- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О туарегском сепаратизме

По утверждению президента Нигера Махамаду Иссуфу, Мали превращается в «африканский Афганистан», что становится угрозой для безопасности Европы. «То, что происходит /в Мали/, представляет большую опасность для наших государств. Для Нигера и Экономического сообщества стран Западной Африки /ЭКОВАС/ это вопрос внутренней безопасности. Но Европа и Франция, в частности, также находятся под угрозой» — заявил он. По словам Иссуфу, в Мали уже сейчас «находятся боевики из Афганистана и Пакистана, а также со всей Восточной Африки». «Экстремистская группировка «Аль-Каида» в странах исламского Магриба» создала новые лагеря подготовки террористов, в частности в городе Гао /север страны/. Нигерийцы из исламистской организации «Боко харам» в настоящее время проводят там свои тренировки», — отметил президент Нигера. Естественно, что основной причиной такого положения дел, по версии нигерского руководителя, является военное вторжение запада в Ливию и свержение режима Каддафи.

Мы специально так подробно процитировали отрывки из интервью Иссуфу. Безусловно, он прав в одном – события в Ливии породили системный кризис в зоне ЭКОВАС, одним из проявлений которого стала активизация туарегского сепаратизма. Что же касается всего остального, то здесь необходимо сделать ряд комментариев.

Совершенно очевидно, что жупел «исламизма и джихадизма» стал разменной монетой для руководителей африканских и арабских стран, которые таким образом пытаются воздействовать на умы и настроения западноевропейских и американских руководителей. Наряду с проблемой голода этот жупел является наиболее эффективным средством влияния на чувства европейских и американских обывателей, которые, как правило, в силу господства «демократических ценностей», превращаются в материальные вещи, типа гуманитарной и финансовой помощи, и «нужные» политические решения, типа продолжения поддержки старой политической элиты, которая де «гарантирует стабильность». Подвести обыкновенный национализм и сепаратизм туарегов под знаменатель «джихадизма» — это значит перевести популярный у Запада тренд «обретения национальной свободы и независимости» в формат «радикализма».

Движение туарегов по обретению национальной независимости по сути своей мало чем отличаются от подобных движений курдов и косовских албанцев. Однако в двух последних случаях мы видим полную поддержку со стороны США и Европы. Колебания в отношении определения своей позиции по отношению к Народному движению за освобождение Азавада (НДЗОА), который взял курс на самоопределение, обусловлен рядом временных факторов. Прежде всего, это позиция Парижа времен президента Николя Саркози, который питал недоверие к туарегам, еще недавно финансировавшихся Каддафи и воевавших за него в период гражданской войны в Ливии. Во-вторых, нежеланием усиливать дезинтеграционные процессы в зоне своего традиционного влияния в Африке. Лидеры ЭКОВАС, и, прежде всего, ставленники Парижа президент Кот Д Ивуара Уаттара и нынешний министр иностранных дел Буркина Фасо Бассоле, решительно выступают против «парада суверенитетов», понимая, чем это грозит им лично. И третье, стремление оставить без решения проблемы с повышенной степенью политического риска на послевыборный период. Теперь эту задачу придется решать новому президенту Франции.

Напомним, что лидеры НДЗОА еще за два месяца до начала своего генерального наступления в Мали через своих представителей в Париже (а это не племенные вожди, а признанные французской элитой интеллектуалы) четко давали понять на всех уровнях французской власти, что они готовы нейтрализовать джихадистов во всех их проявлениях на территории нового независимого государства взамен на официальное признание и инвестиции в добычу полезных ископаемых. А в этой зоне помимо золота разведаны и очень значительные запасы урана. При этом исламская риторика никого не должна смущать, поскольку это универсальная идеология для мусульманских стран.

Туареги были готовы при развитии этого сценария положить конец практике похищения западноевропейских заложников, которая является сейчас одной из основных проблем для той же Европы. Более того, в настоящий момент именно при активном участии НДЗОА завершены переговоры об освобождении алжирских заложников, что доказывает его эффективность для решения задач безопасности.

Что касается утверждений Иссуфу в отношении «афганских и пакистанских боевиков в Мали»; тренировочных лагерях в Гао, в которых якобы тренируются боевики «Бока Харам», и т.п., то это есть ничто иное, как обыкновенный блеф. Если в религиозном университете Тимбукту и есть студенты из Пакистана, то это не повод говорить о массовом наплыве джихадистов из-за рубежа. Как впрочем, нет никаких доказательств и о связях туарегов с нигерийцами из «Бока Хара». Что же касается Гао, то алжирские исламисты долгое время вели переговоры с НДЗОА в отношении получения разрешения на оставление в этом районе своего тылового пункта. И необходимо сказать, что судьба этого пункта будет целиком и полностью зависеть от позиции европейцев в дальнейшем.

Ссылка нигерского президента на события в Ливии справедлива, но не стоит забывать, что Ниамей предоставил убежище каддафистам, которые прихватили с собой несколько миллиардов наличных в твердой валюте. И этот момент тоже необходимо учитывать при анализе высказываний Иссуфу. В настоящий момент тот же Иссуфу активно пытается диверсифицировать зарубежные инвестиции в регион, пытаясь нарушить монополию Франции. Теперь конкуренцию им составят Китай и, с большой степенью вероятности, Великобритания. Обе эти страны готовы к масштабным инвестициям в урановые проекты, несмотря на «угрозу туарегского сепаратизма».

Что же касается позиции Европы и США, то им пора определяться. Отправлять НДЗОА в «самостоятельном плавании» в данной ситуации нельзя. В условиях автономности и неопределенности его лидеры начнут в обязательном порядке зарабатывать деньги на контрабанде оружия, наркотиков и похищении заложников. Необходимо вступать с туарегами в прямые переговоры, определять правила игры и превращать их в мощнейший фактор стабильности в регионе и трансформации «самоопределившихся территорий туарегов» в санитарный «барьер» для минимизации исламистской экспансии и бесконтрольного распространения оружия из неспокойной Ливии. То есть вводить националистическое движение в систему координат глобальной безопасности. Здесь американцам и европейцам придется выбирать между старой элитой региона и политической целесообразностью. НДЗОА в состоянии гарантировать стабильность в регионе, значит путь только один – это прямые переговоры с ним. Именно так, поскольку затяжка с принятием решений приведет к безусловной «сомализации» всего региона. От этого выбора будет зависеть, превратиться ли Мали (и не только) в «африканский Афганистан» или нет.