- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сомали: подготовка к окончательному разгрому «Аш-Шабаб»

Кенийские вооруженные силы, которые составляют костяк и основную ударную силу «Африканской миссии в Сомали» (АМИСОМ), готовятся к решающему наступлению фактически на последний серьезный оплот боевиков «Аш-Шабаб» порт Кисмайо. Мы уже говорили, что генеральный штаб кенийской армии ранее отклонил требования Аддис-Абебы начать это наступление в июле с.г. Кенийцы предпочитают лучше подготовиться, а главное – провести ротацию своего контингента с целью наилучшей адаптации к местным условиям, а также провести доразведку предполагаемого театра военных действий. При этом мнение эфиопской стороны сознательно игнорируется с учетом существующего нежелания Найроби соглашаться с чьим-либо лидерством в формате АМИСОМ. Эфиопская сторона при этом стремится как можно скорее вывести свой контингент из Сомали, исходя, прежде всего, из традиционных неприязненных отношений между народами этих двух стран.

На этом этапе в игру активно включились США в лице Пентагона и ЦРУ. Уже заключено соглашение между Вашингтоном и Найроби об оказании кенийцам дополнительной военной помощи. Одновременно американцы будут осуществлять активную радио- и воздушную разведку целей с последующей передачей ее кенийским военным. Предусматривается и задействование БПЛА с баз в Эфиопии и Йемене. Американцы будут действовать именно с этих двух своих основных тыловых баз в регионе Африканского Рога. В Пентагоне принята директива, которая предусматривает переброску на базы «подскока» и американского спецназа, который будет находиться в резерве. На йеменском острове Сокотра эти части уже дислоцированы и находятся в состоянии повышенной боевой готовности. Кроме того, Пентагон сейчас ведет активные консультации с коллегами из ЕС по вопросу задействования его военных кораблей в операции по захвату Кисмайо. Предусматривается использование кораблей европейских ВМС, которые сейчас находятся в регионе в рамках антипиратской операции «Аталанта» Эскадра ЕС должна помочь кенийским военным блокировать побережье, и в случае необходимости поддержать действия сухопутных сил огнем с моря. Плюс – не допустить бегства исламистов морским путем в Йемен. Начало наступления намечено на середину-конец августа с.г.

Отметим, что трансформация позиции США по вопросу успешного осуществления миссии кенийских войск в Сомали произошла сравнительно недавно и только после очевидных успехов кенийцев по разблокированию Могадишо и освобождению его от исламистов. Здесь мы снова сталкиваемся с очевидной страноведческой аналитической ошибкой прежде всего Госдепартамента США, который на первом этапе подготовки категорически пессимистично был настроен не только против задействования кенийцев, но и контингента АМИСОМ в принципе. Здесь сыграло свою роль слабое знание предмета, а также чрезмерное ориентирование на оценки и мнение контактов американцев в Переходном правительстве в Могадишо. Последнее раздиралось внутренними противоречиями между лидерами различных кланов, которые использовали американцев прежде всего как центр силы для удовлетворения собственных амбиций. При этом ЦРУ США также в основном полагалось на эти оценки, не смогло вовремя перестроить работу и приобрести информаторов в альтернативных от сомалийского правительства кругах. Перестраиваться американцам пришлось «на ходу», в том числе и путем создания стационарных резидентских пунктов ЦРУ в Сомалиленде и Путленде. Кроме того, в формировании адекватной позиции Вашингтона, безусловно, заметную роль сыграл и новый посол США в Кении С.Грейшен. Симбиоз отличного страноведа с не менее хорошим военным сыграл в данном случае на пользу дела. Безусловно, что он присутствовал и в значительном «смягчении» позиции Вашингтона по вопросу реализации обвинительного вердикта Международного уголовного суда (МУС) в отношении кенийских руководителей. Кстати, последнее соображение видимо играло очень большую роль в принятии решения кенийским руководством активно поучаствовать в борьбе с «Аш-Шабаб». Как и тот факт, что кенийское руководство намерено воспользоваться результатами своей миссии для того, чтобы «застолбить» для себя одно из принципиальных мест в получении лицензий на поиски нефти на сомалийской территории. По экспертным оценкам, на территории Сомали находится несколько значительных месторождений углеводородов, и в этой связи кенийские войска видимо будут играть в дальнейшем и роль силового гаранта безопасности их разведки и эксплуатации.

В Вашингтоне приято принципиальное решение о том, что в рамках наступления на Кисмайо силы «Аш-Шабаб» должны быть не только рассеяны, но и доведены до крайней степени истощения своей боеготовности. В этой связи перед Пентагоном и ЦРУ поставлены задачи по физической ликвидации основных лидеров «Аш-Шабаб» либо в период активной фазы предстоящего наступления, либо в предельно короткий срок после освобождения Кисмайо. Основная цель – не допустить бегства основных лидеров исламистов из Сомали. В этой связи подготовлен специальный «черный список» с обозначением «целей». Во главе списка основатель «Аш-Шабаб» Ахмед Абди Мохамад (за поимку или ликвидацию обещано 7 миллионов долларов США); затем идут его ближайшие помощники Ибрагим Хаджи Джама, Фуад Мохамад Халаф, Баир Мохамад Мохамад, Мухтар Робоу (по 5 млн долларов), Заракия Исмаил Ахмед Херси и Абдулахи Яаре (по 3 млн долларов).

Отметим, что в этот список не вошел ни один из руководителей ближайшего союзника «Аль-Шабаб» группировки «Хизбуль Ислам». Это объясняется тем фактом, что в настоящее время через возможности саудовской разведки с ними ведутся консультации по вопросу перехода группировки на сторону Переходного правительства в Могадишо. Правда, пока без особого успеха.