- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах Ирана по созданию «чистого» Интернета

Иранские власти заявили о том, что в завершающую стадию входит проект создания т.н. Национальной иранской сети Интернет. Напомним, что эта идея зародилась несколько лет назад в недрах организации исламской пропаганды Ирана, которая, хоть и не имеет отношения к высоким технологиям, но призвана усилено контролировать морально-этический облик современной иранской культуры, в т.ч. в информационно-коммуникационной сфере. Намечено, что первая фаза проекта будет запущена в конце мая-начале июня 2012 г., а уже с августа-сентября этого же года провайдерам связи будет разрешено продавать населению доступ лишь к национальному Интернету.

Технически воплощением в жизнь смелой задумки иранских идеологов занимается министерство связи, возглавляемое сейчас Р.Тагипуром. По словам последнего, предполагается, что в обозримом будущем к «чистому» Интернету будут подключены все крупные городы 75-миллионного Ирана. Это позволит гражданам пользоваться такими благами современной цивилизации, как широко-полосный доступ в Интернет, Интернет-телевидение, дистанционное обучение, видеохостинги и многое другое, от чего они сейчас отлучены исламской идеологией и стоящими на ее страже цензорами из той же организации исламской пропаганды и министерства культуры и исламской ориентации.

Предпосылками возникновения идеи внутреннего национального Интернета стало чрезвычайно стремительное разрастание нелегального доступа граждан к таким популярным во всем мире инновациям, как социальные сети, видео- и аудиоконтент. О прозаичной электронной почте разговора не ведем и вовсе – вот уже много лет большинство иранских почтовых ящиков хранятся на «вражеских» серверах, преимущественно США («Yahoo» , «Gmail»). Такое положение дел, разумеется, не могло и не может устраивать власть предержащих в Иране, которые регулярно заявляют о происках врагов, использовании для подрыва стабильности и безопасности режима электронных сервисов, неприкрытом сборе данных о гражданах Ирана, проведении пропагандистской работы с ними через те же социальные сервисы.

Напомним, что на сегодняшний день, по официальным данным, в Иране доступом к глобальному Интернету регулярно пользуется 36,5 млн человек, т.е. приблизительно 48 % от всего населения. Для сравнения: в Индии — 7,1%, в КНР – 18,7%, в России – 27%, т.е. иранцы близки к таким продвинутым странам, как США, где 74,7% населения выходят в Сеть, Япония — 73,8% или Германия – 67%.

Кроме того, на фоне прошлогодних хакерских атак, иранские спецслужбы взяли на вооружение еще один агрумент в пользу создания «чистого» Интернета – обеспечение безопасности промышленной, энергетической и военной инфраструктуры страны.

Работа по реализации национального Интернета включает в себя несколько направлений – создание программного обеспечения и производство необходимых физических компонентов. Эксперты склоняются к мысли, что в большинстве своем речь будет идти о копировании и модификации продуктов известных мировых брендов. Как известно, в досанкционный период у Тегерана были очень хорошие и продуктивные отношения с основными мировыми производителями электронных технологий – Германией, Японией, Тайванем и, как утверждают некоторые журналисты, с США. Взаимодействие продолжалось несколько лет и позволило Тегерану обзавестись достаточным багажом сведений и возможностей контролировать цифровое пространство (поговаривают, что Интернет-цензура в Иране занимает в мире одну из ведущих, чуть ли не первую, позицию). Неудача «зеленой революции» 2009 г., несмотря на поддержку таких гигантов, как «Твитер» и «Фейсбук», а также казус с блокированием разведывательного полета американского беспилотника RQ-170 над территорией Ирана 4 декабря 2011 г., как хвастаются местные военные чины, свидетельствует об «особых и уникальных в рамках региона электронных потенциалах» Ирана.

Структура проекта создания национального Интернета чрезвычайно обширна и также включает создание исследовательских центров, лицензированных компаний-производителей «железа» и программного обеспечения, строгого контроля импортно-экспортных операций, связанных с приобретением электронной продукции, заканчивая модернизацией государственных структур и выделением в их рамках специальных коммуникативных подразделений. Также планируется создать специальную круглосуточную службу мониторинга кибербезопасности, которая, видимо, будет действовать формально в рамках министерства связи, а на деле – в пределах министерства информации (разведки и контрразведки) ИРИ.

Все это свидетельствует о том, что Тегеран всерьез взялся за выстраивание теперь уже электронных барьеров перед лицом, как объясняют официальные лица, «опасной мягкой силы, пытающейся проникнуть в Иран со всех сторон».

Правильное морально-идеологическое обоснование проекта, дает возможность полагать, что с финансированием проблем быть не должно, хотя, принимая во внимание нынешние санкционные трудности Ирана, думается, что все же не все будет гладко и в срок. Главное же, на наш взгляд, «тонкое место» всего этого проекта, не в риске дефицита средств, технологий или людей. Гобальный Интернет со всеми его плюсами и минусами привлек почти половину населения Ирана и стал причиной раздражения властей, которые почувствовали опасность и задумали заменить всемирный доступ на узкоиранский доступ, в котором, очевидно, будут все те же «проверенные» фильмы, речи, литература, статьи. Иными словами – это будет второе гостелерадио Ирана. Таким образом, можно спрогнозировать судьбу «чистого» Интернета: так же, как и с телевидением, еще больше возрастет интерес к нелегальному контенту. А перекрыть полностью канал продажи нужного оборудования, выделенных серверов доступа и пр., необходимого для выхода в глобальный Интернет, не получится, поскольку предприимчивые дельцы не преминут возможностью зарабатывать и на этом. А в Иране, когда речь заходит о доходах (здесь, похоже, можно будет говорить о сверхдоходах), политика и идеология как-то тихо уходят в сторону, отворачиваются. В качестве подтверждающего примера, напомним, что в стране по-прежнему запрещено спутниковое телевидение. Только органы власти, отели и некоторые вузы имеют право устанавливать «тарелки». При этом Иран – один из лидирующих в регионе рынков спутникового телевидения. Здесь доказательства не требуются, достаточно посмотреть на внутренние дворы и крыши домов. Таким образом, «чистый» Интернет в реальности может сыграть с властями злую шутку, пополнив список запретных, но все же доступных и опасных плодов.