Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией, а также Суданом и Южным Суданом. По информации зарубежных СМИ, сирийская оппозиция 29 сентября сообщила о создании единого «руководящего совета», в который вошли «более 80 процентов» оппозиционных организаций. Президенты Судана и Южного Судана О. аль-Башир и С. Киир. 27 сентября подписали в Аддис-Абебе пакет соглашений по вопросам экономического сотрудничества и безопасности.
Повышенной напряженностью характеризуется обстановка в Сирии, где продолжается вооруженное противостояние между режимом президента Б. Асада и оппозиционными силами. На минувшей неделе бои и боестолкновения правительственных войск с отрядами противников режима происходили в городе и провинции Алеппо, в Дамаске и прилегающих к столице районах, в провинциях Идлиб, Хомс, Хама, Деръа, Ракка, Дейр-эз-Зор, Латакия. Наиболее масштабные и ожесточенные бои идут в Алеппо, где 28 сентября мятежники начали «последнюю и решающую битву» за город, однако отступили, встретив жесткое сопротивление армии. В целом, ни боевики, ни правительственные войска не имеют достаточных сил, чтобы переломить ситуацию в городе в свою пользу. В Дамаске на минувшей неделе боевики совершили несколько терактов в различных районах города, в том числе рядом с комплексом зданий министерства обороны и генштаба ВС САР.
Спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими назвал ситуацию в стране «крайне тяжелой, тупиковой», подчеркнув, что до сих пор не располагает планом урегулирования сирийского конфликта, хотя него есть «некоторые идеи», которые он пока не раскрывает. «Камнем преткновения» в сфере политических усилий, по признанию Л. Брахими и других дипломатов, остается отказ сирийских властей обсуждать идею «переходного периода». В то же время правительство САР вновь под-твердило, что «держит открытой дверь для диалога с оппозицией». На минувшей неделе в Дамаске прошла конференция, организованная еще одной группой внутренней оппозиции — Народным фронтом за перемены и освобождение, которую возглавляет вице-премьер САР К. Джамиль. В итоговой декларации форума содержится призыв ко всем сторонам сложить оружие и перейти к мирному этапу выхода из кризиса без предварительных условий. В конференции участвовала группы бывших полевых командиров Сирийской свободной армии (ССА), покинувших ее ряды. В то же время ведущая организация зарубежной оппозиции – Сирийский национальный совет заявил, что не примет предложений о политическом урегулировании от Л. Брахими, пока не будет вынесено решение о срочном прекращении насилия в стране. По информации зарубежных СМИ, 29 сентября сирийская оппозиция объявила о создании единого «руководящего совета», в который вошли «более 80 процентов» оппозиционных организаций, но без ССА — главной силы, ведущей вооруженную борьбу против режима президента Б. Асада.
Сирийский вопрос стал одним из главных на проходящей в Нью-Йорке очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Так, эмира Катара Х. Аль Тани предложил арабским странам осуществить военное вмешательство ситуацию в Сирии на фоне неспособности Совета Безопасности ООН выработать единую позицию по урегулированию сирийского конфликта. Со своей стороны, премьер-министр Катара Х. бен Джасим Аль Тани высказался за создание бесполетной зоны над территорией САР, а также увеличение гуманитарной помощи населению Сирии. В то же время президент Египта М. Мурси заявил, то Каир выступает против иностранного военного вмешательства в Сирию. Президент США Б. Обама призвал Б. Асада уйти с политической арены. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон подверг критике ООН за то, что международной организации не удалось остановить насилие в Сирии, а президент Франции Ф. Олланд призвал ООН защитить сирийские регионы, оказавшиеся под контролем оппозиции, и обеспечить гуманитарную помощь беженцам. Госсекретарь США Х. Клинтон объявила о выделении Вашингтоном дополнительно 45 млн долларов в качестве гуманитарной помощи сирийским беженцам и на поддержку оппозиции. Президент России В. Путин заявил в Москве, что иностранное вмешательство в сирийский конфликт «чревато дестабилизацией и хаосом». Глава МИД РФ С. Лавров 29 сентября предложил с трибуны ООН меры для прекращения конфликта в Сирии, которые следует начать «с всеобщего прекращения огня, освобождения пленных и заложников, доставки дополнительной гуманитарной помощи», что создаст условия для налаживания межсирийского диалога.
27 сентября президенты Судана и Южного Судана О. аль-Башир и С. Киир по итогам четырехдневного саммита в столице Эфиопии Аддис-Абебе подписали соглашения об экономическом сотрудничестве и по вопросам безопасности. Достигнутые договоренности позволят Южному Судану возобновить транспортировку экспортной нефти через суданскую территорию. Два лидера также договорились о создании вдоль границы между двумя странами (1800 км) буферной демилитаризованной зоны и взаимном прекращении поддержки повстанцев, что было главным условием Хартума для нормализации отношений с Джубой. Как ожидается, Южный Судан в ноябре возобновит добычу нефти, которая была прекращена в начале этого года из-за конфликта с Суданом по поводу размера пошлины за транзит нефти. Кроме того, граждане Судана и Южного Судана согласно подписанному договору «о четырех свободах» получили возможность свободно перемещаться, жить, работать и владеть собственностью на территории двух государств. В то же время Хартум и Джуба не смогли прийти к согласию по демаркации границы и принадлежности спорного нефтеносного района Абьей — двух наиболее острых проблем, которые способны вновь спровоцировать вооруженный конфликт между сторонами. Тем не менее, президенты подписали договоренность, согласно которой представители двух государств продолжат работу по демаркации границы.
Президент Египта М. Мурси и госсекретарь США Х. Клинтон провели 25 сентября в Нью-Йорке переговоры, которые эксперты характеризуют как «обнадеживающие и направленные на укрепление отношений между двумя странами». Обсуждалось состояние экономики АРЕ и ситуация на Синае. Особое внимание было уделено вопросам обеспечения безопасности американских диппредставительств в Египте. Тем временем 29 сентября Конгресс США заблокировал пакет помощи АРЕ в размере 450 млн долларов.
Официальный представитель администрации президента АРЕ заявил 26 сентября, что Египет в настоящий момент не будет вносить поправки в мирный договор с Израилем, а Каир имеет все необходимое, чтобы обеспечить безопасность на Синайском полуострове.
Ведущие либерально-демократические движения Египта угрожают бойкотировать предстоящие выборы в Народное собрание и требуют от президента АРЕ М. Мурси распустить Конституционную комиссию, работающую над составлением нового основного закона страны, и в которой, по их мнению, преобладают сторонники исламистов. Демократы требуют вновь сформировать комиссию «с учетом интересов всех общественных и политических сил». В Каире прошло совещание лидеров ведущих светских объединений и партий АРЕ, где было заявлено о создании «Национальной египетской коалиции», главной целью которой является противодействие исламистским силам, и в первую очередь — движению «Братья-мусульмане».
24 сентября власти Ливии подчинили командованию армии два крупнейших незаконных вооружённых формирования в Бенгази — «Бригаду 17 февраля» и «Раф-Аллах ас-Сахати», заменив их главарей кадровыми офицерами ВС. Военнослужащие ливийской армии приступили к ненасильственному выдворению членов вооруженных группировок из общественных зданий и государственных учреждений в Триполи и окрестностях столицы. В Бенгази и Триполи продолжается сдача населением оружия военным властям. Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен на встрече с главой Всеобщего национального конгресса Ливии М. аль-Магарифом предложил помощь альянса в деле укрепления безопасности и обороны страны.
24 сентября президент Ирана М. Ахмадинежад заявил о готовности Тегерана пойти на соглашение с Западом и ограничить запасы обогащенного урана. Однако, по его мнению, в ближайшее время не стоит ждать какого бы то ни было прорыва в переговорах по ядерной программе ИРИ. Президент США Б. Обама считает, что Иран «будет угрожать уничтожением Израиля, угрожать безопасности стран Залива и стабильности мировой экономики. Это риск начала гонки вооружений в регионе и подрыв договора о нераспространении», поэтому «США сделают все, что потребуется, чтобы предотвратить появление ядерных вооружений у Ирана». Завершение Ираном 90 процентов работ по созда-нию ядерного оружия должно стать той «красной линией», пересечение которой должно повлечь за собой жесткую реакцию международного сообщества, заявил с трибуны ООН премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху. В ходе состоявшегося 28 сентября телефонного разговора Б. Обама и Б. Нетаньяху подчеркнули «тесную координацию между США и Израилем относительно исходящей от Ирана угрозы, связанной с распространением и ядерной программой».
28 сентября руководство НАТО сообщило о возобновлении боевых операций с Афганской национальной армией в прежнем объёме после того, как они были частично приостановлены в связи с участившимися вооруженными нападениями афганских военных и полицейских на военнослужащих западной коалиции. Пентагон подтвердил, что США выведут воинский контингент из Афганистана к 2014 г., сохранив лишь незначительное присутствие в стране. Отметим, что с начала афганской кампании ВС США потеряли убитыми 2000 военнослужащих.
Пакистан и Китай заключили соглашение об укреплении двустороннего сотрудничества в сфере обороны, которое предусматривает наращивание обмена делегациями военных экспертов, представителей оборонных ведомств, вооруженных сил и спецслужб. Кроме того, намечено увеличить поставки различных видов китайской оборонной продукции в Пакистан, а также расширить обмен разведданными, в том числе по проблематике регионального и международного терроризма.
29 сентября более 30 тыс. человек вышли на улицы Карачи, выражая протест против американского фильма «Невинность мусульман» и карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных в одном из французских журналов.
Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 27 сентября не исключил возможность возобновления переговоров с курдскими сепаратистами, включая вопрос о находящемся в тюрьме лидере Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалане. Это заявление прозвучало на фоне роста боевой и террористической активности боевиков РПК на территории страны.
На состоявшемся 30 сентября съезде правящей в Турции Партии справедливости и развития ее генеральным секретарем на третий срок был переизбран Р. Т. Эрдоган.
Кенийские войска, оказывающие поддержку переходному правительству Сомали, 29 сентября овладели городом Кисмайо — последним крупным оплотом радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» на юге страны. В захвате города участвовали также правительственные войска Сомали.
Президент Йемена М. Хади предостерег о возможном начале в стране гражданской войны в случае провала национального диалога с участием всех конфликтующих сторон, включая сторонников местного ответвления «Аль-Каиды», которые предварительно должны сложить оружие и отказаться от зарубежной помощи.
В столице Бахрейна Манаме 28 сентября прошла массовая демонстрация шиитской оппозиции, протестовавшей против ущемления прав представителей этой конфессии. В ходе столкновения с полицией погиб подросток, имеются раненые.
Число погибших в результате серии скоординированных терактов, совершенных 30 сентября в 10 городах Ирака, составило 32 человека, ранения получили до 100 человек. Основной целью террористов стали полицейские участки и блокпосты, а также районы, где проживают шииты.
Приложение
О некоторых аспектах ближневосточной политики Китая
В Пекине определяют Ближний Восток как «Великий добрососедский регион» Китая. Целенаправленное и активное расширение многоплановых отношений с ближневосточными странами, укрепление своего авторитета и влияния в этом районе мира по праву относится к одному из приоритетов современной внешней политики Китая. В последние годы экономические и политические позиции Пекина на Ближнем Востоке значительно усилились, что гармонично вписывается в общий тренд внешней политики КНР. Вполне естественно, что Китай, динамично наращивающий свою мощь и играющий ключевые роли в мировой политике, не мог обойти вниманием имеющий важнейшее геополитическое и экономическое значение ближневосточный регион.
По мнению китайских экспертов, Пекин добивается политических и экономических успехов в странах Ближнего Востока с минимальным расходом ресурсов, воздерживаясь при этом от громкой риторики и демонстративных действий, использует преимущественно экономические методы, не наживает себе врагов и не играет «военными мускулами». Отметим, что у КНР не было конфликтов со странами этой части мира, а хорошие отношения с Пекином считаются общепризнанной данностью в регионе. В отличие от других нерегиональных держав, Китай поддерживает отношения со всеми ближневосточными государствами. Так, для стран-экспортеров нефти КНР является важным потребителем и инвестором. Уважительно к Китаю относится Израиль, учитывающий потенциальное китайское влияние в регионе. Хорошие отношения Пекин поддерживает как с аравийскими монархиями, так и с Ираном.
В Пекине заявляют, что в отличие от Запада, который стремится навязывать другим свои ценности и политические системы, Китай взаимодействует с ближневосточными странами «на основе принципов равенства, справедливости, взаимного уважения и взаимной выгоды». Причем в Пекине не задают вопросов о демократии. Поэтому КНР является для арабских стран и Ирана, недовольных политикой США и их союзников, очень удобным партнером. Китай на деле помогает им в экономическом развитии, готовит специалистов, вкладывает средства в развитие инфраструктуры. Со своей стороны, многие ближневосточные государства, причем как союзники США, так и те, у которых с Вашингтоном далеко не лучшие отношения, рассматривают Пекин в качестве противовеса (по большей части потенциального) американскому влиянию в регионе. Данное обстоятельство существенно облегчает китай-цам продвигать здесь свои интересы, а в ряде случаев и конкурировать с США. «В целом позиция Китая в этом регионе последние годы была очень простой: по возможности не вмешиваться во внутренние разборки стран Ближнего Востока, а затем максимально быстро и эффективно поддержать победившую сторону», — утверждает один из китайских экспертов.
Пристальное внимание КНР к странам Ближнего Востока в значительной степени обусловлено факторами энергетического и экономического характера. Быстро растущая китайская экономика требует все большего количества энергетических ресурсов, в том числе углеводородных. В настоящее время КНР является третьим импортером нефти в мире. Причем до 55% китайского импорта сырой нефти приходится именно на страны Ближнего Востока, а к 2017 г. этот показатель может достигнуть 70%. КНР активно сотрудничает в нефтегазовой сфере с Саудовской Аравией (17-18% китайского нефтяного импорта) и Ираном. Получили развитие связи с Кувейтом, Ираком, Оманом, Алжиром и Йеменом. Пекин прилагает усилия по восстановлению связей с Ливией. Китайцы уже инвестировали в арабский углеводородный сектор многомиллиардные суммы, ведут добычу природного газа в Саудовской Аравии, а нефти в Омане и Йемене. Арабские же энергетические компании активно действуют на китайской территории, участвуя в разработке нефтяных и газовых месторождений, строительстве нефтехимических предприятий.
Многие эксперты в сфере энергетики прогнозируют, что китайский спрос на нефть будет неуклонно увеличиваться, а Ближний Восток будет оставаться для Китая важным источником энергоресурсов. Причем ни Россия, ни Центральная Азия, ни Африка не в состоянии его заменить. К тому же такая замена противоречит стратегии энергетической безопасности КНР, согласно которой «Китай старается не впадать в зависимость от одной страны или даже одного региона в вопросах обеспечения своей экономики нефтью, газом и другими ресурсами. Здесь всегда ищут баланс, при котором на того или иного поставщика приходится не более 30–40 процентов поставок». В целом, по мнению западных экспертов, именно «энергетика будет наиболее важным мотивирующим фактором, формирующим китайскую внешнюю политику в отношении Ближнего Востока в поддающемся предвидении будущем».
Между тем экономический аспект ближневосточной политики КНР не ограничивается только энергетической сферой. В условиях обостряющейся в мире торговой конкуренции Китай видит в странах региона емкий перспективный рынок сбыта своей промышленной продукции. Так, в 2011 г. товарооборот между КНР и арабскими странами достиг 195,9 млрд долларов (годовой рост – 35%), а к 2014 г. перевалит за 300 млрд долларов.
Зарубежные эксперты подчеркивают, что по мере усиления экономической мощи и роста политического влияния КНР, американо-китайские противоречия на ближневосточном поле, особенно в энергетической сфере, будут усиливаться. Кроме того, по мере увеличения доли Китая в нефтяном экспорте, особенно из стран зоны Персидского залива, государства этого региона все меньше будут зависеть от американских нефтедолларов.
В последние годы КНР заметно активизировала свою внешнеполитическую деятельность на Ближнем Востоке. Вместе с тем, на сегодняшний день уровень политического влияния Китая в регионе все еще отстает от успехов, достигнутых им в торгово-экономической области. Пекину все еще не хватает политического веса в регионе.
Отметим укрепление политических связей КНР с аравийскими монархиями, особенно с Саудовской Аравией. Пекин играет важную роль в вопросах, связанных с иранской ядерной программой, активно действует на сирийском направлении. Китай стал второй зарубежной страной, которую посетил с визитом новый президент Египта М. Мурси. В ходе этого визита стороны заявили о своем стремлении развивать взаимовыгодное сотрудничество в различных областях. Китай стремится приспособиться к новым реалиям в регионе. В Пекине заявляют: ««Арабская весна» изменила основной цвет политической ситуации в арабском мире, создав великолепный «зеленый» ландшафт, который беспокоит и даже пугает Запад. На самом деле, это отнюдь не «обратный» курс арабской модернизации и секуляризации, не движение вспять. Это отход от многолетней и чрезмерной секуляризации свергнутых режимов, либо возврат к традиционной культуре». Поэтому «мир должен гораздо шире и всестороннее смотреть на эти страны, желая им всяческих успехов. В конце концов, это выбор самого арабского народа».
Китай ратует за стабильность на Ближнем Востоке, особенно в зоне Персидского залива, так как это напрямую связано с его энергетической безопасностью. В Пекине выступают против намерения любого государства Ближнего Востока, включая Иран, создать ядерное оружие, который «несет обязательства в качестве участника ДНЯО». В то же время Китай является сторонником решения иранской ядерной проблемы мирными средствами, без применения силы или угроз, считая, что «международные организации должны придерживаться объективного подхода к Ирану, а иранская сторона должна идти на сотрудничество с МАГАТЭ».
Китайское руководство считает, что на данном этапе Ближний Восток «далек» от проблем обеспечения военной безопасности страны. Китай пока не намерен создавать в регионе свои военные базы. Однако в перспективе КНР может принять меры по обеспечению защиты путей импорта углеводородов. Не получило на сегодняшний день широкого развития и военно-техническое сотрудничество Китая с ближневосточными странами, хотя Пекин и прилагает значительные усилия в этом направлении. Государства региона предпочитают закупки более современных и качественных вооружений в США, Западной Европе и России, к тому же в ряде случаев (Иран, например) возможности ВТС ограничены международными санкциями.
Таким образом, сотрудничая со странами Ближнего Востока, Китай отдает предпочтение длительным и стратегически важным проектам и инициативам. В Пекине не ищут быстрой отдачи от своих действий, предпочитая неторопливую и кропотливую работу на самых разных направлениях. При этом чаще не очень заметно, но целенаправленно и системно КНР занимается укреплением своих позиций в странах региона, всячески стремится заручиться доверием к себе для создания стабильной и предсказуемой обстановки, в которой можно было бы продвигать китайские интересы.