- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новая армия нового турецкого режима

Первая четверть ХХI века проходит под флагом эволюционной трансформации политического режима в Турции, символичными событиями которого стали приход к власти умеренно исламской Партии справедливости и развития, вступление в должность премьер-министра Р.Т. Эрдогана и президента А. Гюля, самоустранение военных, возбуждение против них уголовных дел «Бальоз» (Молот) и «Эргенекон» (Прародина) и изменение Конституции страны. Внешнеполитической целью нового режима является изменение статуса Турции – получение ею статуса современной державы мирового уровня. А для этого нужна хорошо обученная, оснащенная и главное – подчиненная армия.

В Турции армия исторически играла сразу две роли – политическую и военную. Именно органическое сочетание этих двух ипостасей и делала ее могущественной. Однако данный факт в ХХ веке был гиперболизирован настолько, что фактически армия оказалась одним из социально-классовых субъектов, который определял направление развития страны, совершал перевороты, отнимал у приходящей к власти исламской партии власть, изменял законы и проводили новые выборы. Все изменилось с победы на парламентских выборах в самом начале 2000-х Партии справедливости и развития.

Лидер партии Эрдоган начал свою политическую карьеру в юности, в 22 года возглавил одну из молодежных ячеек исламской Партии национального спасения. Партия была ликвидирована во время военного переворота 1980-го года, которым руководил начальник генерального штаба Кенан Эврен. Скорее всего, тогда высокопоставленный генерал и представить себе не мог, что спустя 32 года он будет привлечен к уголовной ответственности. Дело, которое на него заведут, когда у власти будет находиться Эрдоган, первые шаги которого в политике делались именно во время переворота 80-го года. В 1980-м году Эрдоган был уволен с работы после отказа сбрить усы, по которым можно легко понять принадлежность турка к религиозной организации.

Политической наследницей закрытой партии стала Партия благоденствия, членом высшего руководящего совета которой быстро стал Эрдоган. В то время на него оказал большое влияние лидер партии Неджметтин Эрбакан, не без участия которого Эрдоган был избран в 1994 году мэром Стамбула.

12 апреля 2012 года произошло не менее важное событие, чем возбуждение уголовного дела против организатора военного переворота 12 сентября 1980 года Кенана Эврена: в рамках расследования событий 28 февраля 1997 года были арестованы 32 офицера. Среди арестованных военнослужащих оказался довольно влиятельный в военных кругах генерал армии в отставке Чевик Бир, а сами события 28 февраля 1997 года в турецкой прессе получили название «постмодернистский» переворот (Постмодернистский переворот — психологический нажим военных кругов на гражданские власти, демонстрация силы и угроза непосредственного военного переворота с целью добровольного ухода в отставку гражданского правительства).

В целом же, переворот 1997 можно назвать бескровным. 28 февраля 1997 года состоялось заседание Совета Национальной Безопасности. После заседания, длившегося 9 часов и проходившего в напряженной обстановке, были выработаны коммюнике и пакет мер, включавший 18 статей. В соответствие с принятыми статьями, премьер-министр лидер Партии Благоденствия Неджметтин Эрбакан подписал решение о сложении полномочий с 30 июня 1997. В 1997 году Партия Благоденствия была закрыта. В 1998 году Эрбакану было запрещено заниматься политической деятельностью в течение пяти лет за попытку нарушения светского режима, в том же году Эрдоган был осужден за пропаганду взглядов, разжигающих национальную рознь, и публичное декламирование стихотворения исламистского содержания: «мечети – как солдаты, а их минареты как штыки» на митинге, проходившем в декабре 1997 г. в провинции Сиирт.

17 апреля 2012 года премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган выступил в турецком парламенте на партийном собрании. Премьер-министр коснулся широкого спектра вопросов от безработицы до политики в отношении Сирии, а также оценил судебные дела, возбужденные против участников событий 28 февраля. Как пишет газета «Заман», Эрдоган выступил с резкой критикой в адрес военнослужащих, оказавшихся сегодня на скамье подсудимых по громкому процессу о событиях 28 февраля 1997 года. В частности, Р. Т. Эрдоган заявил следующее: «Никакая сила, группа лиц или одно лицо не могут быть выше парламента и воли народа. Никто не имеет права попирать или занижать права народа и парламент. Те, кто во время событий 27 мая, 12 сентября и 28 февраля считали, что парламента не существует, ставили свои интересы над волей народа. Это принесло самый большой вред стране и народу». Отвечая на вопрос лидера главной оппозиционной партии Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу о том, какой вред события 28 февраля причинили Партии справедливости и развития, Эрдоган с иронией отметил, что Кемаль Кылычдароглу, по-видимому, не знает истории турецкой политики. «Во-первых, вред причинили народу. Во-вторых, будучи избранным народом на пост мэра Стамбула, я, по директиве (военных-авт.), был посажен в тюрьму».

Эрдоган оказался мудрее своих предшественников. В отличие от них, на протяжении длительного периода времени будучи премьер-министром он не затрагивал на прямую исламскую тематику. При этом медленно, но верно трансформировал судебную систему, влиял на возбуждение уголовных дел в отношении военных, создавал экономическую базу посредством исламских фондов. Иными словами, использовал «мягкую силу» в отношении своих политических противником. Первым переломным моментом стало принятие поправок в Конституцию, когда военные еще могли консолидировано выступить против, но предпочли самоустраниться, судя по всему. преимущественно с целью не допустить отката назад в переговорном процессе о втуплении Турции в ЕС. Эрдоган воспользовался ситуацией и летом 2011 года собрал всех высших военных руководителей во дворце Долмабахче (месте, где умер Ататюрк) и после их отставки фактически заявил о новой странице в истории турецкой армии.

В то же время, нельзя не отметить численность турецкой армии, которая уже вплотную приближается к российской и продолжает удерживать второе место в НАТО. Важно и то, что нынешние власти сделали акцент на перевооружение армии за счет собственного производства.

В ноябре 2011 года Генеральный штаб Турции при новом руководстве впервые официально огласил информацию о численности турецких Вооруженных сил, которая до последнего времени являлось государственной тайной. Выяснилось, что даже ЦРУ, ежегодно публикующее подобную информацию, имело неверные данные. Всего в ВС Турции проходит службу 720 000 человек, из которых 45 0000 – призывники, 40 000 – офицеры, и 50 000 составляет гражданский обслуживающий персонал. Таким образом, турецкая армия по численности является девятой в мире и второй в блоке НАТО, после США, обогнав Великобританию. Учитывая такую динамику роста через 10 лет ВС Турции вполне вероятно войдут в первую пятерку армий по количеству личного состава.

В 2011 году ВМС Турции приняли на вооружение корвет «Хейбелиада», построенный на национальной верфи Pendik по проекту MILGEM. Одновременно с принятием корабля в состав флота на верфи в Стамбуле был спущен на воду второй корвет проекта — «Бююкада». Корветы MILGEM предназначены для рекогносцировки и наблюдения, обнаружения целей, обеспечения безопасности береговых баз, противолодочной борьбы, обеспечения противовоздушной обороны и патрулирования. Корабли длиной 99 метров и водоизмещением 2,3 тысячи тонн способны развивать скорость до 29 узлов, а автономность их плавания составляет десять суток. Корветы проекта MILGEM оснащены рядом радаров для контроля воздушного пространства на небольших дистанциях, сонарами, системой боевого управления G-MSYS, системами радиоэлектронной борьбы, а также различными системами связи, включая Link 11 и Link 16. Каждый корабль вооружен одной 76-миллиметровой пушкой, двумя пулеметами калибра 12,7 миллиметра, восемью крылатыми ракетами Harpoon, пусковой установкой RAM на 21 зенитную ракету RIM-116A и вертикальными пусковыми установками для зенитных ракет RIM-162 ESSM.

В марте 2012 году в Генштабе Турции было заявлено, что планируется построить авианосец длиной 140 метров, водоизмещением 24 тысячи тонн. На строительство должно уйти около 5 лет, еще год – на необходимые процедуры проверки корабля. Через 6-7 лет авианосец будет готов к несению службы. Стоимость корабля оценивается в 1,5 миллиардов долларов. Для корабля также планируется закупить новые истребители у США.

В 2012 году Турция заявила о практической готовности собственного беспилотника, испытание которого, правда, пока что прошло безуспешно. В мае глава Авиационного общества Турции О. Йылдырым, заявил, что организация к 2014 году наладит производство легких пассажирских самолетов, стоимость которых будет сопоставима с ценой на автомобили класса люкс. Ранее, 16 апреля, премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган объявил о желании правительства начать разработку собственных боевых самолетов.

Турецкая армия находится на стадии трансформации. В ближайшие годы она окончательно потеряет статус самостоятельного субъекта турецкой политики, хранителя принципа лаицизма (секуляризации) и подчиниться действующему режиму. В то же время, на лицо улучшение качества турецких вооружений, увеличение численного и качественного состава турецких оборонно-промышленных предприятий. Трансформация политического режима требует не только укрепления «мягкой силы», но и подкрепление «твердой».