- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: закон о богохульстве и дело Рамши Масих

6 сентября с.г. суд Исламабада удовлетворил иск об освобождении под залог Рамши Масих, обвиняемой в нарушении Закона о богохульстве. Суд вынес решение, выслушав аргументы адвокатов истца и ответчика. Сумма залога — 500 тыс. рупий. Адвокат обвиняемой девушки заявил в суде, что имеет право на внесение залога, так как арестованная девушка является несовершеннолетней. Адвокат истца, напротив, утверждал, что девушка призналась в своей вине и, следовательно, не имела права на освобождение под залог.

Первое заседание суда Исламабада по этому делу состоялось еще 31 августа. Согласно Закону о богохульстве, обвиняемый может быть приговорен к пожизненному заключении.

Рамша Масих была арестована 16 августа якобы за осквернение страниц Корана. В полиции свидетель заявил, что «…когда он вошел во двор ее семьи, она брала из мусорных баков листки Корана для приготовления пищи», и обвинил ее в сжигания страниц Корана. Ее семья проживала в Хамираабаде, одном из бедных районов на окраине Исламабада. После случившегося собравшиеся соседи избили мать и сестру Рамши, а также сожгли несколько домов христиан. В панике христианское население покинуло этот район. Позднее полиция арестовала мать и сестру девушки.

В прессе были приведены противоречивые сообщения о ее возрасте и физическом состоянии. Но, согласно местным СМИ, проведенный медицинский осмотр подтвердил, что она — «несовершеннолетнее лицо с низким IQ, неграмотна». По словам членов семьи девушки, она страдает синдромом Дауна. Отношение к случившемуся вновь разделило пакистанское общество; противники ареста считают, что девушка невиновна и должна быть освобождена.

Закон о богохульстве — очень чувствительная тема для Пакистана, где 97% из 180-миллионного населения являются мусульманами; и обвинения в осквернении Корана или оскорблении ислама вызывает ярость в обществе. Христиане составляют всего около 1,5% населения Пакистана.

Вспоминаются события 2010 г. — убийства высших гражданских чиновников Пакистана. 4 января 2011 г. собственным охранником был застрелен бывший губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир. 2 марта того же года в Исламабаде был убит Шахбаз Бхатти, министр по делам меньшинств федерального правительства; одновременно он занимал пост президента Всепакистанской ассоциации меньшинств. Объединяющим мотивом обоих убийств было одно — уничтожение сторонников реформирования Закона о богохульстве, утверждавших, что закон используется для преследования религиозных меньшинств. Обе жертвы открыто поддерживали законопроект, который был внесен на обсуждение в парламент еще в ноябре 2010 г.

В ноябре 2010 г., после случая с Азией Биби, признанной судом Лахора виновной в богохульстве в июне 2009 г. и приговоренной к смертной казни, членами Пакистанской народной партии/ПНП в нижнюю палату парламента Пакистана были внесены поправки к Закону о богохульстве. Пакистанская пресса писала, что тогда «законопроект разделил страну». Первыми против внесения поправок в закон выступили праворелигиозные партии; они объявили об инициировании 24 декабря 2010 г. общенациональной кампании в защиту Закона о богохульстве. Напротив, правозащитные организации осуждали закон, называя его «дискриминационным.., направленным на поощрение исламского экстремизма», и считая, что он часто используется для сведения личных счетов.

Под давлением общественности законопроект был снят с повестки дня в нижней палате парламента, и представители ПНП, инициировавшие его, «30 декабря 2010 г. обязались сохранить в неприкосновенности Закон о богохульстве, опасаясь протестов со стороны праворелигиозных партий».

В руководстве Пакистана избегают громких заявлений, связанных с Законом о богохульстве, стремясь избежать повторения событий 2010 г. Любое социальное волнение в преддверии всеобщих парламентских выборов в стране очернит имидж ПНП, которая является одним из фаворитов избирательной кампании. Пресс-служба президента сообщила, что «Асиф Али Зардари принял к сведению доклад об аресте несовершеннолетней христианской девушки в Исламабаде по обвинению в богохульстве.., заявив, что Закон о богохульстве нельзя менять, но никому не будет позволено злоупотреблять им для сведения личных счетов».

Арест в августе 2012 г. девушки-христианки вызвал озабоченность со стороны правительств ряда западных стран, Ватикана и некоторых международных правозащитных организаций.

Влиятельная христианская церковная организация в сентябре 2012 г. проведет международную конференцию в Женеве; один из пунктов повестки дня — действие Закона о богохульстве в Пакистане. На конференции слово будет предоставлено представителям религиозных меньшинств: буддистам, христианам, шиитам, ахмадия и т.д. Конференция пройдет 17-19 сентября параллельно с заседанием Комиссии по правам человека ООН, куда «Пакистан (по материалам прессы. – Н.З.) регулярно направляет жалобы на притеснения/ преследования мусульман на Западе».

30 июля с.г. госсекретарь США Х. Клинтон в докладе InternationalReligiousFreedomReportfor 2011 говорила о злоупотреблениях Законом о богохульстве, который ограничивает свободу вероисповедания, права религиозных меньшинств и свободу слова в Пакистане. В стране убивают лиц, обвиненных в богохульстве, или тех, кто публично критиковал законы о богохульстве и призывал к проведению реформы. Под влиянием действия закона о богохульстве нарушения продолжаются. Например, действуют дискриминационные законы, такие как «Закон анти-Ахмадия» (религиозная секта Ахмадия. – Н.З.). Правительство не предпринимает адекватных мер для предотвращения этих инцидентов и реформирования законодательства с целью предотвращения злоупотреблений. Поскольку правительство редко инициирует расследование или уголовное преследование лиц, совершивших экстремистские акты в отношении представителей религиозных меньшинств, не призывает представителей мусульманского большинства к проявлению толерантности, количество подобных нападений увеличилось, в стране налицо климат безнаказанности. По имеющейся информации, были случаи, когда сотрудники правоохранительных органов оскорбляли людей, принадлежащих к религиозным меньшинствам. Правительство предприняло некоторые шаги для улучшения климата религиозной свободы и поощрения терпимости, например, учреждено Министерство общественной гармонии после передачи ему полномочий Министерства по делам меньшинств. После убийства министра по делам меньшинств Шахбаза Бхатти президент назначил его брата, Павла Бхатти, специальным советником по вопросам национальных меньшинств.

В материалах судебного дела Рамши Масих содержатся сведения, предоставленные офицером полиции, проводившим расследование инцидента. В них говорится, что «Халиду Ядону (сторона обвинения. – Н.З.) предъявлено обвинение в подтасовке доказательств, что он намеренно вложил страницы из Священного Корана в пластиковый пакет, чтобы очернить несовершеннолетнюю девушку, которая принадлежала к христианской общине».

Власти Пакистана крайне осторожно относятся к вопросу о судебном деле Рамши Масих, опасаясь волны народного негодования со стороны мусульман. В преддверии всеобщей избирательной кампании, старт которой официально будет дан поздней осенью 2012 г., возглавляющая правящую коалицию Пакистанская народная партия и ее лидер — президент Асиф Али Зардари стремятся избегать социальных «взрывоопасных» ситуаций. Министр внутренних дел федерального правительства Р. Малик взял расследование дела под личный контроль; одновременно он информирует Совет улемов Исламабада о каждом новом шаге расследования; вероятнее всего вопрос с обвиняемой девушкой будет негромко урегулирован.

Но налицо и другой вариант развития событий — политическая оппозиция (в нее входит, например, маулана Ф. Рехман, лидер праворелигиозной партии Джамиат Улема-и-Ислам-Ф (ДУИ-Ф), известный как инициатор массового движения мусульманского населения в защиту Закона о богохульстве в конце 2010 – начале 2011 г.) имеет все шансы возглавить широкую антиправительственную кампанию, которая подорвет шансы ПНП на победу на предстоящих выборах.