- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливийское «эхо» в Сахеле

Восстание туарегов на севере Мали, безусловно, является следствием известных событий в Ливии. Полковник Каддафи, несмотря на свой непредсказуемый нрав, сумел выстроить в свое время пусть во многом несовершенную, но относительно устойчивую систему стабильности в этом регионе. Его уход предопределил всплеск различных сепаратистских движений, которые были им в свое время «укрощены» и «приручены». Оставшись без верховного «спонсора», те же туареги теперь вынуждены сами «озаботиться» своей собственной судьбой. Ситуация на севере Мали в настоящее время близка к гуманитарной катастрофе. Регион покинуло уже несколько десятков тысяч беженцев, что стало предметом озабоченности ООН и ряда благотворительных организаций.

В настоящее время основную силу туарегов представляет Национальное движение за освобождение Азавада (НДЗОА), которое в основном дислоцируется на севере Мали. «Мотором» движения стали бывшие офицеры ливийской армии, которые после свержения Каддафи остались без работы, но с очень большим количеством оружия. В начале октября прошлого года два очень солидных конвоя с туарегами, которые дезертировали из ливийской армии перебрались на север Мали, что положило начало, пожалуй, самой значительной вспышке насилия за последние тридцать лет. Памятник «национального примирения» в Тимбукту, сооруженный из сотен автоматов и пулеметов, и символизирующий «мир между туарегами и малийским правительством», превратился тем самым в исторический анахронизм.

НДЗОА в настоящее время возглавляет коллективное руководство, безусловным военным лидером которого является бывший старший офицер ливийской армии Мохаммед Ад-Наджим. Он имеет репутацию очень опытного и способного командира. Помимо этого, как выяснилось, он обладает качествами и опытного политического стратега, и умением «прийти в нужное время». Ад-Наджим эмигрировал из Мали в 90-е годы прошлого века и прошел хорошую школу в армии Каддафи. При этом, однако, он всегда отчетливо осознавал свою главную цель: возвращение на свою историческую родину, с тем, чтобы возглавить раздробленное движение туарегов. И его момент пришел. Еще весной прошлого года, поняв всю бесперспективность своего дальнейшего нахождения в Ливии, он установил контакты с лидерами двух основных группировок туарегов Движение туарегов на Севере Мали (ДТСМ) и Национальное движение Азавада (НДА). Эти группы находились в «замороженном состоянии», что абсолютно не исключало стремление их лидеров возобновить боевые действия с целью получения широкой автономии в любой удобный для этого момент. Ад-Наджим сумел договориться с руководством указанных групп «о взаимодействии», однако запланированные ими совместные действия по созданию «тыловых баз» на юге Ливии и начала восстания против местных джихадистов и центральных малийских властей летом прошлого года был сорван гибелью лидера ДТСМ Баханги и логистическими проблемами. Это задержало развитие событий до октября и вынудило Ад-Наджима скорректировать свои планы и выбрать север Мали как регион для дальнейшего развертывания сил сепаратистов. Вряд ли в этом случае он действовал по указке уже практически разгромленных к тому времени центральных ливийских властей, скорее речь шла о том, чтобы максимально извлечь пользу из сложившегося положения.

В настоящее время под эгидой НДЗОА объединилось все группы туарегов, о которых мы говорили выше. Из других руководителей движения необходимо отметить известного интеллектуала Билала Ашери, который стал генеральным секретарем политбюро НДЗОА. Председателем политбюро назначен Махмуд Агхали, пресс-секретарем известный журналист Бекай Ахмед. За «права человека» отвечает Ахмед Акхагтман, за социальный блок — Амината Валет Биби, которая одновременно возглавляет Ассоциацию женщин Азавада. Отметим, что такой «набор» Политбюро не случаен: организация явно структурировалась не как «бандформирование», а серьезная политическая организация, члены руководства которой должны иметь весомую репутацию на Западе и по возможности отвечать не только «чаяниям западных правозащитников», но и европейских правительств. На это делается очень большая ставка. Неспроста члены Политбюро еще до начала активной фазы боевых действий посещали европейские столицы, где «разъясняли» на разных уровнях свои требования. Это широкая автономия со своим парламентом наподобие Каталонии в Испании и избавление региона от влияния «Аль-Каиды в странах Магриба». Одновременно среди основных задач НДЗОА следует отметить ликвидацию наркотрафика, который пролегает через Тимбукту и является одной из основных «статей дохода» джихадистов и коррумпированных руководителей силовых структур Мали. Кроме того, туареги пообещали положить конец практике захвата заложников, что, безусловно, нашло широкий отклик, прежде всего в Париже. Среди неофициальных тем консультаций в столице Франции было и обсуждение вопроса о передаче французским компаниям лицензий на разведку и эксплуатацию запасов урана в этом регионе. Естественно, в случае, если Париж окажет НДЗОА дипломатическую и иную поддержку. Последняя кстати уже имеет место, правда, в основном через гуманитарные структуры и ООН. Однако давление на Бамако явно усиливается.

Все эти задачи туарегов, несомненно, отвечают интересам Запада в регионе, на что и делается расчет лидерами НДЗОА. И, судя по всему, небезосновательный. Использование НДЗОА в качестве основного механизма для борьбы с местными джихадистами решает сразу много проблем и избавляет от необходимости вести эту борьбу собственными силами. В настоящее время отряды туарегов атакуют несколько районов, которые считаются оплотом «Аль-Каиды». Это район в 70км восточнее от города Тессалит, где находится база алжирца Бен Зейда, и район вокруг города Акуельхок южнее Тессалита, где дислоцируется еще один алжирский лидер радикалов Муххтар Бельмухтар. Отсюда кстати такое количество беженцев, поскольку лидеры джихадистов в основном опираются на переселенцев из Мавритании, Алжира и Нигера, которые осели в указанных районах в середине 2000 гг. Теперь они изгоняются оттуда туарегами. Кроме того, НДЗОА всячески «размывает» отряды «Аль-Каиды», стараясь «оторвать» от них местных туарегов. И здесь наблюдается определенный прогресс: недавно было объявлено о переходе на сторону повстанцев 25 бойцов и командиров, которые «откололись» от Бен Зейда. Одновременно отряды НДЗОА пытаются выбить из района Тимбукту племенные ополчения лояльных «Аль-Каиде» арабских племен Оулд Милах и Брабиш, которые заняты в обеспечении и охране каналов наркотрафика в этом регионе.

В перспективе нынешняя ситуация сохранится и скорее всего будет всячески неофициально стимулироваться Вашингтоном и Парижем. Правда, в большей степени через гуманитарную помощь. Поскольку оружия и так хватает. А вот угроза голода очень реальна и способна очень негативно сказаться на наступательной способности туарегов.