Вестервелле по странам Магриба призвала министра иностранных дел Германии затронуть эти проблемы в ходе переговоров. «Внешняя политика ФРГ не должна, как это было в прошлом, поддерживать режимы, которые ради сохранения собственной власти игнорируют права человека», — подчеркнула она. Насколько выполнено пожелание Р. Юттнер, в официальных документах федерального МИДа не указано.

Использованы данные сайтов Федерального МИДа, Германской торгово-промышленной палаты (DIHK), Deutsche Welle, latribune-online, WELT ONLINE, Qantara.de, ZEIT ONLINE.