- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Глобальная салафитская сеть, или «Новая Аль-Каида» (Заметки о политическом исламе) Часть 2

Европейский резерв «Аль-Каиды»

В немусульманских странах, где мусульмане являются меньшинством или в мусульманских странах, где салафиты не являются господствующей религиозно-политической силой, последние объединяются в унифицированные сетевые группировки с использованием Интернета и социальных сетей. Связь с глобальной салафитской сетью проявляется в сознательной и целенаправленной автомаркировке этих группировок – в использовании «знамени салафитов», оно же «знамя Аль-Каиды» как во время политических акций (митингов, шествий и т.п.), так и в символике и эмблематике (в «шапках» сайтов и публикуемых заявлений и т.п.). В разных странах мира есть салафитские группировки, название (и одновременно – адрес в Интернете) которых построено с использованием выражения «Shariah4» («Шариат для»): «Sharia4spain» (Испания), «Sharia4belgium» (Бельгия), «Sharia4EU» (ЕС), Shariah4america (США), «Sharia4france» (Франция), «Shariah4holland» (Нидерланды), «Shariah4hind» (Индия), «Sharia4pakistan» (Пакистан) и даже «Sharia4tanjungbalai» (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств, невозможно использование этого названия, в ходу другие: «Islam4UK» (Великобритания), Millat-Ibrahim (араб. «Община Ибрахима», по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), MarkazAttawhid (араб. «Центр единобожия», салафитский «культурный» центр в Льеже, Бельгия, де факто является филиалом «Sharia4Belgium»). (Перечень группировок далеко неполон, и принадлежность к мировой салафитской сети организаций, мечетей, центров и других форм объединений салафитов в разных странах ещё предстоит осуществить в результате «ручного», неавтоматизированного поиска признаков автомаркировки этих группировок как салафитских через использование ими чёрного знамени «Новой Аль-Каиды» — либо в «шапках» сайтов, либо на демонстрациях и митингах, либо на пресс-конференциях и в видео-роликах, выкладываемых в «YouTube»).

Само название группировок «Sharia4» – программа политического действия, которая заключается в навязывании шариата (как его понимают салафиты) тем обществам и государствам, в которых салафитам удалось создать ячейку, пусть небольшую. Апеллируя к принципам религиозной свободы (которые салафиты отрицают в отношении всех несалафитов – как христиан, и мусульман других направлений ислама – суфиев, шиитов и др.), они требуют введения шариата (еще раз напоминаем: как они его понимают) – для себя и, что удивительно, для всего общества, которому посчастливилось приютить у себя салафитов, — французского, британского, бельгийского и т.д.

Эти группировки подключены к глобальной аль-каидовской сети. Проявляется это в идеологии данных группировок (она получила название джихадистского салафизма), их политической программе и конкретных действиях. Без сложных изысканий и сравнительных исследований можно установить эту связь. Вот иллюстрация – «шапка» сайта Sharia4Spain («Шариат для Испании») — (Подзаголовок: «Исламская альтернатива для Испании».) Справа в «шапке» — салафитское знамя (эмблема) «Новой Аль-Каиды». В самом низу – баннер «Шейх Усама бен Ладен: Нашид (гимн) в память о шахиде – иншаа-Ллах – Усаме бен Ладене». Есть раздел «Салафизм» (исп. Salafia), есть раздел «Джихад» (исп. Yihad).

Во Франции, террорист Мухаммад Мера принадлежал к группировке «Sharia4france» («Шариат для Франции»), названием подразделения которой было «Рыцари чести» (Фурсан аль-изза). После терактов в отношении французских военнослужащих магрибинского происхождения и еврейских детей Мера был убит, и «Аль-Каида» провозгласила его «шахидом». Известно, что Мера проходил идеологическую и диверсионно-террористическую подготовку в лагерях «Аль-Каиды» на афганской территории. Аресты и перестрелки последнего времени (октябрь 2012 г.) во Франции тоже происходят с членами «Sharia4france». (Выясняется, что они планировали отправиться воевать в Сирию.)

Эти салафитские группировки типа «Sharia4…» («Шариат для…») – часть глобальной экстремистско-террористичской сети, имеющая два «крыла» — религиозно-политическое и боевое (диверсионно-террористическое). Будучи международной, т.е. действующей в разных государствах, она в одних случаях действует как чисто религиозная (религиозно-политическая), и спекулируя на религиозных свободах и свободе слова, например, в Европе, осуществляет вербовку, идеологическую индоктринацию членов, проводит ненасильственные акции типа митингов и демонстраций, а в других – действует как боевая (диверсионно-террористическая). Так, она имеет лагеря по боевой подготовке и склады вооружений не в каждой стране, где есть филиалы салафитского движения, а в ряде зарубежных стран, в частности – на территории Афганистана и в афгано-пакистанском пограничье, где открыто действуют «Талибан» и «Аль-Каида», а также в Йемене, Сомали, на стыке Мали, Алжира, Ливии и Нигера. И члены салафитских филиалов, например, в Европе, выезжают из Великобритании, Франции, Германии, скажем, в Афганистан под благовидными предлогами религиозного просвещения или туризма, проходят там диверсионно-террористическую подготовку, возвращаются в свои страны, где образуют «спящие ячейки», а то и просто остаются индивидуальными «спящими моджахедами», которым власти не могут предъявить никаких обвинений, и в дальнейшем используются в ведении боевых или подрывных действий в самых разных странах – на нововозникающих фронтах «глобального джихада». Так, сейчас салафиты из Ливии, Египта, Туниса, Франции, Германии, Марокко, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Пакистана, а также европейских стран — Франции, Германии, Норвегии и др. воюют в Сирии. Отметим здесь, что власти европейских государств осознают проблему, и, например, во Франции в настоящее время обсуждается законодательная криминализация пребывания в лагерях «Аль-Каиды» и «Талибана».

Иностранцы-салафиты, занимающиеся в настоящее время в Сирии диверсионно-террористической деятельностью, распределены по таким группировкам, не скрывающими своей связи с «Аль-Каидой», как «Фронт поддержки населения Великой Сирии» (Джабха ан-нусра ли-ахль аш-Шам), «Знамя [исламской] уммы» (Лива’ аль-умма), «Сторонники ислама» (Ансар аль-ислам), «Батальоны [имени] Абдаллы Аззама» (Ката’иб Абдалла Аззам), «Воинство Великой Сирии» (Джунд аш-Шам), «ФАТХ ислама» (Фатх аль-ислам), «Батальоны Фарука» (Ката’иб аль-Фарук). (Список неполный.) Конечно, в этих аль-каидовских подразделениях есть и местные салафиты-сирийцы, которые нужны, как минимум, в качестве проводников. И наоборот, в группировках типа «Моджахеды на пути Аллаха» (Аль-Муджахидун фи-сабиль Аллах), состоящих из местных салафитов-сирийцев, есть иностранцы.

 

«Точечный» Халифат

 

После событий «арабской весны» салафиты включились в борьбу за власть. В Египте в видах парламентских выборов и тогда ещё неизвестных перспектив выборов президентских салафиты, вопреки своим идеологическим установкам, запрещающим создание партий и участие в работе законодательных органов, создали в Египте несколько политических партий – «Партию Света» (Хизб ан-Нур), «Партию самобытности» (Хизб аль-асаля). Создала свою партию – политическое крыло под названием «Партия строительства и развития» (Хизб аль-бина’ ва-т-танмия) – экстремистская и террористическая салафитская «Исламская группа», или «Исламский джамаат» (Аль-Джама‘а аль-исламийя). (Отметим здесь, что парламентский успех салафитов в Египте подвигнул салафитов в других странах на создание своих партий: в секторе Газа была предпринята попытка создать «Салафитскую Партию Света в Палестине» — Хизб ан-Нур ас-салафи фи-Филястин, но попытку пресёк ХАМАС; в Йемене создаётся «Салафитская Партия Правильного Пути» — Хизб ар-рашад ас-салафи).

Стойкие салафиты, не поступившиеся принципами и не создававшие политических партий, очень удачно и результативно используя социальные сети и мечети как пункты сбора, в том же Египте создали «снизу», в деревнях и городских кварталах подразделения «Комитета по поощрению добродетели и предотвращению порока» на манер существующего в Саудовской Аравии. И они стали для многих мест локальными органами власти.

Во всех арабских странах, как мы указывали выше, активизировалсь «Аль-Каида». Бывший глава внутренней разведки Франции Ив Бертран в интервью ТВ «Аль-Арабийя» 16 сентября 2012 года, обсуждая активизацию «Аль-Каиды», успокоил — заявил, что «Аль-Каида» неспособна захватить власть в той или иной арабской или североафриканской стране. Но аль-каидовцы и не собираются захватывать власть в границах существующих государств, которые они, кстати сказать, считают искусственными и не признают. Их тактика иная. Тактика салафитов из «Аль-Каиды» и союзных или ассоциированных группировок — создание «исламских эмиратов» или «шариатских зон». Они создают небольшие по размеру – в масштабах зоны расселения родственных племён, города, деревни или даже городского квартала — квази-государства, «исламские эмираты». Это – территориальные анклавы на территории государства, неподконтрольные (или не вполне подконтрольные) официальным властям. В этих анклавах действуют не законы того или иного государства (и уж, тем более, не международное право – аспект проблемы, на который, кажется, никто не обращает внимания), а то, что салафиты объявляют «законами шариата». Некоторые из этих анклавов называют «шариатскими зонами».

В Афганистане, напомним, продолжает, параллельно карзаевскому Афганистану, который держится на американских штыках, существовать «Исламский эмират Афганистана». В Ливии летом 2011 года исламские эмираты, подконтрольные «Аль-Каиде в странах исламского Магриба», «Сторонникам шариата» и «Единобожию и джихаду», были провозглашены в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат. В Йемене на весну 2012 года исламские эмираты, подконтрольные «Аль-Каиде на Острове Арабов» (Аль-Ка‘ида фи-Джазира аль-араб) и «Сторонникам шариата» были в городах и населённых пунктах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован аль-каидовцами в Вакáр), Ридаа. В марте того же года целых три провинции — Абйян, Шабва и Хадрамаут были объявлены исламскими эмиратами. В Сомали к тому времени уже сущестовал «исламский эмират Шабелле». В Тунисе весной 2012 года деревня Сежнан недалёку от Бизерты стала «исламским эмиратом Туниса». В Мали «Сторонники религии» создали «исламский эмират Тимбукту». В Египте, в столице страны Каире, в квартале Имбаба салафитский «исламский эмират» существует уже много лет. В Газе (Палестинская автономия) летом 2009 года группировка «Воинство сторонников Аллаха» (Джунд Ансар Аллах) под руководством салафитского проповедника Абдель-Латифа Мусы провозгласила «исламский эмират» в городе Рафах. (Тогда же «исламский эмират» вместе с его руководителем был ликвидирован в результате военной операции боевиками ХАМАСа, которых «Воинство сторонников Аллаха» обвиняло в недостаточной приверженности исламу.) На территории России существует полувиртуальный-полуреальный «Имарат Кавказ» — «исламский эмират Кавказа». В Иордании есть «исламский эмират» de facto – город Эз-Зарка. В условиях идущей в Сирии гражданской войны трудно уследить за происходящим, но точно известно, что салафитские «исламские эмираты» провозглашались в городе Дераа на юге Сирии и в Биннише, расположенном в провинции Идлиб (северо-запад Сирии в 30 километрах от сирийско-турецкой границы). В 2011 году группировка «Мусульмане против Крестовых походов» («Muslims Against Crusades», другое название «Islam4UK») заявила о создании независимых эмиратов, полностью подчиняющихся шариату в городах Бредфорд, Йоркшир, Дьюсбери и в лондонском Ист-Энде. Эти точки на карте – части полувиртуального-полуреального Халифата. В Египте с начала августа 2012 года на Синае идут бои, в которых части регулярной армии вынуждены применять авиацию, артиллерию и танки. Там воюют боевики из старых и новых группировок, ассоциированных с «Аль-Каидой»: салафитская (они сами заявили о том, что следуют салафизму) группировка «Совет шуры моджахедов в окрестностях Иерусалима» (Маджлис Шура аль-муджахидин фи акнаф аль-Макдис); «Джихадистский салафитский джамаат на Синае» (Аль-Джама‘а ас-салафийя аль-джихадийя фи-Сина’); египетско-палестинская группировка «Единобожие и джихад» (Ат-Таухид ва-ль-джихад); «Сторонники Сунны» (Ансар ас-Сунна); «Армия ислама» (Джайш аль-ислам); «Армия [исламской] уммы» (Джайш аль-умма). Там же воюют «моджахеды» из «Партии исламского освобождения» (Хизб ат-тахрир аль-ислами) в секторе Газа, делом опровергая собственные утверждения о мирном характере партии. По нашей гипотезе, цель боевой активности салафитов на Синае, которых там скопилось не менее 2 000 «штыков», – создание «исламского эмирата Клизмы» (араб. Кальзам), как раньше назывался Суэц, для контроля за Суэцким каналом в интересах аравийских монархий (в первую очередь – Саудовской Аравии), которые должны иметь подконтрольный им путь нефтетрафика в Европу через Красное море в видах будущей войны в Персидском заливе, которая надолго закроет не только Ормузский пролив, но и весь Залив. По нашей оценке, антиизраильские акции салафитов на Синае (в первую очередь созданного совсем недавно «Совета шуры моджахедов в окрестностях Иерусалима») – способ легализации в глазах арабского общественного мнения и одновременно – приём мобилизации аль-каидовской «пехоты» из Египта, Газы, других арабских, а также европейских стран