- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Учреждение аналога Совета по правам человека для исламского мира

Вслед за седьмой сессией  Парламентского союза Организации исламского сотрудничества (ПСОИС), прошедшей в 24-31 января текущего года в Палембанге (столице провинции Восточная Индонезия)1, в Джакарте состоялась первая встреча исламского аналога Совета ООН по правам человека.

Решение об учреждении подобной организации было принято ещё 30 июня 2011 г. на 38-й сессии совещания министров иностранных дел ОИС в Астане.Тогда же был принят и устав нового органа. Последний получил официальное название Независимая постоянная комиссия по правам человека (НПКПЧ). Согласно 12-й статье учредительного документа, решения комиссии носят для стран-членов ОИС лишь рекомендательный характер.3

И вот с 20 по 24 февраля в Центральном отеле Джакарты прошла первая сессия нового органа. В ней приняли участие представители восемнадцати стран-участниц ОИС, а также независимые эксперты и наблюдатели. Число 18 было выбрано неслучайно: 6 человек представляли арабские страны, 6 – Азию и 6 – Африку. Интересно, что почти четверть делегатов в рабочем органе одной из крупнейших мусульманских организаций составили женщины. Это были представительницы Индонезии, Малайзии, Афганистана и Судана.

Первые встречи НПКПЧ прошли под председательством генерального секретаря ОИС Экмеледдина Исханоглу. Но в ходе мероприятия делегаты избрали собственного главу  нового органа на следующие 2 года (до 2014 г.). Им стала индонезийка Сити Рухайни Джухаятин.

Как сообщила репортёрам избранный председатель НПКПЧ, собравшиеся в конце февраля в Центральном отеле Джакарты сосредоточились на решении организационных вопросов. Но помимо этого парламентарии успели обсудить положение в Палестине (было также постановлено, что палестино-израильский конфликт должен стать в повестке дня НПКПЧ постоянным пунктом), Сирии и недавнее сожжение Корана в Афганистане.

В конце встречи было решено создать рабочую группу для обсуждения правил процедуры, чтобы к следующей сессии НПКПЧ эта сторона дела была уже детально разработана.4

Пока запланировано, что заседания комиссии по правам человека будут проводиться дважды в год. Вторая встреча должна пройти уже в июне текущего года  в Стамбуле. Сообщается, что Индонезия уже предложила одно из правительственных зданий Джакарты в качестве штаб-квартиры организации, другими претендентами на эту роль выступили Саудовская Аравия и Иран.5

Можно говорить о том, что прошедшее событие имеет значение как для самой Республики Индонезии, так и для всего мирового сообщества.

С одной стороны, создание аналога одного из органов такой влиятельной международной организации как ООН в рамках ОИС отражает стремление (возможно, вынужденное) мусульманского сообщества к конструктивной работе с неисламским миром. В связи с этим всемирная умма вынуждена вырабатывать особый комплекс моральных установок, который не противоречил бы ни исламу, ни современным демократическим ценностям Запада.

Одним из вариантов специфического исламского видения таких идеалов стал  меморандум НПКПЧ. Этот документ был подготовлен членами различных индонезийских неправительственных организаций и государственных университетов. Выработанные требования касаются пяти аспектов общественной жизни.

В первом из них речь идёт об охране прав женщин и детей. Это пожелание конкретизировано в ряде пунктов: обеспечение защиты женщин от домашнего насилия и сексуальных домогательств, способствование более широкому распространению института развода хула (формы развода,  при котором инициатором выступает женщина, причём её права в браке явно никак не нарушаются)6, запрете полигинии, устранения препятствий для женщин к получению образования и занятию ответственных государственных постов.

Все эти требования к исламским странам уже решены в самой Республике Индонезия. Женщины здесь не просто занимают здесь ответственные государственные посты; их право на это закреплено конституционально. (Согласно основному закону страны, не менее 30% основателей любой партии должны составлять представительницы прекрасного пола.) Что же касается полигинии, то исследование, проведенное немецким Институтом имени Гёте, показало, что, по мнению 86,5% индонезийцев, многожёнство недопустимо и ущемляет права женщины.7

Второй пункт меморандума заключается в требовании свободы слова, свободном доступе к информации, внедрения принципов политического плюрализма и многопартийности. Все эти пожелания (по крайней мере, формально) уже выполнены в самой Индонезии. Так, в стране зарегистрировано более 70 политических партий, проводятся выборы президента, прессе предоставлена определённая свобода.8

В третьем пункте речь идёт о скорейшем мирном разрешении палестино-израильского конфликта. Можно отметить, что Индонезия традиционно и последовательно поддерживала палестинский народ в его стремлении к национальной независимости. Широко известен, например, факт, что у этой  далёкой экваториальной страны отсутствуют дипломатические связи с Израилем. А во время одного из своих выступлений в 2011 г. министр иностранных дел Индонезии Марти Наталегава в очередной раз заявил, что установление дипломатических отношений с Израилем возможно лишь после признания на международном уровне независимого палестинского государства.9

Четвёртый пункт касается укрепления межконфессионального диалога. Для Индонезии, за исключением деятельности отдельных экстремистских организаций (большинство из лидеров которых в настоящее время либо отбывает тюремное заключение, как один из лидеров «Джемаа Исламии» Абу Бакр Баашир, либо уже ликвидировано, как, например, Нурдин Мухаммад Топ) эта проблема традиционно неактуальна.

Наконец, пятый пункт — защита прав мигрантов и членов их семей. Это предложение находится в полном соответствии с соответствующей  декларацией АСЕАН, подписанной участницами этой организации в 2007 г. в городе Чебу (Филиппины).10

Можно заметить, что все пожелания меморандума НПКПЧ ОИС уже в том или ином виде выполнены в самой Индонезии. Именно об этом говорил  Экмеледдин Исханоглу во время встречи с президентом Индонезии Сусило Бамбангом Юдойоно в первый день работы комиссии (20 февраля). Тогда председатель ОИС подчеркнул, что проведение первой сессии НПКПЧ в Индонезии подтверждает имидж этой страны как твёрдого оплота демократии и прав человека. Кроме того он указал, что проведение мероприятия в Индонезии означает возвращение этой страны в ряды лидеров незападного мира (после некоторого перерыва после того как Индонезия была одним из государств-инициаторов  Движения неприсоединения и стран-основателей АСЕАН).

Сусило Бамбанг Юдойоно с этим согласился. Он также отметил, что развитие ОИС пошло по пути, пройденному ранее такой международной региональной организацией, как АСЕАН. В связи с этим можно напомнить, что постоянный секретариат Ассоциации стран Юго-Восточной Азии расположен в Джакарте. Межправительственный комитет по правам человека стран-членов АСЕАН был создан в октябре 2009 г. Характерно, что принятие декларации этого органа прошло также под председательством Индонезии в апреле 2011 г.11

Размышляя над этими недавними событиями, можно сказать, что  Индонезия и в самом деле может претендовать на роль лидера неисламского мира. Эта страна на собственном опыте испытала достоинства и недостатки кажется всех существующих моделей развития. До XIII в. она находилась в зоне влияния индо-буддийской цивилизации. До сих пор мы можем видеть на Яве роскошные памятники этой культуры: архитектурно-храмовые комплексы Боробудур и Прамбанан. С XIII в. на большей части территории Малайского архипелага распространяется ислам, который с XV в. более менее мирно уживается с различными течениями христианства, а также индуизма и буддизма.

В своей независимой истории Индонезия попробовала как либеральную демократию западного образца (1950–1959 гг.), так и авторитарный и военный режимы (1959–1967 гг. и 1967–1998 гг. соответственно).

Такое многообразие моделей развития в сочетании с её огромными размерами (около 2 млн км2) и более чем достаточными запасами людских и природных ресурсов выдвигает Индонезию в число претендентов на лидерство в будущей мировой политике.

Однако складывается впечатление, что Индонезия сама ещё не до конца определилась, в какой сфере ей будет выгоднее сыграть руководящую роль: региональном объединении АСЕАН или цивилизационном ОИС. Поэтому страна вынуждена вести очень активную внешнюю политику одновременно в обоих направлениях.

Вместе с тем необходимо отметить, что, по-видимому, индонезийское общество не является единым в вопросе о возможности сочетания ислама с общечеловеческими гуманистическими идеалами. Примером тому может служить столкновение суннитов и шиитов (общины «Ахль Аль-Бэйт»), произошедшее буквально в канун нового года – 29 декабря 2011 г. Тогда, по мнению большинства авторитетных лиц, столкновения произошли на почве бытовых разногласий и семейных неурядиц между братьями Устад Таджул Мулутом  и Русом Алхукама. Мужчины, по несчастью, оказались главами разных религиозных общин: Рус – суннитской, а Мулут – шиитской.12

Поскольку причина столь стремительного обострения противоречий до сих пор остаётся неясной, многие влиятельные персоны Индонезии предполагают, что за этим стоит некая политическая провокация. Этой точки зрения придерживаются, например, Центр по изучению маргинализированных сообществ (Center for Marginalized Communities Studies), глава самой массовой индонезийской мусульманской организации «Нахдатул улама» Саид Акил Сирадж и один из высоких чинов полицейских сил  Республики Индонезия Сауд Усман Насутион. Получается, и власти, и мусульманское духовенство понимают, что речь идёт не о догматических противоречиях и даже не о бытовом споре, а о провокации.13

Вот что говорит активист борьбы за права человека Международного центра правосудия в переходный период (International Center for Transitional Justice) Усман Хамид:

«Беспорядки в Самбанге наряду с нападениями на мечеть в Медане (провинция Северная Суматра) и христианские церкви в Соло (Центральная Ява) указывают на неспособность действующего президента Индонезии Сусило Бамбанга Юдойоно справиться с управлением страной».14

С другой стороны, настороженное отношение местного населения к шиитам можно объяснить причастностью последних к ряду терактов на территории Республики Индонезия. В конце 1984 г. в Маланге были организованы взрывы на рождественских праздниках. Прошла волна арестов, но организаторов так и не задержали. В январе 1985 г. был организован взрыв в Боробудуре – буддийском храмовом комплексе на Центральной Яве, входящем в список культурного наследия ЮНЕСКО. Эта акция вызвала широкий резонанс. Президент Индонезии Сухарто (1968-1998 гг.) назвал террористов фанатиками, не имевшими чувства национальной гордости.

Так и декабрьские события в Нангкранге, конечно, могут быть проявлением естественного страха перед повторением событий 80-х гг.  Но более правдоподобной представляется версия о том, что они были спровоцированы третьей силой для достижения собственных политических целей.

Последнее утверждение пока остаётся довольно голословным. Но если принять во внимание внешнеполитическую активность Индонезии, её настойчивое стремление к лидерству как в региональном, так и в цивилизационном масштабах, то возможность провокации уже не выглядит неправдоподобной. Столкновения на религиозной почве наносят ощутимый удар по имиджу Индонезии как страны, в которой уже произошло реальное объединение мусульманских и общечеловеческих идеалов. А это объективно выгодно для других претендентов на лидерство в мировой умме (например, для Малайзии).

Значение НПКПЧ ОИС для всего исламского мира

Кроме значимости для самого индонезийского общества, учреждение комиссии по правам человека весьма важно и для всего мусульманского сообщества. После официального окончания Холодной войны некоторые западные  мыслители объявили о «конце истории», подразумевая под этим окончание борьбы за гегемонию в мире и окончательное утверждение универсализма западной цивилизации. Но последнее означает также признание западных ценностей в качестве универсальных, а капиталистического пути развития, – если не единственно возможным, то, по крайней мере, наиболее экономически оправданным. Однако следование незападных обществ по этому пути и привело их к осознанию неприменимости единого образца развития для всех мировых культур.

Несоразмерности капиталистического развития, такие как огромная масса деклассированных элементов, быстрый и значительный рост государственного аппарата, распространение коррупции, а также значительные политические просчёты США и их европейских союзников привели к тому, что восточные общества всё больше стали деидентифицировать себя с Западом. В результате всё более актуальным становится термин «цивилизации». Под ним подразумевают крупные наднациональные общности, складывающиеся  на основе истории, языка, культуры и религии.

Можно сказать, что в настоящее время различные существующие цивилизации вынуждены развиваться одновременно под идеологическим и экономическим господством Запада. Возможно, именно поэтому новые общности пока не выработали собственного языка самоанализа и самоопределения. Более того, ещё не утвердилась сама их структура. Так, в трёх из восьми мировых цивилизаций (согласно классификации американского социолога и политолога С. Хантингтона)  — исламской, африканской и латиноамериканской  отсутствует явный лидер. Поэтому пока Запад представляет собой значительный полюс силы, а сами новые наднациональные объединения ещё не являются достаточно прочными образованиями с утвердившейся иерархической структурой, они вынуждены работать одновременно в двух системах координат и языков: западно-демократической и собственной. В таких условиях складывание наднациональных организаций проходит по пути создания структур, дублирующих уже имеющиеся всемирные (а на самом деле всезападные) модели, и в первую очередь ООН.  Создание Независимой Постоянной комиссии по правам человека ОИС и Межправительственной комиссии  по правам человека АСЕАН – лишь два таких примера.

Поэтому пока западное общество ещё обладает достаточным запасом силы и прочности незападные цивилизации вынуждены использовать его общественно-политическую лексику. Например, один из экспертов НПКПЧ Ибрахима Салама отметил, что одной из целей нового органа должно стать утверждение и реклама идеи того, что исламские ценности не противоречат общечеловеческим. Салама подчеркнул роль комиссии как некоего подобия исследовательского центра, который должен заниматься изучением положения в различных исламских странах на соответствие идеалам демократического общества.15

Представляется, что те факторы, которые традиционно называют для объяснения того, почему Индонезия не сможет взять на себя роль лидера исламской уммы (мягкость мусульманского вероучения, периферийное, далёкое от центров традиционного ислама географическое положение), в действительности могут стать козырными картами этого государства в новой политической ситуации.

1.      http://ksap.dpr.go.id/puic2012 [1]

2.      http://www.ktk.kz/ru/news/line/2012/02/23/358125 [2]

3.      http://www.thejakartapost.com/news/2012/02/22/oic-body-told-engage-civil-groups.html [3]

4.      http://iina.me/wp_en/?p=1007003 [4]

5.      http://www.seputar-indonesia.com/edisicetak/content/view/472564/ [5]

6.      http://qa.whyislam.ru/viewtopic.php?f=7&t=1773 [6]

7.      http://edinstvennaya.ua/view/1119/ [7]

8.      http://ru.wikipedia.org/wiki/Индонезия#.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D0.B0.D1.80.D1.82.D0.B8.D0.B8 [8]

9.      http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/19-01-12.htm [9]

10.   http://nasional.kompas.com/read/2011/05/07/12064781/Migrant.Care.KTT.Bukan.Arisan.Rutin [10]

11.   http://www.asean.org/26201.htm [11]

12.   http://www.tribunnews.com/2011/12/29/nu-jawa-timur-sesalkan-peristiwa-pembakaran-di-sampang [12]

13.   http://www.tribunnews.com/2011/12/31/pbnu-ada-desain-besar-di-balik-pembakaran-pesantren-syiah [13]

14.   http://www.tribunnews.com/2011/12/30/usman-hamid-usut-kekerasan-terhadap-warga-syiah [14]

15.    http://iina.me/wp_en/?p=1006973 [15]