- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Теракт в Бургасе: Болгария – новая точка на карте исламистов

Теракт в болгарском городе Бургас, совершённый смертником в автобусе с израильскими туристами в местном аэропорту «Сарафово» 18 июля 2012 г., стал знаковым не только в силу своего деструктивного характера, но и по ряду других причин. Взрыв, от которого погибло не менее 7 человек и пострадало больше 30-и, стал первым в новейшей истории Болгарии, до сих пор не числившейся среди приоритетных целей исламистов в Европе. Несмотря на то, что личность террориста до конца не установлена, в настоящее время уже можно достаточно уверенно говорить о том, что за взрывом стоят именно силы исламистов. Основную версию вскоре после случившегося озвучили официальные лица Израиля во главе с премьер-министром страны Биньямином Нетаньяху. Согласно ей, теракт в Бургасе был подготовлен боевиками ливанской террористической организации «Хизбалла», за которой, как принято считать, стоят власти Исламской Республики Иран.

И хотя Иран, с одной стороны, осудил направленный против мирных граждан взрыв в Бургасе, а с другой, отверг обвинения израильских политиков, косвенных подтверждений этой версии появляется всё больше. В частности, комментируя на условиях анонимности случившееся в Бургасе газете «Нью-Йорк Таймс», один высокопоставленный американский чиновник заявил, что смертник, убивший шесть израильских граждан, «действовал в соответствии с общей установкой» от «Хизбаллы» поражать израильские цели при первой предоставляющейся возможности. Ещё двое чиновников подтвердили, что «Хизбалла» стоит за взрывом, но отказались предоставить более подробную информацию.

По версии чиновника, озвученной в статье «Хизбаллу» обвинили в атаке на израильских туристов в Болгарии» произошедшее в Бургасе непосредственно связано с тем, что в настоящее время происходит вокруг иранской ядерной программы, а также является ответом на покушения на иранских ядерщиков, которые властями страны приписываются израильским спецслужбам. В пользу этой версии говорят и ранее высказанные одним высокопоставленным израильским чиновником слова о том, что теракт в Бургасе является частью интенсивной волны атак по всему миру со стороны двух организаций: «Хизбаллы» и иранского элитного подразделения Кудс (the Iranian Quds Force), являющегося частью Корпуса стражей исламской революции. «Когда есть необходимость, они работают вместе, в других случаях – отдельно друг от друга», — сказал журналистам неназванный израильский источник.

В то же время, лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла уже успел заявить о том, что группировка не имеет отношения к теракту: «Если бы речь шла о мести за убийство Имада Мугние, жертвами возмездия стали бы не туристы, а действительно виновные в его гибели». Не подтвердилась пока и информация, согласно которой террористом был Мохаммед Мехди Гезали, гражданин Швеции алжирского происхождения, в период с 2002 по 2004 гг. содержавшийся в тюрьме Гуантанамо, а в 2009 г. арестованный за попытку проникновения на территорию Афганистана. Её опровергла Служба государственной безопасности Швеции (SAPO).

Как бы то ни было, а независимо от личности смертника и его предполагаемых связей с «Хизбаллой», ещё одним негативным следствием теракта в Бургасе стало повышенное внимание, которое теперь будет приковано к мусульманской общине страны, хотя в настоящее время и нет каких-либо явных свидетельств причастности её членов к организации взрыва в аэропорту «Сарафово». В отличие от многих европейских стран, в Болгарии ислам был серьёзно представлен на протяжении столетий, ещё с тех времён, когда её территории входили в состав Османской империи.

В новейшей истории Болгарии отношения государства и немусульман страны с адептами ислама не отличались какой-либо серьёзной конфликтностью. Тем не менее, это не мешало партиям и организациям националистического толка использовать исламофобскую и рассчитанную на запугивание немусульманского населения страны риторику для повышения своей популярности. В частности, именно такая тактика позволила коалиции националистических и ультраправых сил «Атака», возглавлявшейся Воленом Сидеровым, в 2009 г. по итогам национального голосования получить представительство в Европарламенте. Нет сомнений, что случившееся 18 июля в Бургасе почти наверняка будет использовано подобными силами для повышения своего политического капитала.

Ещё более тревожным сигналом или следствием теракта в болгарском аэропорту является то, что взрыв стал уже далеко не первой за последнее время насильственной акцией на территории Европы, со всей очевидностью направленной против евреев. Совсем недавно, в марте 2012 г. жертвами экстремиста Мохаммеда Мера во французском городе Тулуза стали преподаватель и трое учащихся еврейской школы «Озар Ха-Тора», хладнокровно застреленные террористом прямо у ворот учебного заведения. Ещё один подросток тогда получил ранения. Всё больше сообщений поступает и о вовремя раскрытых террористических заговорах, целью которых также являлись евреи.

Так, 19 июля британское издание «Йоркшир Пост» сообщило о том, что в подготовке теракта в еврейском районе Манчестера была признана виновной мусульманская пара: 38-летняя парикмахер Шаста Хан (Shasta Khan) и её 33-летний муж, уроженец Бредфорда Мохаммед Саджид Хан (Mohammed Sajid Khan). Приехавшая по вызову о домашней ссоре, полиция обнаружила в доме тайник с материалами, связанными с терроризмом. Среди прочего, в тайнике были обнаружены видео, прославляющие Усаму бен Ладена, руководство по изготовлению взрывных устройств, а также самодельная бомба, составленная из электрооборудования для детонации, а также перекиси и дезинфицирующих веществ, использовавшихся Шастой Хан в своей работе. Данные спутниковой навигации с автомобиля пары показали, что несостоявшиеся террористы несколько дней кружили по еврейскому району Манчестера, выбирая цели для атаки.

Сегодня европейские мусульмане и всевозможные экстремисты, называющие себя таковыми, перманентно жалуются на дискриминацию и ущемление собственных прав, считая исламофобию чуть ли не главной проблемой Европы. Однако в разнообразных и всё более изощрённых по своей жестокости терактах, происходящих и готовящихся на территории государств Старого Света, при этом почему-то гибнет всё больше евреев, а результаты многочисленных исследований всё чаще демонстрируют взрывной рост антисемитизма, источником которого в значительном количестве случаев признаются не столько европейские правые или националисты, как было принято считать ещё не так давно, а исламские общины стран Европы. Таким образом, налицо замкнутый круг: антисемитизм определённой части исламского сообщества континента является побудительной причиной к подготовке как минимум части терактов, а теракты, прочно увязанные (и тут даже не играет роли, насколько справедливо) в общественном сознании с исламской составляющей, предсказуемо ведут к росту исламофобии.

Следствие по делу Шасты Хан и её мужа установило, что источником радикализации пары послужил Интернет, в том числе, сетевой журнал «Аль-Каиды» «Вдохновение» (Inspire), целью которого является поощрение проживающих на Западе мусульман к ведению «джихада» на территории своих стран террористическими средствами. Подобные прецеденты, также, как и теракт в Бургасе или покушения на первых лиц Духовного управления мусульман Татарстана, свидетельствуют о том, что идеология исламистов переживает ренессанс популярности среди запутавшихся и колеблющихся в своей вере мусульман. При этом, теракты всё меньше похожи на акции устрашения (тем более, что сам этот эффект уже давно просто перестал работать) и всё больше – на боевые действия в рамках какого-то затянувшегося конфликта. Что ж, в таком контексте версия о причастности «Хизбаллы» ко взрыву в Бургасе имеет право на существование.