- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 октября 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ливане. Гражданская война в Сирии оказывает растущее негативное воздействие на ситуацию в соседних государствах. Убийство в результате теракта начальника разведывательного бюро Сил общей безопасности Ливана генерала В. аль-Хасана резко обострило обстановку в стране.

В различных провинциях Сирии не прекращаются боевые действия и боестолкновения между правительственными войсками и силами вооруженной оппозиции. На минувшей неделе наиболее масштабные и ожесточенные бои шли в районах примыкающих к границе с Турцией, в провинциях Идлиб и Алеппо, в городе Алеппо. Также бои и боестолкновения происходили в провинциях Хомс, Хама, Дейр-эз-Зор, Хасеке, Деръа, Латакия, Ракка, Дамаск, В самой столице было совершено несколько терактов. Боевики оппозиции совершили диверсию на нефте- и газопроводе в центре страны. Турецкая артиллерия неоднократно открывала огонь по позициям сирийской армии в ответ на падение снарядов, выпущенных с территории САР. По информации израильских военных, отряды ливанской радикальной шиитской группировки «Хизбалла» перебрасываются от границы с Израилем к границе с Сирией в район, прилегающий к сирийской провинции Хомс.

Несколько группировок сирийских повстанцев, в т. ч. Сирийская свободная армия, договорились сформировать единое командование для координации своих действий. Руководители вооруженной оппозиции пошли на этот шаг, столкнувшись с нежеланием иностранных спонсоров помогать разрозненным фракциям с неясными программами на будущее. Вместе с тем, достигнутое соглашение пока не оформлено официально. Тем временем в Вашингтоне опасаются, что ситуацией в Сирии «все больше стараются воспользоваться в своих целях экстремисты» и исламские радикалы.

Сирийский МИД заявил, что Дамаск готов обсуждать варианты по прекращению огня, которые были предложены спецпредставителем ООН и ЛАГ по Сирии Л. Брахими. В частности, речь идет об установлении перемирия на время главного для мусульман праздника жертвоприношения — Ид аль-Адха, который наступает в этом году 26 октября и продлится три дня. Оппозиционный Сирийский национальный совет поддержал эту идею, но при условии, что правящий режим пойдет на прекращение огня первым. Идею перемирия в период мусульманского праздника поддержали ООН, ЛАГ, Иран, Турция, Россия, США и ряд других стран. В то же время некоторые радикальные группировки оппозиции отвергают временное прекращение огня.

После поездки по странам региона Л. Брахими прибыл 19 октября в Дамаск, где провел переговоры с главой МИД САР В. Муаллимом и президентом Сирии Б. Асадом, обсудив с ними вопрос о прекращении насилия в стране. Руководство САР заявило о поддержке миссии Брахими, но при этом было подчеркнуто, что нынешний конфликт следует решать путем «глобального общесирийского диалога» и без вмешательства других государств.

Президент Ирана М. Ахмадинежад считает, что из создавшейся в Сирии ситуации нет иного выхода кроме национального примирения и проведения свободных выборов. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган предложил провести трехстороннюю встречу по Сирии при участии Турции, Ирана и Египта. Эрдоган также считает, что встреча по Сирии может быть проведена еще в двух форматах. Один из них подразумевает участие Турции, России и Ирана, а другой — участие Турции, Египта и Саудовской Аравии.

На минувшей неделе Евросоюз ввел новые санкции против Сирии, расширив «черный список», в который включены еще 28 сирийских чиновников, чьи активы в европейских банках подлежат замораживанию. Кроме того, гражданам стран-членов ЕС запрещено закупать оружие для Сирии, перевозить его в третьи страны или страховать транспортные средства, которые используются для этих целей.

После гибели 19 октября в результате теракта в христианской части Бейрута генерала В. аль-Хасана обстановка в Ливане резко обострилась. Оппозиция, главным образом движения «Аль-Мустакбаль» и «14 марта», стала проводить в Бейруте массовые акции протеста. В центре столицы оппозиционеры разбили палаточный лагерь. Напряженная обстановка сохраняется в городе Триполи и ряде других мест. Ливанская оппозиция отказывается от диалога с властями и требует немедленной отставки правительства Н. Микати, возложив на него «личную ответственность» за гибель генерала и совершенный теракт. Лидеры оппозиции также считают, что за последним терактом стоит Дамаск. Отметим, что генерал В. аль-Хасан считался «человеком» клана Харири в ливанских спецслужбах. Он возглавлял расследования некоторых резонансных дел, связанных с планировавшимися убийствами политических и религиозных деятелей Ливана, курировал расследование убийства в 2005 г. бывшего ливанского премьера Р. Харири.

Между тем президент Ливана М. Сулейман 20 октября отклонил просьбу главы правительства об отставке, попросив Н. Микати остаться на посту «на некоторое время».

Состоявшиеся 21 октября в Бейруте похороны генерала В. аль-Хасана переросли в масштабную антиправительственную акцию. В столице произошли массовые беспорядки, столкновения с полицией и силами безопасности, часть протестующих предприняла попытку штурма резиденции главы правительства. Один из лидеров оппозиции бывший премьер-министр Ливана Р. Харири призвал своих сторонников отказаться от использования силы.

В целом, по оценке экспертов, нынешняя ситуация в Ливане во многом повторяет сценарий событий 2005 г., когда после убийства Р. Харири вспыхнула «кедровая революция», приведшая к уходу из страны сирийских войск и последующей смене правительства.

Глава Национальной ассамблеи Ливии М. Магариф заявил 20 октября, что по прошествии года с момента смерти бывшего диктатора М. Каддафи страну нельзя назвать полностью освобожденной. По его словам, об этом свидетельствуют бои, происходящие в городе Бани-Валид на севе-ро-западе Ливии. М. Магариф также выразил обеспокоенность в связи с задержкой и трудностями в деле реформирования национальной судебной системы и формирования новой профессиональной армии и полиции.

В Бани-Влид на минувшей неделе продолжались бои местного ополчения из числа сторонников М. Каддафи с формированиями Национальной гвардии и ополченцами из Мисураты. С 19 октября войска и «бригада Мисураты» ведут наступление с целью овладения городом. В результате ожесточенных боев имеются десятки убитых и сотни раненых. 21 октября до 50 человек напали на здания парламента в Триполи, требуя прекратить военную операцию в Бани-Валиде.

Спецпредставитель президента США по Афганистану и Пакистану М. Гроссман заявил 16 октября о намерении вашингтонской администрации в скором времени начать переговоры с Кабулом о продлении сроков пребывания ВС США на территории этой страны. Американцы считают, что «это необходимо для проведения контртеррористических операций, а также консультирования и обучения афганских сил безопасности». Речь идет о примерно 25 тыс. военных и нескольких тысячах гражданских инструкторов. Как заявил советник по национальной безопасности Афганистана Р. Д. Спанта, США будут оказывать Кабулу военную помощь, как минимум, до 2024 г.

Посетивший Афганистан генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил 18 октября, что местные силовики контролируют безопасность на большей части территории страны и руководят проведением 80 проц всех военных операций, а также обеспечивают до 85 проц мероприятий по подготовке военных и полицейских. Со своей стороны, президент Афганистана Х. Карзай заявил, что национальные армия и полиция «готовы и желают» взять на себя полную ответственность за обеспечение безопасности в стране.

На минувшей неделе Евросоюз ввел новые санкции против Ирана. В частности, речь идет о запрете сотрудничать с иранскими банками, введении существенных ограничений на торговлю с ИРИ. Так, запрещен экспорт иранского газа в Европу и экспорт в Иран графита, металлов, программного обеспечения для промышленности и нефтеналивных танкеров. Вводится также ряд ограничений для европейского бизнеса на торговлю с иранскими компаниями в области связи и телекоммуникаций, а всем странам ЕС запрещено регистрировать под своими флагами принадлежащие иранским владельцам торговые суда, а также поставлять ИРИ новые танкеры. В то же время в Тегеране заявляют, что новые европейские санкции ЕС не заставят Иран вернуться за стол переговоров с мировыми державами по его ядерной программе. МИД России считает, что новые санкции ЕС в отношении Ирана мешают возобновлению переговорного процесса с Тегераном и наносят удар по единству «шестерки» международных посредников. Аналогичную позицию занимает Китай.

19 октября постановлением Верховного суда Пакистана национальным силовым структурам и бывшим главам государства рекомендовано воздерживаться от участия в политике. По оценкам наблюдателей, данное постановление является «поворотным» в современной истории Пакистана, где высшее командование ВС неоднократно обвинялось в подрыве демократии путем переворотов и оказания давления на политических лидеров.

Израильский кнессет утвердил 15 октября внесенный правительством законопроект о самороспуске. Одновременно депутаты утвердили дату новых парламентских выборов, назначив их на 22 января 2013 г. Большинство политических партий Израиля согласились с необходимостью провести досрочные выборы, поскольку нынешняя правящая коалиция оказалась не в состоянии принять жесткий и непопулярный бюджет на будущий год.

21 октября начались совместные американо-израильские учения сил противоракетной обороны «Суровый вызов-12». На территории и в прибрежных водах Израиля в них участвуют до 1000 израильских и 3500 американских военнослужащих. В ходе учений будут отрабатываться «совместные действия при подавлении потенциальной угрозы на всех фронтах».

В Кувейте в связи с предстоящими досрочными выборами в Национальное собрание усиливается протестное движение оппозиции, выступающей против изменений в избирательном законе, которые дадут проправительственным силам возможность получить большинство мест в парламенте. Оппозиционеры 15 и 21 октября провели массовые демонстрации протеста. 20 октября эмир Кувейта своим указом назначил проведение выборов в Национальное собрание на 1 декабря, но оппозиция намерена их бойкотировать.

В Египте 19 октября новым председателем Партии свободы и справедливости (политического крыла «Братьев-мусульман») избран М. С. аль-Кататни, который ранее занимал пост спикера распущенного в июне Народного собрания (нижней палаты парламента). В этот же день на каирской площади Ат-Тахрир прошла многотысячная демонстрация под лозунгами недопущения превращения Египта в вотчину «Братьев-мусульман» и роспуска Конституционной комиссии, где большинство мест имеют исламисты.

Парламенты Судана и Южного Судана на минувшей неделе ратифицировали соглашения в сфере безопасности и добычи нефти, подписанные конце сентября, а 18 октября власти Южного Судана отдали распоряжение нефтяным и трубопроводным компаниям возобновить добычу нефти. Однако реально экспорт южносуданской нефти может начаться, как минимум, через три месяца, поскольку запуск нефтепроводов является технически сложным процессом.

16 октября власти Иордании сообщили, что внеочередные парламентские выборы в стране пройдут 23 октября 2013 г. Тем временем влиятельные в королевстве «Братья-мусульмане» по-прежнему намерены их бойкотировать.

На палестинских территориях Западного берега реки Иордан 20 октября впервые с 2005 г. прошли выборы в местные советы. Исламисты из ХАМАСа бойкотировали выборы и запретили их проведение в секторе Газа. В голосовании приняли участие 54,8 проц избирателей. В отсутствии главного конкурента в лице ХАМАСа движение ФАТХ во главе с руководителем ПНА М. Аббасом 22 октября объявило о своей победе.

Приложение

 

 

О вооруженных силах Египта

 

 

Вооруженные силы Египта (468 тыс. человек) состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск ПВО и военно-морских сил. Военный бюджет АРЕ в 2011 г. составил 7,4 млрд долларов. Современный Египет обладает наиболее мощным военным потенциалом среди арабских стран.

Верховным главнокомандующим ВС АРЕ является президент республики. Общее руководство вооруженными силами он осуществляет через министерство обороны и генштаб. Министр обороны является главнокомандующим вооруженными силами. На основании решений высших органов государственной власти он определяет структуру и систему комплектования ВС. Генеральный штаб — это высший орган оперативного руководства войсками, координирующий деятельность всех видов вооруженных сил. Начальник генштаба является первым заместителем министра обороны, заместителем главнокомандующего ВС и командующим сухопутными войсками.

В военно-административном отношении территория АРЕ разделена на четыре военных округа: Центральный (штаб в Каире), Западный (Сиди-Баррани), Южный (Асьют), Северный (Александрия). Также имеется несколько военных зон.

Военная доктрина АРЕ носит оборонительный характер, а в ее основе лежит «принцип сдерживания», т. е. поддержания военного равновесия с окружающими государствами «на суше, в воздухе и на море» с целью вынудить их отказаться от применения силы против Египта. Главным противником по-прежнему рассматривается Израиль. Не исключается и возможность участия египетских ВС в военных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке.

Сухопутные войска (340 тыс. человек) имеют в боевом составе два штаба полевых армий, 12 дивизий (пд – 1, мд — 7, тд — 4), 13 отдельных общевойсковых, две ракетные и 15 артиллерийских бригад, группу «коммандос». На вооружении состоит: ПУ ОТР – 9, ПУ ТР – 33, танков – 2385 (в т. ч. М1А1 «Абрамс» — 973); артиллерийских орудий — 1454, в т. ч. самоходных — 492; РСЗО – 450, ПТРК — 4600; ЗРК – 96; ЗРПК – 36; ПЗРК – 2096. Сухопутные войска не имеют своего штаба, а его функции выполняет генштаб ВС и некоторые управления министерства обороны. В последние годы происходило повышение мобильности соединений и частей. Улучшалось качество противотанковых средств, вооружение войсковой ПВО.

Военно-воздушные силы (30 тыс. чел.) состоят из истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, учебной, военно-транспортной и вертолетной авиацией. На вооружении состоит 547 боевых самолетов, 5 самолетов ДРЛО, 30 военно-транспортных, до 400 учебно-боевых и учебных самолетов, 105 боевых и до 140 многоцелевых и транспортных вертолетов, а также беспилотные самолеты-разведчики. Модернизация самолетного и вертолетного парка ВВС считается одним из приоритетов национального военного строительства.

Войска ПВО страны (80 тыс. чел.) включают в себя зенитные ракетные войска, зенитную артиллерию и радиотехнические войска. Свои задачи они выполняют во взаимодействии с истребительной авиацией ВВС и войсковой ПВО. На вооружении имеется 741 ПУ ЗУР, 108 ЗРПК, до 2000 орудий зенитной артиллерии. С помощью США в Египте создана единая система управления ПВО, которая объединяет огневые средства противовоздушной обороны, истребительную авиацию, авто-матизированные центры радиолокационного наблюдения и оповещения, а также самолеты ДРЛО Е-2С «Хокай».

Военно-морские силы АРЕ (18,5 тыс. чел.) состоят из флота, морской пехоты, командования береговой обороны, сил специального назначения. Главные силы флота базируются в Средиземном море, а меньшая часть образует красноморскую группировку. Наличие Суэцкого канала позволяет в случае необходимости оперативно производить маневр силами между двумя морскими театрами. Главной военно-морской базой является Александрия, где расположен штаб флота. Корабельный состав ВМС насчитывает 40 боевых кораблей, 47 боевых катеров и 22 вспомогательных судна.

Египетское командование отводит важное место проведению регулярных мероприятий по оперативной и боевой подготовке штабов и войск. До событий 2011 г. вооруженные силы АРЕ регулярно участвовали в совместных учениях с ВС США, других стран НАТО и ряда арабских государств.

На сегодняшний день уровень подготовки штабов и войск остается недостаточно высоким и не вполне отвечает современному уровню развития военного дела. Слабой стороной ВС АРЕ считается многотипность вооружения, наличие в войсках значительного количества морально и физически устаревшей техники. Личный состав зачастую подготовлен слабо, особенно это относится к солдатам срочной службы. Не вполне отвечают современным требованиям тыл и материально-техническое обеспечение, много недостатков имеется в эксплуатации и обслуживании вооружения и военной техники. Как показали операции против террористов, проводившиеся недавно египетской армией на Синайском полуострове, политические события в стране в 2011-2012 гг., активное участие в них военных отрицательно сказались на боеспособности ВС АРЕ.

Военная промышленность Египта является одной из самых крупных и развитых на Ближнем Востоке. На основе советских, американских, европейских, китайских и собственных разработок в стране создан сравнительно мощный военно-промышленный комплекс. Его предприятия выпускают более 100 наименований вооружения, военной техники и снаряжения.

Главным партнером Египта в военной и военно-технической области являются США. С 1988 г. АРЕ имеет статус «союзника США вне НАТО». Американцы ежегодно предоставляют АРЕ безвозмездную военную помощь в размере 1,3 млрд долларов. Причем руководство АРЕ прекрасно понимает, что реальной альтернативы военной помощи США не существует и не предвидится. Вместе с тем, будущее американо-египетского военного сотрудничества во многом будет зависеть от дальнейшего политического курса нынешнего президента АРЕ М. Мурси. Помимо США Египет поддерживает военно-технические связи с такими странами как Россия, Китай, Нидерланды, Италия, Украина и др.

В условиях сложной военно-политической обстановки на Ближнем Востоке руководство Египта и впредь будет прилагать значительные усилия для укрепления военной мощи страны, рассматривая это в качестве одного из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности. Несомненно и то, что повышение боевых возможностей вооруженных сил будет способствовать активизации региональных амбиций нового руководства страны. Министр обороны АРЕ генерал А. Ф. ас-Сиси заявил 9 сентября, что египетская армия подвергнется масштабным реформам, пройдет перевооружение, будет изменен подход к организации боевой подготовки личного состава.

Исторически в Египте армия по праву считается одним из столпов национальной государственности. Военные сыграли исключительно важную роль в смене правящего режима в АРЕ в 2011 г., не допустив скатывания страны в кровавую гражданскую войну. Вместе с тем, события 2011-2012 гг. подтвердили, что армия утратила былое безраздельное влияние на судьбы Египта. Командование египетских ВС в лице Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) не смогло закрепиться во власти и передало ее избранному президенту Египта, представителю исламистских сил М. Мурси. Как видится, одной из основных причин неудачи военного руководства в схватке за власть стал недостаток опыта политической борьбы у высших армейских чинов, их отстраненность от активного участия в политической жизни АРЕ до событий января-февраля 2011 г. — египетские генералы являются профессиональными военными, а не политическими деятелями. Отметим, что курс на недопущение военных к участию в политических делах, прежде всего внутренних, был начат еще в 1967 г. после провала заговора маршала А. Х. Амера. И с тех пор эту линию неукоснительно проводили в жизнь президенты Г. А. Насер, А. Садат и Х. Мубарак.

12 августа с. г. президент М. Мурси отправил в отставку военное руководство во главе с руководителем ВСВС и министром обороны маршалом Х. Тантауи. Тем самым он ликвидировал существовавшее в стране двоевластие и стал единоличным руководителем государства. При этом министром обороны был назначен генерал-лейтенант А. Ф. ас-Сисси, считающийся сторонником исламистских взглядов. По мнению экспертов, тот факт, что военные не возмутились «неожиданным» решением президента Мурси в отношении армейской верхушки, свидетельствует, что ранее было достигнуто некое соглашение между президентом и генералитетом по предстоявшим отставкам».

И все же, как видится, преждевременно говорить об окончательном поражении военных, их уходе с египетской политической арены и превращение «Братьев-мусульман» в единственный центр власти в Египте. Несомненно, что в случае резкого обострения внутриполитической обстановке в стране, армия, как хорошо организованная и управляемая структура, вновь может выйти на первый план и сыграть стабилизирующую роль.