- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в зоне Сахеля

Последнее обострение в зоне Сахеля, которое в первую очередь связано с активностью туарегов на алжирско-малийской границе, способно породить очень серьезные разногласия руководств Алжира, Мавритании, Нигера с американцами и французами. В Париже и Вашингтоне сейчас крайне пессимистично оценивают ситуацию в этом регионе с точки зрения активизации «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ). Высокопоставленные руководители французского разведсообщества расценивают сложившуюся там обстановку как «большую черную дыру». Примерно такой же оценки придерживаются и в ЦРУ США. В этой связи американцы и французы буквально бомбардируют своих алжирских коллег просьбами о налаживании «всеобъемлющего сотрудничества» на направлении противодействия радикалам в этом регионе.

И пока встречают очень «холодную реакцию». Руководитель «АФРИКОМ» генерал Картер Хам признал, что попытка договориться с начальником генерального штаба Ахмедом Гайдом Салахом о сотрудничества к никаким положительным результатам не привела. Речь шла о разворачивании на алжирских военных базах пунктов базирования американских беспилотников, которые так «хорошо» зарекомендовали себя в Афганистане и послужили своеобразным катализатором беспрецедентного обострения пакистано-американских отношений. В более широком плане Белый дом и Елисейский дворец хотели бы получить от Алжира разрешение на открытие его воздушного пространства для своих ВВС и соответственно операций спецназа. На что им было отвечено категорическим «нет».

Алжир, который возглавляет общие усилия стран Сахеля (Мавритания, Мали, Нигер) по противодействию АКиМ, категорически не приемлет иностранного присутствия в регионе и считает задачу борьбы с исламистами исключительно прерогативой стран Сахеля. Под эгидой алжирских силовиков был создан совместный с Мали, Нигером и Мавританией разведывательный центр в Таманрассете. И здесь важен не сам факт планирования совместных операций, но и подчеркивание именно «регионального» способа решения этой проблемы. Соответственно обмен информацией с «западниками» осуществляется исключительно «в части их касающейся» и только при проведении операций по освобождению заложников из той или иной страны. Это естественно не устраивает ни Париж, ни Вашингтон. Руководитель алжирской разведки, генерал Атман Тартаг, который был назначен на этот пост в декабре 2011 года, является убежденным противником иностранного вмешательства «во внутренние дела», что блокирует все попытки американцев и французов.

Теперь о мотивировке сторон. Если мы берем страны Сахеля, то это, безусловно, «ливийский синдром». Там очень хорошо представляют, чем может закончиться такое «сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом». В том же Алжире попытки разместить в регионе базы слежения и спецназа оценивают, прежде всего, с точки зрения попыток вмешательства американцев и французов во внутриалжирские дела. Здесь опасаются активности американцев и французов по установлению контактов с сепаратистами из числа туарегов. Ну и конечно, отслеживания деятельности сторонников бывшего ливийского режима в том же Нигере или Мали. Этого нынешнее руководство стран Сахеля категорически принять не может, поскольку беглые каддафисты с их миллионами расцениваются как «запасной козырь» в рукаве и основной инструмент для необходимого воздействия на развитие ситуации в Ливии.

Мы уже говорили о подоплеке деятельности АКИМ, которая в принципе представляет собой замаскированный инструмент для бизнеса, связанного с похищением и освобождением за выкуп заложников; вовлечении в него высших военных чинов стран Сахеля; а также конфликте между «алжирской» и «туарегской» частями АКИМ по вопросу «несправедливого» распределения доходов от этого бизнеса. В этой связи, допускать в эту схему посторонних лиц, что может потом обернуться международным трибуналом и соответствующим расследованием, никто не будет.

Отсюда и появившиеся в СМИ заявления руководителей стран Сахеля о том, что сепаратисты-туареги тесно связаны с АКИМ. Связь эта, если и существует, более находится в сфере племенных и родственных отношений. Перевод всех «стрелок» на радикальных исламистов – это испытанное средство для всех арабских режимов, поскольку позволяет перевести любую проблему в сферу, крайне болезненную для Запада.

Что же касается возросшего «интереса» Парижа и Вашингтона к проблеме АКИМ. То это объясняется в большей степени не заботой о заложниках, а обыкновенном начале предвыборной кампании в обеих странах. Тема заложников там очень широко используется в предвыборных баталиях. Если же рассуждать с точки зрения активизации реального радикализма, то гораздо большую опасность представляют события в Нигерии, где ситуация в конфликте между христианами и мусульманами явно выходит из-под контроля. Но это тех же американцев или французов больше волнует пока на словах.