- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о реакции стран ССАГПЗ на фильм «Невинность мусульман»

Трагические события, захлестнувшие Ближний Восток и север Африки после распространения в Интернете отрывков из американской киноленты «Невинность мусульман», порочащей пророка Мухаммеда, не обошли стороной и регион Персидского залива.

14 сентября с.г., спустя два дня после убийства американского посла в Бенгази, Секретариат ССАГПЗ от имени всех стран Совета официально осудил как сам фильм, так и нападения на американские посольства, а также дипломатические учреждения союзников США в ряде арабских государств. В заявлении Генерального секретаря ССАГПЗ А.аль-Зайяни было сказано о том, что «создание и демонстрация фильма «Невинность мусульман» являются неприемлемыми действиями, которые невозможно ничем оправдать», отметив, «что подобные киноленты ранят чувства как мусульман, так и не мусульман, неприемлющих осквернения пророков, мировых религий и учений». Осуждая атаки на американские дипмиссии, А.аль-Зайяни подчеркнул, что «наш гнев и наше отторжение данного фильма ни коим образом не может оправдать эти нападения, которые, в свою очередь, лишь служат низменным интересам и целям создателей киноленты».

Одновременно с заявлениями руководства ССАГПЗ в ряде столиц Залива прокатилась волна демонстраций, не носивших, однако, массового характера. Наиболее многочисленной оказалась демонстрация, прошедшая на днях в Кувейте. Инициировавшие ее оппозиционные депутаты от исламских партий призвали граждан страны пикетировать посольство США в Кувейте в знак протеста против распространения упомянутого фильма. Три дня подряд (с 14 по 16 сентября) под стенами американского дипломатического представительства в Кувейте находилось в разное время от 40 до 200 демонстрантов, требовавших публичных извинений от правительства США за нанесенные мусульманам всего мира оскорбления. Наряду с этим звучали и требования к кувейтским властям о немедленной высылке из страны американского посла. К антиамериканской риторике присоединились также отдельные члены кувейтского правительства, во главе с и.о. министра транспорта и социальных вопросов С.Узейной, призвавшим национальные Интернет-компании заблокировать доступ к «Невинности мусульман» на Ютьюбе. По указанию другого члена кувейтского правительства, министра вакуфов и исламских дел был распространено обращение к имамам и муфтиям всех мечетей страны с призывом избегать в своих проповедях и комментариях о фильме «Невинность мусульман» подстрекательств и призывов к возмездию, ограничившись лишь назидательным истолкованием пагубности подобных действий для утверждения принципов толерантности и веротерпимости в обществе.

 

Кувейтский МИД, равно как и все внешнеполитические ведомства стран Залива, разместил на своей Интернет-странице официальное осуждение фильма, назвав его создателей «группой безответственных лиц, преднамеренно сговорившихся с целью осквернения благородного пророка Мухаммеда и всей исламской религии».

В качестве ответного шага, группой депутатов кувейтского парламента была высказана идея о необходимости безотлагательного создания специального государственного целевого фонда для финансирования проекта по созданию киноленты, «отображающей истинную природу ислама и его пророка». Наряду с этим звучали также призывы к правозащитным организациям Кувейта обратиться по официальным каналам к ООН и международным организациям по защите прав человека с требованием осуждения упомянутого фильма.

Неординарным событием в контексте антиамериканских выступлений в регионе Залива стало заявление, сделанное настоятелем Евангелистской церкви Кувейта, пастором Е.Гарибом, который «с возмущением воспринял унизительную ленту о главном символе Ислама», подчеркнув, что «праведное христианство отвергает нападки против религиозных символов, поскольку подобные действия негативным образом сказываются на перспективах налаживания межцивилизационного диалога». От имени Общества кувейтских церквей Е.Гариб выразил единодушное осуждение данной киноленты, призванной «посеять распри и раздор между мусульманами и христианами».

Вместе с тем, общей чертой всех кувейтских демонстраций был их мирный характер, а также осуждение насильственных действий в отношении посольств США и западных стран в арабском мире.

В Саудовской Аравии, являющейся своеобразным духовным лидером мусульманского мира и, одновременно, оплотом исламской религии на Ближнем Востоке, довольно сдержанно встретили сообщения о появлении киноленты «Невинность мусульман», ограничившись ее протокольным осуждением, прозвучавшим в сообщении о телефонной беседе министра иностранных дел королевства с американским госсекретарем Х.Клинтон. В ходе этого разговора глава внешнеполитического ведомства КСА С.Аль-Фейсал высказал негодование по поводу демонстрации фильма, подвергнув резкой критике нападения на посольства США на Ближнем Востоке.

Более эмоциональной была реакция Главного муфтия КСА шейха А.Аль-Шейха, призвавшего международное сообщество «…привлечь к уголовной ответственности лиц, посягнувших на авторитет великих пророков, коими являются Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед». По словам А.Аль-Шейха, подобные провокации нацелены на то, чтобы вызвать силовую реакцию мусульман с целью дискредитации последних в глазах мирового сообщества».

При этом следует сказать о том, что многие наблюдатели ожидали, что реакция Саудовской Аравии на появление данного фильма окажется намного более решительной и агрессивной. По началу говорилось и о том, что, посольству США в Саудовской Аравии нужно быть максимально бдительным после того, что случилось в Ливии и т.п.

Еще свежи в памяти события, происходившие на Ближнем Востоке на фоне скандала о распространении датской газетой Jyllands-Posten ровно 7 лет назад (сентябрь 2005 г.) карикатур на пророка Мухаммеда. В те дни многие арабские страны, в том числе Саудовская Аравия, отозвали своих послов из Дании для проведения консультаций, одновременно инициировав бойкот так полюбившегося в арабском мире датского масла «Лурпак», сыра «Кастелло» и прочих, в основном, продовольственных товаров. Тогда ежедневные убытки датских производителей пищевой промышленности от ближневосточного бойкота составляли около 2 млн долл. США в день. Одновременно с КСА члены бахрейнского парламента, например, потребовали от королевы Дании Маргарет ІІ предоставления публичных извинений за действия датских СМИ, а эмиратский министр юстиции даже обвинил датские власти в исповедовании «культуры терроризма».

Вместе с тем, ничего подобного в этот раз мы не наблюдаем. Возникает вопрос: а в чем же причина сдержанности стран Залива в отношении тех, кто решил надругаться над святынями ислама? Как нам видится, здесь существует ряд факторов. Во-первых, если говорить очень тривиально, то «Америка – не Дания» во всех отношениях и возможных смыслах. Во-вторых, нельзя забывать о том, что осквернение символов ислама сейчас и тогда происходят в совершенно разных геополитических реалиях. В-третьих, на сегодняшний день Саудовская Аравия, равно как Бахрейн и Кувейт испытывают панический страх и ужас перед одной лишь мыслью о массовых демонстрациях и уличных протестах, опасаясь того, что на них начнут звучать, в том числе, и лозунги о свержении монархических режимов, потакающих произволу США и стран Запада.

В процессе расследования, проведенного одной из независимых арабских газет, на поверхность всплыла информация, опубликованная на сайте «Аль-Джазиры» еще в 2009 г. относительно того, что решением руководства катарской холдинговой компании «Аль-Нур» с целью создания киноленты, объективно повествующей о жизни пророка Мухаммеда, из ее фондов было выделено 150 млн долл. США. В качестве директора будущей картины был выбран известный кинорежиссер Б.Осборн, автор всемирно известных кинофильмов «Властелин колец» и «Матрица». Сам Осборн охарактеризовал фильм как «интернациональный эпический проект, призванный разрушить культурные и религиозные барьеры». «Он поможет людям лучше понять истинную природу и смысл ислама», — сказал как-то продюсер.

Именно из-за этой истории, которая, вряд ли имеет что-то общее с историей создания киноленты «Невинность мусульман», в арабских СМИ на днях была «взорвана» информационная «бомба», суть которой состоит в том, что в некоторых Интернет-публикациях начали появляться сообщения о причастности Катара к финансированию фильма «Невинность мусульман». На самом деле, подобные заявления носят, скорей всего, чисто заказной характер, поскольку элементарное сопоставление фактов приводит нас к заключению о том, что картина, о которой писалось в 2009 г. и «Невинность мусульман» – совершенно два разных продукта, не имеющих между собой ничего общего. По нашему мнению, автором этой версии могли стать сирийские блоггеры, пожелавшие лишний раз «подмочить» репутацию катарского руководства.

Следует сказать, что официальна Доха довольно своевременно, но в то же время сдержанно, отреагировала на американскую киноленту о пророке. На официальном сайте МИД Катара размещено заявление, в котором говорится о том, что Катар в равной степени осуждает как сам фильм, так и нападения на американские посольства, повлекшие за собой гибель дипломатов. Внешнеполитическое ведомство страны призвало все стороны «проявить сдержанность, мудрость и хладнокровность в разрешении спорных вопросов, одновременно выразив глубокие соболезнования американскому руководству и народу США в связи с гибелью посла в Ливии вместе с несколькими другими сотрудниками американской дипмиссии.

Последним аккордом в «унисоне» арабского возмущения стал призыв Ливана – страны, председательствующей в Лиге арабских государств, к членам организации провести экстренное заседание для консолидированного обсуждения возможных ответных шагов в отношении создателей киноленты «Невинность мусульман».

В связи с этим на ум приходит мысль о том, что, с одной стороны, национально-идиологическая мобилизация арабских стран, спровоцированная упомянутой кинолентой о пророке Мухаммаде могла бы стать неплохим шансом для сближения государств Ближнего Востока, переживающих в настоящее время глубокий раскол в отношении ряда происходящих в этом регионе событий. С другой стороны, – наличие внешней угрозы, нависшей над универсальными общеисламскими ценностями, могло бы позволить арабским странам заново переосмыслить нынешнее положение дел и попробовать найти пути выхода из тупика, в котором оказались отношения между отдельными государствами Ближнего Востока, в частности, из-за отношения к механизмам урегулирования сирийского кризиса. Хотя, скорей всего, расхождения между странами Залива и Сирии вряд ли сможет устранить скандал, вокруг посягательства на честь и авторитет пророка Мухаммеда, поскольку странами региона уже давно двигают, отнюдь, не религиозные мотивы. Религия на данном этапе стала для арабских стран Залива лишь механизмом осуществления политических преобразований, которые должны отвечать духу времени в контексте стремительной исламизации ближневосточного политического пространства.